Неценовые факторы совокупного спроса

Существует две группы факторов, влияющих на совокупный спрос

1. Монетаристскиефакторы, связанные с изменениями денежной массы или скорости обращения денег, то есть с условиями построения модели.

2. Неценовые факторы немонетарного характера.

· Изменение потребительских расходов населения (C).

ü Изменение доходов или благосостояния населения (к примеру, крах финансовых пирамид в России).

ü Ожидания потребителя (как инфляционные, так и ожидания роста дохода) оказывают существенное воздействие на объем потребительских расходов и, следовательно, на объем продаж.

ü Изменения в налоговом законодательстве.

ü Размер задолженности домашних хозяйств существенно влияет на планируемые расходы этого макроэкономического агента.

ü Цена потребительского кредита.

ü Количество домашних хозяйств.

· Изменение инвестиционных расходов(I).

ü Ожидания инвесторов.

ü Изменение платы за кредит.

ü Налоги и субсидии предприятий.

ü Степень износа капитала (запас капитала в экономике).

ü Избыточные производственные мощности.

ü Доход страны. С точки зрения Дж.М. Кейнса, изменение доходов не влияет на инвестиции, то есть они автономны от доходов, однако более поздние теории рассматривают доход, как фактор влияющий на изменение инвестиционных расходов.

· Государственные расходы. (G)

Меняются только в зависимости от политики, которую проводит государство, и оказывают влияние на сам совокупный спрос очень быстро. Являются всегда экзогенной переменной

· Чистый экспорт(Xn).

ü Изменение валютных курсов.

ü Изменение доходов иностранного сектора.

ü Изменение доходов внутри данной экономики.

Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой АD.

Например, уменьшение количества денег в обращении, то есть снижение предложения денег приведет к снижению самого совокупного спроса, что графически можно представить сдвигом кривой АD влево (рис. 2.2.а.). К тем же последствиям приведет рост процентной ставки, который снизит спрос на потребительский и инвестиционный кредит, следовательно, приведет при тех же уровнях цен к уменьшению потребления домохозяйств и фирм, а значит к падению совокупного спроса, то есть к сдвигу кривой совокупного спроса влево.

Рост доходов в экономике и соответствующий рост потребительского спроса приведет и к росту совокупного спроса, что графически можно представить сдвигом кривой АD вправо (рис. 2.2. б.). Так же на совокупный спрос повлияют оптимистические настроения инвесторов, снижение налогов

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru

рис 2.2.

Совокупное предложение

Совокупное предложение AS(от англ. aggregate supply) отражает стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и при анализе совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены, планируют) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного предложения AS – это модель, представленная на графике в виде кривой, иллюстрирующей изменение реального объема производства всех товаров и услуг в денежном выражении в зависимости от изменения уровня цен.

В масштабе всей экономике, в зависимости от анализируемого периода времени, могут быть рассмотрены ситуации, представленные на рисунке 2.3.

· Состояние неполной занятости всех ресурсов. (Отрезок №1 кривой AS - кейнсианская модель; крайний кейнсианский случай, где рассматривается краткосрочное совокупное предложение SRAS).

Неценовые факторы совокупного спроса - student2.ru

Рис.2.3.

· Состояние, частичной занятости ресурсов, возникающее когда часть ресурсов полностью занята, а часть ресурсов еще остается свободной и увеличения выпуска всей экономикой еще возможно за счет перераспределения ресурсов и при росте общего уровня цен. (Отрезок №2 кривой AS - кейнсианская модель, так же SRAS).

· Состояние полной занятости всех ресурсов, когда экономика выпускает на уровне потенциала, при этом рассматривается долгосрочный период. (Отрезок №3 кривой AS - классическая модель LRAS). Где Y* - потенциальный выпуск.

Наши рекомендации