Спрос. закон спроса. кривая спроса.
Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
1. Цена данного товара (Р);
2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);
3. Текущие доходы потребителей (V);
4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
5. Объективные (внешние) условия потребления (N);
6. Ожидания потребителей (Е).
7. Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:
QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.
Функция спроса от цены: QД = f (P).
Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «D» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.
Факторы предложения:
1. Цена данного товара (Р);
2. Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);
3. Издержки производства и уровень технологий (С);
4. Налоги и субсидии (Т);
5. Объективные (внешние) условия производства (N);
6. Ожидания производителей (Е).
Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:
QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).
Функция предложения от цены:
QS = f (P).
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены.
Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.
Рыночное равновесие.
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = PD = PS - равновесный объем производства.
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.
А. Реакция рынка на изменение «D».
Предположим, что «V» возрастает.
Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества).
Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.
В. Реакция рынка на изменение предложения.
Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.
Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке e1.
Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».
При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Рe и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.
Выбор потребителя.
Индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей точно сказать, предпочитают они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.
При порядковом подходе для исследования спроса используются кривые безразличия и бюджетные линии.
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая отображает относительно большую полезность (U2 > U1). Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся предельной нормой замещения.
Предельной нормой замещеия (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней:
MRSxy = - Dу/Dх.
Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности.
Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
Бюджетные ограничения для двух товаров выражаются формулой:
PхQх + PуQу £ I.
Это означает, что сумма затрат на все товары не превышает соответствующего дохода (I). Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (К) и (L):
K = I/Ру ; L = I/Pх.
Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.
Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.
Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого благ следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения. Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):
U1 < U2 < U3.
Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя.
В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.
В точке (Е) MRS равно обратному соотношению цен товаров: MRSху = Рх/Ру.
9. Сущность и виды конкуренции
Конкуренция— это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.