Формы контроля знаний и система оценок
В процессе обучения и проверки знаний студентов используется так называемая балльно-рейтинговая система. Суть данной системы состоит в том, что каждая форма контроля знаний студентов оценивается преподавателями в баллах, а итоговая оценка по курсу определяется на основе суммирования полученных баллов, при условии, что студент по каждой форме контроля набрал количество баллов, не менее зачетного минимума.
В процессе освоения дисциплин студенты должны пройти две формы контроля знаний: выполнить контрольную работу, сдать экзамен по всему курсу.
Формирование компетенций по итогам изучения дисциплины контролируется в форме промежуточной и итоговой аттестации знаний, умений и навыков студентов. Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы, включающей тесты, задачи и расчетно-аналитическую работу. Критерии оценки расчетно-аналитических работ и максимальная сумма баллов по каждому критерию представлена в таблице 1.
Таблица 1
Система рейтинговой оценки расчетно-аналитических работ
№ п/п | Критерии оценки | Максимальная оценка |
1. | Раскрытие темы | 3 балла |
2. | Логичность изложения | 3 балла |
3. | Использование современной информационной базы | 2 балла |
4. | Правильность оформления, соблюдение правил цитирования и использования статистических данных | 1 балл |
5. | Наличие собственных выводов и обобщений | 4 балла |
6. | Использование экономико-математических моделей и зависимостей для объяснения реальных экономических процессов | 3 балла |
Итого | 16 баллов |
Итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена.
Система оценок результатов обеих аттестаций представлена в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Форма контроля | Зачетный максимум | Зачетный минимум |
Текущая аттестация (Контрольная работа) | 40 баллов | 22 балл | |
Итоговая аттестация (Экзамен) | 60 баллов | 33 баллов | |
Всего | 100 баллов | 55 баллов |
Итоговая оценка по курсу определяется по формуле:
Rитог= Rконтр.раб. + Rэкзамен ,
где, R итог – итоговое количество баллов для определения итоговой оценки;
Rконтр.раб. – количество баллов, набранных студентом за контрольную работу;
Rэкзамен – количество баллов, набранных студентом на экзамене.
.Шкала баллов для определения итоговых оценок:
86 – 100 баллов - «5».
71 - 85 баллов - «4».
55 - 70 баллов - «3».
0 – 54 баллов - «2».
Пример: контрольная работа - 29 баллов, экзамен - 33 балла. Итоговая оценка: 29+33=62, т.е. «удовлетворительно».
3. Методические указания по выполнению
контрольной работы
Контрольная работа выполняется студентами в соответствии с рабочей программой курса «Макроэкономика», который является завершающим разделом в дисциплине «Экономическая теория».
Целью выполнения контрольной работы является проверка учебного материала по курсу «Макроэкономика» в соответствии с установочными лекциями, а также в процессе самостоятельной работы студентов с основной учебной и дополнительной литературой, перечень которой приведен в настоящих методических указаниях. В процессе выполнения контрольной работы у студентов-заочников должен сформироваться макроэкономический подход к анализу экономических явлений, умение самостоятельно анализировать фактические данные и конкретные макроэкономические проблемы, приобретенные навыки решения задач, тестов и выполнения расчетно-аналитической работы.
Структура работы.
Контрольная работа состоит из трех заданий.
Первое задание содержит тесты по разным темам. Необходимо выбрать правильный ответ (ответы) из предлагаемых вариантов, привести обоснование такого выбора и при необходимости дать графическую интерпретацию.
Второе задание включает задачи, которые предназначены для проверки знаний по второму разделу данной дисциплины и закреплению теоретического материала на примере конкретных ситуаций посредством расчета тех или иных макроэкономических показателей с учетом определенной экономико-математической модели. Для решения задачи необходимо составить четкий алгоритм решения задачи от первой и до последней вычислительной операции: что необходимо определить в задаче, какими данными мы для этого располагаем и какие функциональные зависимости будем использовать для получения искомого результата. После развернутого решения задачи должен быть дан полный ответ на поставленный вопрос.
Третье задание – расчетно-аналитическая работа, которая осуществляется на основе построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.
Критерии оценки работы.
Работа оценивается по правильности ответов на тестовое задание, решения задач и качеству расчетно-аналитической работы. По работе, выполненной в полном объеме и соответствующей установленным требованиям, проставляется общая оценка в баллах.
При этом каждое задание в контрольной работе оценивается в определенное количество баллов:
а) тесты с 1 по 7 – от 0 до 2 баллов;
б) задачи с 1 по 2 – от 0 до 5 баллов;
в) расчетно-аналитическая работа от 0 до 16 баллов.
Максимальное число баллов, которые студент может получить за контрольную работу – 40 баллов, минимальное – 22 балла.
На каждую работу преподаватель, ее оценивающий, представляет письменную рецензию, в которой указываются достоинства и недостатки работы, и проставляется общая оценка «зачтено». Незачтенная работа с указанием замечаний отправляется на доработку. Повторно рецензирует работу тот же преподаватель, который ее проверял в первый раз.
Студенты, не представившие контрольную работу и не получившие по ней зачета, к экзамену по макроэкономике не допускаются.
3.3. Требования к оформлению работы.
Работа должна быть представлена в печатном виде – шрифтом размера 14 через 1,5 интервала, объемом не менее 20 страниц, без исправлений и помарок; иметь правильно оформленный титульный лист (см. Приложение); план работы с указанием страниц текста, включать разделы в соответствии со структурой контрольной работы; содержать ссылки на источники статистических данных, приводимых в работе; список используемой литературы. Работа должна быть подписана, указана дата ее выполнения, номер варианта.
3.4. Порядок распределения вариантов контрольной работы.
В настоящих методических указаниях представлено 10 вариантов контрольных работ. Студент выполняет тот вариант контрольной работы, который соответствует начальной букве его фамилии. Ответы на вопросы должны располагаться в том же порядке, что и задания.
Начальная буква фамилии студента | Вариант |
А, Б | |
В, Г | |
Д, Е, Ж | |
З, И | |
К, Л, М | |
Н, О | |
П, Р | |
С, Т | |
У, Ф, Х, Ц, Ч | |
Ш, Щ, Э, Ю, Я |
Сроки выполнения работы.
Контрольная работа представляется на кафедру ОЭТ в срок не позднее, чем за месяц до даты экзамена по предмету «Макроэкономика».
Поступление контрольной работы на кафедру фиксируется в специальном журнале.
Варианты контрольной работы
Вариант 1
Тесты
1.Какие из следующих действий макроэкономических субъектов повлияют на объем чистых инвестиций в экономике?
а) фирма покупает бывшее в употреблении оборудование у другой;
б) фирма вкладывает средства в расширение парка действующего оборудования;
в) фирма приобретает оборудование взамен выбывшего;
г) фирма вкладывает средства в акции вновь создаваемых предприятий.
2.Зависимость средней производительности труда от его капиталовооруженности является функцией:
а) институционального типа;
б) дефиниционного типа;
в) поведенческого типа;
г) технологического типа.
3.Какое из утверждений верно в соответствии с рикардианской концепцией государственного долга?
а) рост государственного долга не имеет значения, если в стране наблюдается устойчивый экономический рост;
б) текущее сокращение налогов не будет увеличивать потребление, если население страны ожидает повышения налогов в будущем;
в) в текущем периоде снижение налогов без изменения объема государственных закупок приведет к росту сбережений при неизменном объеме потребления домохозяйств;
г) верны ответы б) и в).
4. В модели межвременного выбора И.Фишера увеличение потребления в обоих периодах при увеличении реальной ставки процента является следствием:
а) превышения эффектом замещения эффекта дохода;
б) превышения эффектом дохода эффекта замещения;
в) гипотезы жизненного цикла;
г) гипотезы постоянного дохода.
5. Номинальный национальный доход не может превысить:
а) реальный национальный доход;
б) реальный ВНП;
в) номинальный ВНП;
г) номинальный располагаемый доход.
6. Равновесие в смешанной открытой экономике достигается, если:
а) превышение валовых национальных сбережений над чистыми инвестициями фирм равно чистому экспорту;
б) превышение валовых национальных сбережений над чистыми инвестициями фирм равно сумме чистого экспорта и амортизации;
в) валовые сбережения частного сектора равны валовым инвестициям фирм;
г) валовые национальные сбережения равны валовым инвестициям фирм.
7. Конъюнктурная безработица связана с тем, что:
а) фактический уровень безработицы ниже ее естественного уровня;
б) на рынке труда установилась слишком низкая ставка заработной платы, в результате чего работники сокращают предложение труда;
в) объем совокупного спроса на товары и услуги меньше потенциального объема производства;
г) работникам необходимо время для получения новой специальности или для повышения квалификации.
Задачи
1. Пусть экономика состоит из 9 идентичных фирм, которые имеют одинаковый запас капитала K = 3600 и идентичную технологию, описываемую производственной функцией Y = 4K1/2 N1/2. При этом предложение труда в экономике постоянно и равно 1600.
Определить уровень безработицы, если ставка реальной заработной платы будет установлена в размере w = 10.
2. Функционирование экономики описывается следующей моделью. Функция потребления: C = 200 + 0,6 YV. Функция инвестиций: I = 500 – 22 i.
Государственные закупки G = 400. Спрос на реальные кассовые остатки: L = 0,2 Y – 40 i. Объем номинальной денежной массы: MS = 256. Цены являются стабильными: P = 1. Ставка налогообложения: ty = 0,25.
Определить величину эффективного спроса и номинальную ставку процента в условиях совместного равновесия.