Краткое изложение части II

Итак, какова цель изучения и медитации в буддизме? Познать природу нашего ума, самого переживающего, для того чтобы раскрыть в нас весь потенциал и чтобы не быть невольно захваченными нашими переживаниями. Всё остальное означает только смену картинок в зеркале ума. Только опыт самого зеркала, природы ума, делает возможным достижение Освобождения и Просветления. Этот опыт является целью изучения и практики Дхармы. Термин «Дхарма» означает «каким всё является», а целью Учения Будды является сам непосредственный и неискусственный опыт действительности.

Изучаем ли мы Дхарму или медитируем на ее основе, осознаем взаимозависимости или применяем в медитации то, чему научились, — это всегда относится к собственному пониманию. Речь идет о том, что мы всё больше и больше постигаем суть вещей прослеживаем взаимосвязи и превращаем их в непосредственный опыт. Гонга Ринпоче, великий ученый и мастер медитации на одном из курсов сказал: «Нужны две опорные ноги: с одной стороны, опорная нога изучения, потому что если не знаешь О чем идет речь, на что тогда медитировать? С другой стороны, безусловно, нужна опорная нога медитации, потому что если не медитируешь, то для чего тогда нужно учиться?» Итак, мы говорим о том, чтобы объединить эти два аспекта, потому что они оба необходимы для получения подлинного опыта.

К такому объединению можно продвигаться двумя способами:

1) на основе опыта в медитации развивается правильный взгляд,

или

2) правильный взгляд служит основой для последующей практики медитации.

Относительно первого способа. Необходим учитель, который сам достиг уровня Освобождения и поэтому может безошибочно наставлять практикующих. Так ученик может обрести глубокое проникающее видение и достичь различных уровней постижения Затем на этой основе он может развить правильный взгляд в собственном потоке ума. Тогда больше не остается никаких непроясненных вопросов, сомнений и колебаний. Например, появляется глубокая убежденность в силе Трех драгоценностей (Будды, Дхармы и Сангхи), которая защищает нас от страдании и страхов в круговороте существования. Точно также начнет созревать глубокая уверенность и доверие к настрою, будет развиваться любовь и сочувствие ко всем существам, включая способность преодолевать любые трудности, принося пользу другим. Это является результатом практики медитации.

Второй способ начинается с развития правильного взгляда тоже с помощью учителя. Если разделить путь к Просветлению на три аспекта — основу, путь и плод — то развитие правильного взгляда относится к основе. Путь состоит в применении обретенного теоретического знания на практике. Тот, кто благодаря слушанию и размышлению устранил все ложные представления и сомнения, будет медитировать правильно и достигнет цели.

Первым делом мы изучаем статьи, книги или тексты о правильном взгляде. Мы начинаем понимать, что каждое явление содержит в себе относительный и абсолютный аспект и что оба аспекта неотделимы друг от друга. Это единство относительной и абсолютной действительности не является чем–то искусственным, оно спонтанно присутствует в каждом явлении. Например, посредством самостоятельного изучения мы получаем теоретическое знание о неразделимости явлений и пустоты — это означает, что пустота спонтанно присутствует в каждом отдельном феномене.

Пустота не создается при помощи медитации — это истинная природа вещей. Представление о том, что во время медитации нужно всё растворить в пустоте, неверно, потому что это создало бы пустоту, независимую от явлений. На самом же деле, все явления изначально пусты от независимого существования. Речь идет только о том, чтобы растворить цепляние за обособленную реальность явлений, что означает — осознать истинную природу вещей. При правильном взгляде становится очевидно, что проявление и пустота неразделимы и не противоречат друг другу.

Если в медитации дано указание: «…все формы исчезают. Есть только осознавание», то это является средством растворения привязанности к форме, предназначенным для того, чтобы практикующий осознал истинную природу вещей, подобную пространству. Поскольку у нас очень сильна привязанность к идее о том, что вещи реальны, это указание позволяет понять, что они реальны не больше, чем во сне. Если мы перестанем цепляться за переживания — картинки в зеркале ума, то узнаем природу переживающего, зеркало за картинками, ясный свет, осознанность вне центра и границ, вневременную и вездесущую.

Итак, на различных уровнях и путях в буддизме необходимо иметь правильный взгляд как основу для медитации. В окончательном смысле изучение Дхармы ведет через правильный взгляд к свободе от ограничений понятийных состояний ума и к бесспорной уверенности в истинной природе вещей. Для тех, кто многие годы провел в школах и университетах и чей ум полон мыслей, лучшим является второй способ продвижения к цели.

Конечно, можно делать выбор в зависимости от состояния ума, наблюдая за ним. Если ум крайне возбужден и активен, тогда лучшим решением будет изучение — возможно, нужно почитать книгу или статью из буддийского журнала. Если ум более спокоен, можно помедитировать. Конечно, мы все хотели бы получить результат максимально быстро, но до тех пор, пока в уме есть неразрешенные вопросы и сомнения, мы еще не в состоянии работать в полную силу. Поэтому очень полезно больше узнавать об уме через изучение.

 
  Краткое изложение части II - student2.ru

Наши рекомендации