Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов очной формы обучения

Оценка знаний студентов проводится по рейтинговой системе. Весь курс экономики разбит на модули, которые соответствуют его разделам.

Вначале проводится стартовый рейтинг по теме: Нужна ли юристу экономика?

После изучения каждого раздела дисциплины проводится рубежный контроль в виде коллоквиума по пройденным темам. На занятиях учитывается посещаемость и устные выступления, за которые выставляются определенные баллы.

По каждому модулю определен максимальный балл: первый модуль – 40, второй – 60, третий – 45 и четвертый – 55 баллов, по каждому семестру составляет 100. Публичная защита реферата по каждому модулю также оценивается в баллах.

Структура рейтинговой системы:

  Максимальный балл
Стартовый контрольный рейтинг Первый рубежный рейтинг (I модуль) в том числе за:
Систематическое посещение всех видов занятий Устное выступление по каждой теме семинарских занятий (1-6) Ответ на вопросы коллоквиума по 1-6 темам 4+4+4+4+4
Второй рубежный рейтинг (II модуль) в том числе за:
Систематическое посещение всех видов занятий Устное выступление по каждой теме семинарских занятий (7-17) Ответ на вопросы коллоквиума по 7-17 темам Защита реферата 4+4+4+4+4
Всего за первый семестр:
Третий рубежный рейтинг (III модуль) в том числе за:
Систематическое посещение всех видов занятий Устное выступление по каждой теме семинарских занятий (18-30) Ответ на вопросы коллоквиума по 18-30 темам Защита реферата 4+4+4+4+4
Четвёртый рубежный рейтинг (IV модуль) в том числе за:
Систематическое посещение всех видов занятий Устное выступление по каждой теме семинарских занятий (31-32) Ответ на вопросы коллоквиума по 31-32 темам Защита реферата 4+4+4+4+4
Всего за второй семестр:

Дополнительные баллы (до 15) могут быть заработаны другими видами учебной и научной работы, не предусмотренными учебным планом дисциплины (успешное участие в конференциях, написание научной студенческой работы на конкурс и т.п.).

Заключительный рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость; в зачетную книжку студента проставляется лишь итоговая оценка: в первом семестре — «зачет», во втором семестре — экзамен по трехбалльной шкале: «3» — удовлетворительно, «4» — хорошо и «5» — отлично.

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке:

85-100 баллов соответствуют оценке «пять»,

70-84 балла соответствуют оценке «четыре»,

60-69 баллов соответствуют оценке «три»,

менее 60 баллов соответствуют оценке «два».

При начислении рейтинговой оценки в процессе опросов студентов на семинарских занятиях учитываются факторы культуры речи, систематичности изложения ответов, прилежного поведения на лекциях и активности при устных ответах на семинарских занятиях.

Приложение 2

Задачи к семинарским занятиям.

ЗАДАЧА 1

Дана таблица производственных возможностей выпуска продукции:

Вид продукта Производственные альтернативы
А В С D E
Кофеварки (млн.)
Костюмы (млн.)

1. Постройте кривую производственных возможностей графически. Что показывают точки на кривой?

2. Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки?

3. Начертите кривую ПВ для того случая, когда технология производства кофеварок усовершенствовалась, а технология производства костюмов осталась неизменной.

4. Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка N?

ЗАДАЧА 2

Преподаватель Колосков зарабатывает в час 50 руб. Его мать на пенсии. В магазине за маслом по 40 руб. за килограмм необходимо стоять час, за маслом по 60 руб. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевого продукта для преподавателя Колоскова? Его матери?

ЗАДАЧА 3

Время проезда из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом. Стоимость проезда поездом 100 руб., самолетом — 250 руб. В путешествие отправляются Афонин, Воронин, Борисов. Часовая ставка оплаты труда Афонина — 20 руб., Воронина - 30 руб. Борисова — 50 руб. Каким видом транспорта наиболее выгодно им путешествовать?

ЗАДАЧА 4

Преподаватель во время отпуска может заработать 20 тыс. рублей или пойти на двухмесячные курсы переподготовки. Он выбрал курсы, составил смету своих расходов. Плата за обучение 10 тыс. руб., цена учебных пособий — 1 тыс. руб. Расходы на питание — 4 тыс. руб. Расходы на транспорт — 700 руб. (стоимость проезда одинакова как для работы, так и для курсов). Определите альтернативные издержки.

ЗАДАЧА 5

Орлова поступила в аспирантуру с годовой оплатой за обучение 15 тыс. руб., отказавшись от работы учителя с окладом 40 тыс. руб. в год. Какова альтернативная цена ее решения на первом году обучения, если она имеет возможность в свободное время подрабатывать 18 тыс. руб., давая ча­стные уроки.

ЗАДАЧА 6

Ситуация на рынке такова, что по цене 10 руб. покупатели готовы были купить 40 тыс. роз, а продавцы согласны были продать 10 тыс. роз; по цене 20 руб., соответственно, — 30 и 20 тыс. штук; по цене 30 руб. — 20 и 30 тыс. шт. и, наконец, по цене 40 руб. — 10 и 40 тыс. шт. Постройте кривые спроса и предложения, определите равновесную цену и объем продаж, если решением местных органов власти будет установлена предельная цена — 20 руб. Что произойдет на рынке?

ЗАДАЧА 7

Функция спроса на молоко представлена следующим образом: Qd = 20-Р, а предложения — Qs = 10 + 2Р. Определить:

1) равновесный объем молока;

2) равновесную цену на молоко;

3) определить и описать ситуацию, когда цена на молоко административно будет установлена на уровне 2 единиц.

ЗАДАЧА 8

Определите коэффициент эластичности спроса по цене и сделайте вывод о характере спроса:

Цена, руб. Объем спроса, шт.

ЗАДАЧА 9

Рассчитайте ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы, исходя из следующих данных об объемах продаж при разных ценах:

Объем прод., тыс. шт.
Цена, тыс. руб. 40| .30

ЗАДАЧА 10

В таблице даны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н):

Набор 1 Кривая безразличия (С 1) Набор 2 Кривая безразличия (С 2) Набор 3 Кривая безразличия (СЗ)
11 F Н F Н F
И
33 .

начертите три кривых безразличия;

наложите на построенный график бюджетную линию, если Н = 40 ед., Р = 40 ед.;

определите, какая из кривых отражает оптимум потребителя.

ЗАДАЧА 11

Издержки фирмы за 6 месяцев составили: износ оборудования — 200 руб., износ зданий — 120 руб., расходы на приобретение сырья - 130 руб., заработная плата административно-управленческого персонала — 100 руб., заработная плата рабочих — 100 руб.

Определить величину общих, переменных и постоянных издержек.

ЗАДАЧА 12

Бухгалтер вашей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить только несколько цифр. А вам для прогноза деятельности нужны и остальные данные. Сумеете ли Вы их восстано­вить?

AFC VC АС МС ТС
       
       
     
     
       
     

ЗАДАЧА 13

Основной капитал фирмы «Электроникс» оценивается в 30 млн. руб. Срок его службы 5 лет. Через 3 года в результате технических нововведений рыночная цена аналогичного оборудования снизилась на 20 %.

Что в этой ситуации произойдет с основным капиталом фирмы, и каковы будут ее потери?

ЗАДАЧА 14

Площадь доступных земельных угодий составляет 120 га. Спрос на землю описывается уравнением Q = 180 — 3R, где Q — площадь ис­пользуемой земли в гектарах, a R — ставка ренты в млн. руб. за гектар. Ставка банковского процента составляет 10 % годовых.

Определите равновесную ставку ренты и цену одного гектара земли.

ЗАДАЧА 15

Спрос на труд описывается уравнением Ed.= 1200 — 10 W. Предложение труда описывается уравнением Е$ = 20W. Определить ставку заработной платы, количество занятых. Определить рыночную ситуацию при заработной плате равной 30 ед.

ЗАДАЧА 16

Предположим, что национальное производство включает два товара: X (потребительский товар) и Y (инвестиционные товары). В текущем году было произведено 600 ед. X по цене 1 долл. за ед. и 30 ед. Y по цене 10 долл. за ед., НДС составляет 5 % от реализованной продукции. К концу текущего года 4 используемых машины (товар Y) должны быть заменены новыми.

Рассчитайте: величину ВВП; величину ЧНП, НД.

ЗАДАЧА 17

По данным таблицы рассчитайте:

объем ВВП по потоку доходов;

объем ВВП по потоку расходов;

объем ЧНП;

объем НД.

Счет Млрд. долл.
% за кредит
Валовые частные инвестиции
3/плата
Прибыль корпораций
Косвенные налоги
Рентные платежи владельцам арендуемого имущества
Налоги на прибыль корпораций
Чистый экспорт товаров и услуг
Гос. закупки товаров и услуг
Чистые частные инвестиции
Доходы от собственности
Трансфертные платежи
Потребительские расходы

ЗАДАЧА 18

По данным таблицы:

рассчитайте реальный ВВП;

чем отличается реальный ВВП от номинального ВВП?

Год Номинальный ВНП Дефлятор

ЗАДАЧА 19

В экономике страны «Альфа» функция инвестиций определяется уравнением I = 40 + 0,4 Y, а функция сбережений — уравнением S = -20 + 0,6 Y, где Y — национальный доход.

Определите равновесный национальный доход в стране.

ЗАДАЧА 20

Правительство просит специалистов дать прогноз роста ВВП на следующий год. Ведущие экономисты считают, что потребительские расходы составят 70 % ВВП, сумма инвестиций и государственных расходов достигнет 2 млрд долл., объем чистого экспорта будет равен 0.

Определите, какой прогноз будет дан экономистами относительно возможного объема ВВП.

ЗАДАЧА 21

На основании данных, приведенных в таблице, определите М 2.

  Млрд. долл.
Небольшие срочные вклады
Крупные срочные вклады
Чековые вклады
Бесчековые сберегательные вклады
Наличные деньги

ЗАДАЧА 22

Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд руб. по годовой ставке 8 %. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличить валовой национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. руб. ежегодно. Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны, и в каком размере?

ЗАДАЧА 23

Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Доход Налог

ЗАДАЧА 24

В экономике производятся два товара X и У. Потребители половину своего дохода тратят на покупку товара X, а другую половину — на покупку товара У.

За год цены на товар X выросли на 5 %, а на товар У — на 15 %. Рассчитайте индекс цен потребительских товаров (индекс цен преды­дущего года = 100).

ЗАДАЧА 25

Используя следующие статистические данные, постройте кривую Лоренца для России в 2007 году.

В 2007 году в РФ денежные доходы по 20%-ным группам населения распределялись следующим образом:

Первая группа (с наименьшими доходами) 6,3% общих доходов
Вторая группа 10,5%
Третья 15,5%
Четвертая 25,8%
Пятая (с наибольшими доходами) 48,2%

ЗАДАЧА 26

Еженедельные расходы семьи на потребление равны 100 долл. + ½объема располагаемого дохода.

Рассчитайте по данным таблицы расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода.

Основываясь на данных таблицы, постройте график функции потребления (горизонталь — располагаемый доход, вертикаль – потребление).

Распол. доход (D1) Потребление © Сбережения (S) Распол. доход (D1) Потребление © Сбережения (S)
       
       
       

Наши рекомендации