Неценовые факторы совокупного спроса
Существует две группы факторов, влияющих на совокупный спрос
1. Монетаристскиефакторы, связанные с изменениями денежной массы или скорости обращения денег, то есть с условиями построения модели.
2. Неценовые факторы немонетарного характера.
· Изменение потребительских расходов населения (C).
ü Изменение доходов или благосостояния населения (к примеру, крах финансовых пирамид в России).
ü Ожидания потребителя (как инфляционные, так и ожидания роста дохода) оказывают существенное воздействие на объем потребительских расходов и, следовательно, на объем продаж.
ü Изменения в налоговом законодательстве.
ü Размер задолженности домашних хозяйств существенно влияет на планируемые расходы этого макроэкономического агента.
ü Цена потребительского кредита.
ü Количество домашних хозяйств.
· Изменение инвестиционных расходов(I).
ü Ожидания инвесторов.
ü Изменение платы за кредит.
ü Налоги и субсидии предприятий.
ü Степень износа капитала (запас капитала в экономике).
ü Избыточные производственные мощности.
ü Доход страны. С точки зрения Дж.М. Кейнса, изменение доходов не влияет на инвестиции, то есть они автономны от доходов, однако более поздние теории рассматривают доход, как фактор влияющий на изменение инвестиционных расходов.
· Государственные расходы. (G)
Меняются только в зависимости от политики, которую проводит государство, и оказывают влияние на сам совокупный спрос очень быстро. Являются всегда экзогенной переменной
· Чистый экспорт(Xn).
ü Изменение валютных курсов.
ü Изменение доходов иностранного сектора.
ü Изменение доходов внутри данной экономики.
Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой АD.
Например, уменьшение количества денег в обращении, то есть снижение предложения денег приведет к снижению самого совокупного спроса, что графически можно представить сдвигом кривой АD влево (рис. 2.2.а.). К тем же последствиям приведет рост процентной ставки, который снизит спрос на потребительский и инвестиционный кредит, следовательно, приведет при тех же уровнях цен к уменьшению потребления домохозяйств и фирм, а значит к падению совокупного спроса, то есть к сдвигу кривой совокупного спроса влево.
Рост доходов в экономике и соответствующий рост потребительского спроса приведет и к росту совокупного спроса, что графически можно представить сдвигом кривой АD вправо (рис. 2.2. б.). Так же на совокупный спрос повлияют оптимистические настроения инвесторов, снижение налогов
рис 2.2.
Совокупное предложение
Совокупное предложение AS(от англ. aggregate supply) отражает стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и при анализе совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены, планируют) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного предложения AS – это модель, представленная на графике в виде кривой, иллюстрирующей изменение реального объема производства всех товаров и услуг в денежном выражении в зависимости от изменения уровня цен.
В масштабе всей экономике, в зависимости от анализируемого периода времени, могут быть рассмотрены ситуации, представленные на рисунке 2.3.
· Состояние неполной занятости всех ресурсов. (Отрезок №1 кривой AS - кейнсианская модель; крайний кейнсианский случай, где рассматривается краткосрочное совокупное предложение SRAS).
Рис.2.3.
· Состояние, частичной занятости ресурсов, возникающее когда часть ресурсов полностью занята, а часть ресурсов еще остается свободной и увеличения выпуска всей экономикой еще возможно за счет перераспределения ресурсов и при росте общего уровня цен. (Отрезок №2 кривой AS - кейнсианская модель, так же SRAS).
· Состояние полной занятости всех ресурсов, когда экономика выпускает на уровне потенциала, при этом рассматривается долгосрочный период. (Отрезок №3 кривой AS - классическая модель LRAS). Где Y* - потенциальный выпуск.