Потребности и их виды. Благо. Ресурсы и факторы производства.
Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества.
Потребность - это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения; желание получить и использовать блага, которые приносят удовлетворение.
Знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все возможные виды потребностей и желаний (схема 1).
Схема 1.
Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу
Эту классификацию можно дополнить выделением первичных и вторичных, эластичных и неэластичных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных потребностей и т.д.
Потребности являются исходным пунктом человеческой деятельности, а их удовлетворение - конечным результатом. Главное назначение экономики (общественного производства) – создание богатства, благ, способных удовлетворить потребности людей.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Многообразие благ подразделяют на следующие виды:
- ограниченные (экономические) и неограниченные (неэкономические, даровые: воздух, вода, солнечные лучи);
- прямые (предметы потребления, т.е потребительские) и косвенные ( средства производства, производственные);
- взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы);
- частные и коллективные;
- воспроизводимые и невоспроизводимые;
- материальные и нематериальные блага.
Экономическое благо обладает тремя свойствами: ограниченность (редкость), полезность, ценность (стоимость).
Редкость – это характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Полезность блага – это ее способность удовлетворять какие либо потребности индивида, фирмы или общества в целом.
Согласно теории К.Маркса стоимость блага определяется общественно-необходимыми затратами труда. Согласно неоклассическим воззрениям ценность блага зависит от полезности, их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.
Благо, имеющее вещную форму, называют продуктом, а если оно становится предметом обмена, сделки на рынке, - товаром.
Благами являются также услуги, не имеющие вещной формы, но доставляющие полезный эффект при их потреблении. В отличие от вещных благ момент производства (оказания) услуг и их потребление совпадают во времени и пространстве, их нельзя накапливать, поэтому они не входят в состав национального богатства.
Для создания благ необходимы возможности для удовлетворения потребностей – ресурсы
Процесс создания людьми необходимых благ называется производством
Факторы производства – это необходимые условия осуществления любого процесса производства; ресурсы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы.
Природные ресурсы - земля, вода, воздух, сырье, используемые для переработки.
Труд - это умственные и физические способности человека, необходимые для производства.
Капитал (или инвестиционные ресурсы) включает в себя все производительные ресурсы, которые созданы людьми (здания, сооружения, станки, машины, инфраструктура, производственные запасы, нематериальные активы и т.д.) полуфабрикаты и т. п., что создано человеческим трудом.
Под предпринимательской способностью понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно сочетать и использовать все факторы производства.
Взаимодействие факторов производства можно представить в виде схемы 2
Схема 2.
Взаимодействие факторов производства
Предпринимательские способности означают умение:
1. организовать производство посредством соединения воедино экономические ресурсы и выпускать товары и услуги;
2. принимать управленческие решения – что и как производить;
3. рисковать;
4. нести бремя ответственности;
5. внедрять новшества.
Наиболее дефицитный ресурс предпринимательские способности (10%), далее по степени убывания следуют капитал, труд и земля.
Рассмотренные факторы производства являются основными, но наряду с ними в постиндустриальном обществе неизмеримо возрастает значение других факторов – информационного и экологического, Поэтому современную экономику называют информационной .