Спрос. закон спроса. кривая спроса.

Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

1. Цена данного товара (Р);

2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);

3. Текущие доходы потребителей (V);

4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z);

5. Объективные (внешние) условия потребления (N);

6. Ожидания потребителей (Е).

7. Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:

QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.

Функция спроса от цены: QД = f (P).

Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:

 
  спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «D» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.

Факторы предложения:

1. Цена данного товара (Р);

2. Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);

3. Издержки производства и уровень технологий (С);

4. Налоги и субсидии (Т);

5. Объективные (внешние) условия производства (N);

6. Ожидания производителей (Е).

Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:

QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).

Функция предложения от цены:

QS = f (P).

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

 
  спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены.

Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;

2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = PD = PS - равновесный объем производства.

Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru

А. Реакция рынка на изменение «D».

Предположим, что «V» возрастает.

Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества).

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru В. Реакция рынка на изменение предложения.

Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.

Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке e1.

Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Рe и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.

Выбор потребителя.

Индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей точно сказать, предпочитают они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.

При порядковом подходе для исследования спроса используются кривые безразличия и бюджетные линии.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая отображает относительно большую полезность (U2 > U1). Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся предельной нормой замещения.

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru Предельной нормой замещеия (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней:

MRSxy = - Dу/Dх.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности.

Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru Бюджетные ограничения для двух товаров выражаются формулой:

PхQх + PуQу £ I.

Это означает, что сумма затрат на все товары не превышает соответствующего дохода (I). Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (К) и (L):

K = I/Ру ; L = I/Pх.

Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.

Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.

При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.

Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого благ следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения. Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):

U1 < U2 < U3.

спрос. закон спроса. кривая спроса. - student2.ru Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя.

В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.

В точке (Е) MRS равно обратному соотношению цен товаров: MRSху = Рху.

9. Сущность и виды конкуренции

Конкуренция— это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.

Наши рекомендации