Резервы устойчивого развития экономики региона

Время подтвердило актуальность проблем устойчивости раз­вития территориальных образований. Производственные предпри­ятия, экономические структуры, институты власти регионов, го­родов и районов постоянно испытывают воздействие многочис­ленных дестабилизирующих факторов.

Не преодолены угрозы разрушения, в том числе физического, систем жизнеобеспечения населения – производственной и соци­альной инфраструктуры, снабжения продовольствием, топливом, электроэнергией и т.п.

Чрезмерны региональные различия уровней социально-эконо­мического развития, прежде всего дифференциация доходов на­селения.

Рынок в конечном счете должен привести к относительному выравниванию территориального развития – посредством пере­лива капиталов, рабочей силы, технологий в регионы, где эффек­тивность их использования выше, и т.п. Однако на первоначаль­ном этапе его становления имеющиеся диспропорции, как пра­вило, усиливаются. Стремление к выживанию стимулирует тенденции автаркии, что, в свою очередь, сдерживает развитие рынка, ограничивает его пространство – территориальное, отрас­левое и др.

Специальные исследования показывают, что различия соци­ально-экономического развития субъектов РФ не только чрезмер­ны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.

Органы власти многих субъектов Федерации имеют террито­риальные претензии. Ряд регионов страны оказался в значитель­ной степени зависимым от внешнеэкономических условий, поли­тики сопредельных государств1.

Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются существенными различия институциональных преобра­зований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и госрегулирования, взаи­модействия властей с новыми экономическими структурами и др.

Все это – критические факторы, представляющие угрозу эко­номической системе и государственности в целом.

Обострение системного кризиса в августе 1998 г. сделало бо­лее масштабными проблемы надежности функционирования народного хозяйства РФ и экономических комплексов страны в те­чение ближайшего периода, а также создания материально-веще­ственных и общественно-экономических предпосылок для пере­хода на модель устойчивого развития. Острая же потребность в этом переходе очевидна и стимулирует учреждающую научную проработку проблем формирования соответствующих условий (предпосылок, резервов, механизмов) устойчивого развития эко­номики регионов.

Научные исследования, посвященные этой проблематике, имеют ярко выраженный конкретно-исторический характер. Та­кого рода задачи не могут быть решены раз и навсегда – на каж­дом новом этапе развития они становятся все более масштабны­ми и острыми.

Исследование путей формирования условий и механизмов ус­тойчивого развития экономики регионов России, функциональ­ного обоснования соответствующих рыночных и административ­ных методов еще не закончено в силу многих причин: утраты методологических ориентиров, неясности перспектив территори­альной социально-экономической организации России, отсут­ствия научной концепции перехода от преимущественно административных к рыночным отношениям и др.

Ряд научных проблем в рамках ранее сложившейся парадиг­мы должным образом разрешен быть не может, так как, согласно оценкам, она в значительной степени исчерпала свой потенциал и явно испытывает своего рода логистическое насыщение или же близка к нему.

Исследование проблем устойчивости и устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов или вопросов в различных, иногда мало связанных друг с другом об­ластях теории и практики. Лишь в последнее время выполнены работы, в которых предприняты попытки разрешить эти вопросы с позиций общесистемных представлений, в частности научного обоснования концепции формирования условий устойчивого раз­вития экономики региона.

Научная концепция устойчивости и устойчивого развития эко­номики регионов, а так же городов и административных районов, должна включать:

• теоретическое представление об устойчивости как универ­сальном свойстве социально-экономических систем, заклю­чающемся в их способности выполнять свои функции в ус­ловиях негативного воздействия – в определенных пределах по силе и времени – внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям;

• указания на то, что истоки этого качества кроются в объек­тивном существовании разнообразных пропорций; это мож­но рассматривать как специфический ресурс, имеющий оп­ределенный потенциал, соответствующим образом воспро­изводимый, в особых формах проявляющийся и используемый;

• выделение устойчивого развития экономики региона в ка­честве специфического объекта управления в рыночной модели хозяйствования;

• критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обо­снованные цели и задачи управления для регионов разной таксономии и типов развития;

• обобщенные выводы о перспективных методах стабилизаци­онной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптими­зации внутренних и внешних экономических пропорций;

• обоснование путей преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать эколо­гическое содержание устойчивости и устойчивого развития; сохранение во многом абстрактных воззрений на проблемы устойчивости территориальных социально-экономических систем, сложившихся под воздействием более синергетики, чем практики региональной организации; указания на то, что наиболее значимыми факторами нарушения устойчивого развития экономики региона являются опасность физичес­кого разрушения основных фондов, усиления автаркии, от­каз от корректировки реформ, в частности усиления их со­циальной направленности, государственного регулирования и стимулирования производства.

Всестороннее обоснование концепции устойчивости и устой­чивого развития экономики региона позволяет раскрыть содержа­ние этого качества (экономическое, социальное, институциональ­ное и др.), а также его потенциал, алгоритм наилучшего исполь­зования и т.п.

Наши рекомендации