Тема 1. Сущность и краткое изложение видов институционализма и институтов
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Проверка качества освоения курса «Институциональная экономика» проводится следующим образом:
1. Текущая аттестация: на каждом лекционном и семинарском занятии фиксируется посещаемость, качество и скорость ответов на вопросы для самоконтроля. Подобная ситуация возможна, так как лекция проходит в форме дискуссии. На семинаре еще проверяется выполнение самостоятельных заданий преподавателя.
2. Коллоквиум: каждый студент готовит, предоставляет на проверку и защищает совокупность самостоятельных заданий по каждой из четырех тем. Самостоятельные задания разрешается выполнять и в подгруппах по три человека. В этом случае все представители подгруппы предоставляют на проверку и защищают сделанные самостоятельные задания.
3. Итоговая аттестация предусмотрена при сдаче экзамена в письменной или устной форме.
Критерии оценок
Наименование заданий | Оптимальный объем баллов |
Выполнение заданий на семинарах и в процессе самостоятельной работы | |
В меру активная работа на лекциях | |
Экзамен | |
Итого | |
Премиальные баллы Они зависят от формы работы на семинарских занятиях, скорости выполнения заданий, качества их подготовки и оформления | От 0 до 122 |
Дополнительные баллы Они зависят от качества и количества написанных статей, тезисов и дополнительно подготовленного материала. | В зависимости от выполненного объема работ |
В рамках семинарской и самостоятельной работы предусмотрена подготовка ответов на вопросы для самоконтроля и выполнение самостоятельных заданий. Все эти вопросы и задания представлены в п. 4.2. В этом пункте объясняется, каким образом можно набрать баллы за эти задания:
1. Активная работа на лекциях. За активное участие в дискуссии на лекции может быть выставлено до трех баллов. За простое присутствие на лекции выставляется 0,5 балла. Учитывая, что лекций восемь, всего за присутствие и активную лекционную работу максимум можно набрать 28 баллов. Предполагается, что в меру активное участие в лекционных занятиях позволит получить около 12 баллов. Для тех, кто хочет заранее подготовиться к лекциям, в п. 4.3. «Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины» даны темы лекционных занятий.
2. Активная работа на семинарских занятиях. За каждый правильный и полный ответ на вопрос для самоконтроля может быть вставлено до 0,5 баллов. За каждый правильный, точно сформулированный и полный элемент ответа на задание для самостоятельной работы может быть выставлен один балл. За каждый правильный, точно сформулированный и хорошо иллюстрирующий российскую действительность пример, являющийся частью ответа на задание для самостоятельной работы, может быть выставлено 0,5 балла. Например, если студент в ответе на задание для самостоятельной работы «назовите основные российские институции» правильно перечислил шесть основных российских институций и по каждой из них дал хороший пример, то ему начисляется девять баллов. За простое присутствие на семинарском занятии выставляется 0,5 балла.
Выполнение заданий для самостоятельных работ может осуществляться в подгруппах по три человека. В связи с этим тем, кто работает в меньшем составе, может быть начислено 10 баллов за каждого отсутствующего человека. Тем не менее, эти баллы будут выставлены только после выполнения минимального объема заданий на минимально приемлемом уровне. Минимальный объем составляет 28 заданий, причем в рамках каждой темы должно быть выполнено не менее чем по семь заданий. В подгруппе может быть и больше трех человек. В этом случае за каждого лишнего человека начисляется по 15 штрафных балла.
Премиальные баллы за скорость работы выставляются следующим образом. Подгруппа, которая первая выполнит семь заданий на минимально приемлемом уровне в рамках одной темы, премируется тремя баллами, вторая подгруппа получает два премиальных балла, а третья один балл. подгруппа, которая первая выполнит 14 заданий в рамках одной из тем, получает дополнительно пять премиальных баллов, вторая три балла, а третья два балл
Премиальные баллы за качество работы выставляются следующим образом. За выполнение любых семи заданий на уровне значительно превышающих среднее качество подготовки среди всех студентов, обучающихся в данной группе и сданных в печатном или электронном виде, выставляется семь дополнительных премиальных баллов. Если другие подгруппы эти задания не выполняли, то используется средний уровень заданий сданных преподавателю за весь период его преподавания данной дисциплины или средний уровень его ожиданий по выполнению этого задания. За выполнение любых семи заданий на минимально приемлемом уровне и сдачу их в печатном или электронном виде, выставляется один премиальный балл.
3. Подготовка научных статей в области институциональной экономики. При уточнении понятий необходимо исследовать от 10 до 15 мнений других авторов. При совершенствовании других аспектов (принципов, функций, видов, этапов, методов, факторов и т.п.) нужно изучить от трех до восьми мнений других авторов. До 28 баллов за одну статью на уровне любой статьи из журнала «Экономический анализ: теория и практика», «Финансовый менеджмент» и «Финансы и кредит». При публикации статьи в журналах «Экономический анализ: теория и практика» или «Финансы и кредит» дополнительно будет начислено 12 баллов. При публикации статьи в журнале «Финансовый менеджмент» дополнительно будет начислено 8 баллов. Публикации статей в этих журналах бесплатные.
4. Подготовка обзорных статей в области институциональной экономики. При изучении понятий нужно изложить от 10 до 15 мнений других авторов. При исследовании других аспектов (принципов, функций, видов, этапов, методов, факторов и т.п.) нужно использовать от трех до восьми мнений других авторов. При этом нельзя писать более двух статей по одному направлению. Например, можно только два раза готовить работы, заканчивающиеся обоснованным выбором понятия, потом нужно будет перейти на изучение функций, правил, элементов и т.п. До 20 баллов за одну статью. При этом если критика мнений других авторов будет отсутствовать, и выбор наилучшего из этих мнений не будет обоснован, то за такую работу можно набрать не более восьми баллов. При публикации статьи в журнале «Финансовый менеджмент» дополнительно будет начислено шесть баллов. Публикация статьи в этом журнале бесплатная.
5. Подготовка тезисов в области институциональной экономики объемом не менее трех страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5, параметры страницы: со всех сторон по 2 см.) со списком использованной литературы. До 15 баллов за подготовленные тезисы на одну конференцию без выступления с ними и дополнительно до 8 баллов при хорошем выступлении с самостоятельно подготовленными тезисами на этой конференции. При присуждении призового места будут начислены дополнительные баллы (два балла за третье место, четыре балла за второе место и пять баллов за первое место). Для участия будет выбрана бесплатная конференция.
Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами и реализуется следующим образом:
«удовлетворительно» - 60-70 баллов
«хорошо» - 85-71 балл
«отлично» - 86-100 баллов
ПЛАНЫ РАБОТЫ НА СЕМИНАРАХ
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Проверка качества освоения курса «Институциональная экономика» проводится следующим образом:
1. Текущая аттестация: на каждом лекционном и семинарском занятии фиксируется посещаемость, качество и скорость ответов на вопросы для самоконтроля. Подобная ситуация возможна, так как лекция проходит в форме дискуссии. На семинаре еще проверяется выполнение самостоятельных заданий преподавателя.
2. Коллоквиум: каждый студент готовит, предоставляет на проверку и защищает совокупность самостоятельных заданий по каждой из четырех тем. Самостоятельные задания разрешается выполнять и в подгруппах по три человека. В этом случае все представители подгруппы предоставляют на проверку и защищают сделанные самостоятельные задания.
3. Итоговая аттестация предусмотрена при сдаче экзамена в письменной или устной форме.
Критерии оценок
Наименование заданий | Оптимальный объем баллов |
Выполнение заданий на семинарах и в процессе самостоятельной работы | |
В меру активная работа на лекциях | |
Экзамен | |
Итого | |
Премиальные баллы Они зависят от формы работы на семинарских занятиях, скорости выполнения заданий, качества их подготовки и оформления | От 0 до 122 |
Дополнительные баллы Они зависят от качества и количества написанных статей, тезисов и дополнительно подготовленного материала. | В зависимости от выполненного объема работ |
В рамках семинарской и самостоятельной работы предусмотрена подготовка ответов на вопросы для самоконтроля и выполнение самостоятельных заданий. Все эти вопросы и задания представлены в п. 4.2. В этом пункте объясняется, каким образом можно набрать баллы за эти задания:
1. Активная работа на лекциях. За активное участие в дискуссии на лекции может быть выставлено до трех баллов. За простое присутствие на лекции выставляется 0,5 балла. Учитывая, что лекций восемь, всего за присутствие и активную лекционную работу максимум можно набрать 28 баллов. Предполагается, что в меру активное участие в лекционных занятиях позволит получить около 12 баллов. Для тех, кто хочет заранее подготовиться к лекциям, в п. 4.3. «Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины» даны темы лекционных занятий.
2. Активная работа на семинарских занятиях. За каждый правильный и полный ответ на вопрос для самоконтроля может быть вставлено до 0,5 баллов. За каждый правильный, точно сформулированный и полный элемент ответа на задание для самостоятельной работы может быть выставлен один балл. За каждый правильный, точно сформулированный и хорошо иллюстрирующий российскую действительность пример, являющийся частью ответа на задание для самостоятельной работы, может быть выставлено 0,5 балла. Например, если студент в ответе на задание для самостоятельной работы «назовите основные российские институции» правильно перечислил шесть основных российских институций и по каждой из них дал хороший пример, то ему начисляется девять баллов. За простое присутствие на семинарском занятии выставляется 0,5 балла.
Выполнение заданий для самостоятельных работ может осуществляться в подгруппах по три человека. В связи с этим тем, кто работает в меньшем составе, может быть начислено 10 баллов за каждого отсутствующего человека. Тем не менее, эти баллы будут выставлены только после выполнения минимального объема заданий на минимально приемлемом уровне. Минимальный объем составляет 28 заданий, причем в рамках каждой темы должно быть выполнено не менее чем по семь заданий. В подгруппе может быть и больше трех человек. В этом случае за каждого лишнего человека начисляется по 15 штрафных балла.
Премиальные баллы за скорость работы выставляются следующим образом. Подгруппа, которая первая выполнит семь заданий на минимально приемлемом уровне в рамках одной темы, премируется тремя баллами, вторая подгруппа получает два премиальных балла, а третья один балл. подгруппа, которая первая выполнит 14 заданий в рамках одной из тем, получает дополнительно пять премиальных баллов, вторая три балла, а третья два балл
Премиальные баллы за качество работы выставляются следующим образом. За выполнение любых семи заданий на уровне значительно превышающих среднее качество подготовки среди всех студентов, обучающихся в данной группе и сданных в печатном или электронном виде, выставляется семь дополнительных премиальных баллов. Если другие подгруппы эти задания не выполняли, то используется средний уровень заданий сданных преподавателю за весь период его преподавания данной дисциплины или средний уровень его ожиданий по выполнению этого задания. За выполнение любых семи заданий на минимально приемлемом уровне и сдачу их в печатном или электронном виде, выставляется один премиальный балл.
3. Подготовка научных статей в области институциональной экономики. При уточнении понятий необходимо исследовать от 10 до 15 мнений других авторов. При совершенствовании других аспектов (принципов, функций, видов, этапов, методов, факторов и т.п.) нужно изучить от трех до восьми мнений других авторов. До 28 баллов за одну статью на уровне любой статьи из журнала «Экономический анализ: теория и практика», «Финансовый менеджмент» и «Финансы и кредит». При публикации статьи в журналах «Экономический анализ: теория и практика» или «Финансы и кредит» дополнительно будет начислено 12 баллов. При публикации статьи в журнале «Финансовый менеджмент» дополнительно будет начислено 8 баллов. Публикации статей в этих журналах бесплатные.
4. Подготовка обзорных статей в области институциональной экономики. При изучении понятий нужно изложить от 10 до 15 мнений других авторов. При исследовании других аспектов (принципов, функций, видов, этапов, методов, факторов и т.п.) нужно использовать от трех до восьми мнений других авторов. При этом нельзя писать более двух статей по одному направлению. Например, можно только два раза готовить работы, заканчивающиеся обоснованным выбором понятия, потом нужно будет перейти на изучение функций, правил, элементов и т.п. До 20 баллов за одну статью. При этом если критика мнений других авторов будет отсутствовать, и выбор наилучшего из этих мнений не будет обоснован, то за такую работу можно набрать не более восьми баллов. При публикации статьи в журнале «Финансовый менеджмент» дополнительно будет начислено шесть баллов. Публикация статьи в этом журнале бесплатная.
5. Подготовка тезисов в области институциональной экономики объемом не менее трех страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5, параметры страницы: со всех сторон по 2 см.) со списком использованной литературы. До 15 баллов за подготовленные тезисы на одну конференцию без выступления с ними и дополнительно до 8 баллов при хорошем выступлении с самостоятельно подготовленными тезисами на этой конференции. При присуждении призового места будут начислены дополнительные баллы (два балла за третье место, четыре балла за второе место и пять баллов за первое место). Для участия будет выбрана бесплатная конференция.
Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами и реализуется следующим образом:
«удовлетворительно» - 60-70 баллов
«хорошо» - 85-71 балл
«отлично» - 86-100 баллов
ПЛАНЫ РАБОТЫ НА СЕМИНАРАХ
Тема 1. Сущность и краткое изложение видов институционализма и институтов
Задания для самостоятельной работы
1. Поясните, каким образом «соседние» общественные науки (история, социология, психология, политология и др.) влияют на российскую экономику и проиллюстрируйте это влияние на конкретных примерах.
2. Назовите основные российские институции.
3. Перечислите хорошо защищенные российские институты.
4. Назовите плохо защищенные российские институты.
5. Сообщите варианты злоупотребления формальными институтами в России и проиллюстрируйте их на конкретных примерах.
6. Составьте этический кодекс типичного россиянина (на основе наблюдаемых этических взаимодействий с окружающими).
7. Составьте поведенческий кодекс типичного россиянина (на основе наблюдаемых поведенческих взаимодействий с окружающими).
8. Составьте поведенческий кодекс идеального россиянина.
9. Составьте этический кодекс для российского госслужащего.
10. Составьте поведенческий кодекс для российского студента.
11. Назовите обычаи, которым следует большинство россиян, раскройте причины их образования и сохранения до наших дней.
12. Какие существенные изменения формальных правил наблюдаются в последнее время.
13. Какие существенные изменения неформальных правил наблюдаются в последнее время.
14. Какие российские формальные правила либо противоречат неформальным, либо не учитывают их воздействие на психологию россиян.