Институты устойчивого развития региона.

2.1. Формирование сетевой экономики и кластеров ус­тойчивого развития социально-экономической системы региона.

В современной экономике главным фактором повышения устойчивости развития социально-экономических систем стали обмен знаниями, опытом и повышение конкуренции на ло­кальных рынках. Отсюда появилась идея формирования сете­вой экономики и кластеров, стимулирующих развитие внут­реннего потенциала регионов, что способствует сокращению межрегиональных различий. Интеграционная природа сетей и кластеров обеспечивает включенность экономики региона в глобальные экономические процессы. Формирование замкну­тых технологических цепочек в рамках кластеров содействует экологизации производства. Развитие кластеров на основе тра­диционных для региона производств позволяет максимально полно использовать потенциал этноэкономического сектора региона. В связи с этим в научной литературе и программных документах указывается на необходимость содействия регио­нальных и местных властей образованию кластеров и их вклю­чению в национальные и международные сети. «Для нашей страны это не просто новая задача, поскольку долгие годы идеология и практика регионального управления были на­правлены на автаркическое развитие регионов, внешние связи которых определялись выполнением заданий по развитию от­раслей специализации и поставке их продукции назначенным потребителям».

Создание сетевой структурыпозволяет интегрировать уни­кальный опыт, производственные возможности и передовые технологии хозяйствующих субъектов вокруг конкретной объ­единительной идеи, которую они не могут реализовать в от­дельности. В частности, образование сетевой организации из неоднородных агентов может обеспечить взаимную компенса­цию их недостатков и усиление преимуществ. Например, мож­но объединить мощное предприятие, обладающее инерцион­ностью и медленно реагирующее на изменения во внешней среде, и малые предприятия, испытывающие недостаток в ре­сурсах, но способные быстро реагировать на изменения и перестраиваться. Способность образовавшейся сети эффективно адаптироваться к изменениям среды функционирования обес­печивает их устойчивость и в конечном счете станет источни­ком конкурентных преимуществ.

Современная сетевая организация предполагает следующую модель развития организационно-управленческих структур:

· каналы снабжения превращаются во временные цепочки, вы­страиваемые для наиболее рационального удовлетворения нужд отдельного проекта;

· производственные мощности свободно покупаются и прода­ются на открытых электронных биржах;

· заказы, поступающие от клиентов, выполняют независимые производители;

· маркетинг осуществляют либо посредники, либо компании — владельцы торговых марок, которые также сертифицируют ка­чество товаров, продающихся под их марками.

Основными принципамиуправления сетевой организацией являются:

§ сокращение числа уровней иерархии в структурах деловых ор­ганизаций, трансформация пирамидальных структур в гори­зонтальные;

§ ориентация горизонтальных структур на управление базовыми процессами организаций в отличие от традиционных функ­циональных методов управления;

§ переход от крупных организаций к сети интегрированных меж­ду собой компаний (сужение собственной производственной и управленческой деятельности);

§ переход от компаний, базирующихся на традиционных формах организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и ин­формации;

§ равноправное сотрудничество различных организаций на ос­нове аутсортинга, причем отношения каждый раз могут вы­страиваться по-новому на разных этапах реализации проекта;

§ привлечение лучших исполнителей в новые структуры;

§ применение информационных технологий для ускорения про­изводственных процессов;

§ постоянная генерация новых идей и воплощение их на практике.

Реализация данных принципов в полной мере характерна для экономики США и частично Западной Европы. В России сетевые организационные формы характерны не столько для производственных процессов, сколько для функционирова­ния финансовых потоков и организационных форм олигархи­ческих структур1.

В основе сетевого подхода лежит связывание различных взаимодействий в единый технологический комплекс, а полу­чение добавленной стоимости сопровождается действием не­скольких кумулятивных эффектов.

Во-первых, эффект от тиражирования нововведений возникает при внедрении инновационных разработок не на одном, а на нескольких предприятиях, входящих в состав уча­стников единого процесса (объединение усилий нескольких предприятий по разработке инноваций облегчает бремя каж­дого участника по финансированию НИОКР). При этом инте­грация различных операций по передаче технологий предпола­гает обязательное наличие компании, производящей опреде­ленный вид наукоемкой продукции или услуги. Она, как правило, становится ядром нового образования.

Во-вторых, эффект от концентрации ресурсов на разра­ботку и внедрение инноваций, действие которого подчиняется закону больших чисел. Поскольку единичное предприятие не в состоянии выполнять широкомасштабные исследования, не­обходима корпоративная экономика, позволяющая концен­трировать ресурсы на выполнении таких исследований и спра­ведливо распределять совместно полученную выгоду между участниками корпоративного процесса производства.

В-третьих, эффект, связанный с многофункциональной природой новых технологий и одновременным производством нескольких видов продукции и услуг. Это позволяет, с одной стороны, сократить первоначальные затраты на исследования, ас другой - увеличить выпуск конечной продукции, компенсироваввозросшие затраты на научные разработки.

Согласно сетевому подходу, баланс между процессами использованиянакопленных способностей и обновления сдвигается в ту или иную сторону посредством взаимодействия с другими организациями. Он достигается путем реализации процессов рыночной и внутрифирменной селекции. Рынок с сетевой точки зрения не абстрактен, а конкретен и существует за счет взаимодействия с партнерами по бизнесу. Так, швед­ская школа промышленных закупок подчеркивает, что рынки действительно являются сетями, и делает акцент на том, что большинство компаний ощущает воздействие рыночных сил через сеть покупателей и поставщиков.

Сетевая экономика формируется на основе двух типов ин­теграции:

1) создание вертикально интегрированных систем, реализующих полный воспроизводственный цикл, что обусловлено много­уровневой физической архитектурой системы продуктов. Та­кая многоуровневая воспроизводственная система предпола­гает существование многоуровневой сети производителей, что обеспечивает изготовление компонентов на каждом уровне и их продажу сборщикам на следующем, более высоком уровне системы. Она представляет собой сеть создания стоимости;

2) развитие горизонтально интегрированных структур в виде кла­стеров.

Кластерная политикавместо политики замкнутых циклов является не просто сменой приоритетов, но изменением фило­софии регионального управления и региональной политики; она дополняет политику формирования «ядра роста», направ­ленную на развитие приоритетных отраслей, имеющих высо­кие показатели, и предполагает также стимулирование зарож­дающихся, начинающих свое развитие производств.

Под кластерами понимают «сконцентрированные по гео­графическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торго­вых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».

Кластеры включают в себя компании «готового продук­та» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервис­ных услуг; финансовые институты; компании в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят организации, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); про­изводители побочных продуктов; специализированные провай­деры инфраструктуры; государственные и иные организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступ­ление информации, проведение исследований и представля­ющие техническую поддержку; агентства, устанавливающие стандарты; предпринимательские объединения и другие совме­стные структуры частного сектора, организации по сотрудниче­ству, поддерживающие членов кластера.

Таким образом, кластер — система взаимосвязанных орга­низаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей. Эта пространственная орга­низационная форма по своей внутренней сущности может быть более эффективной по компоновке факторов производ­ства, снижению издержек производства, транзакционных из­держек и рисков, доступу к информации, чем входящие в кла­стер компании3. Кластеры создают механизм для объединения компаний, государственных институтов различных уровней для ведения конструктивного диалога по вопросам повышения устойчивости социально-экономической системы, предлага­ют новый механизм для сотрудничества бизнес-структур и го­сударства4.

Большинство компаний, объединенных в кластер, юриди­чески самостоятельно, но в хозяйственном плане поддержива­ют взаимовыгодную устойчивость друг друга. Отдельные виды деятельности могут быть переданы от одних компаний другим, специализирующимся, например, на маркетинговых исследо­ваниях, обеспечении сырьем и материалами, послепродажном обслуживании продукции отрасли или группы компаний. В целом компания как элемент кластера может и должна осво­бодиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях, которые могут стать источниками ее конкурентных преимуществ.

2.2.Финансовые институты региональной инновационной системы.

Устойчивое развитие региона предполагает разработку и ис­пользование рационального инвестиционного механизма формирования региональной инновационной системы, кото­рый должен представлять систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла. Имеющиеся механизмы инве­стиционной деятельности не способны обеспечить инноваци­онное расширенное воспроизводство: «в России оформился заметный разрыв в финансовом потенциале частных компа­ний между отраслями, где идет основной рост производства и накопления инвестиционных ресурсов (это прежде всего экс­портно-сырьевые отрасли), и отраслями высокого и финиш­ного передела». Причем в России не развиты механизмы пере­лива капиталов из отраслей с высоким инвестиционным по­тенциалом в отрасли «новой экономики», имеющие во всем мире наиболее высокую отдачу и одновременно обеспечиваю­щие глобальную конкурентоспособность национального хо­зяйства.

При нынешнем состоянии российской финансовой систе­мы в качестве основного механизма по доведению финансовых средств до реального сектора экономики и обеспечения подъе­ма инвестиционной активности выступают региональные ин­вестиционные фонды развития (ИФР).

Стратегической целью создания ИФР является обеспече­ние расширенного инновационного воспроизводства в субъ­ектах РФ.

ИФР призван аккумулировать финансовые ресурсы хозяй­ствующих субъектов за счет принятия финансовых обязательств перед третьими лицами с целью последующего их вло­жения в приоритетные инвестиционные проекты региона.

Государство
Коммерческие банки
Страховые компании
Пенсионный фонд
Международные финансовые институты

Институты устойчивого развития региона. - student2.ru В отличие от модели исключительно «рыночного» или ис­ключительно «бюджетного» финансирования инноваций мо­дель создания ИФР характеризуется сочетанием множества источников финансирования инвестиций, когда наряду с бюд­жетными ассигнованиями в финансировании инноваций уча­ствуют внебюджетные источники, в том числе средства ком­мерческих банков, страховых компаний, Пенсионного фонда и других хозяйствующих субъектов (рис. 4.4).

Институты устойчивого развития региона. - student2.ru Институты устойчивого развития региона. - student2.ru

Производство конкурентоспособных товаров и услуг
Наука: генерирование и внедрение инноваций

Рынок

Рис. 4.4. Организационная структура взаимодействия ИФР с участниками инвестиционно-инновационной системы

При создании ИФР целесообразно использовать накоп­ленный зарубежный опыт венчурного инвестирования.

В Израиледеятельность венчурного капитала особенно ус­пешна. В 1992 г. Министерство промышленности и торговли Израиля приступило к реализации программы Yozma, в рамках которой было создано 10 венчурных фондов. Обязательным ус­ловием государственного финансирования фонда было нали­чие в нем одного израильского частного и одного известного на рынке венчурных операций зарубежного партнера, который принимал на себя обязательства по обучению местных инве­сторов методикам и принципам осуществления рыночного финансирования инновационных компаний, а также управле­ния фондом. Вложения распределялись следующим образом: 8 млндолл. приходилось на государство, 12млндолл. — на частных партнеров. Частные инвесторы могли выкупить долю го­сударства за 8 млн долл. плюс 7 % прибыли за нее. Иными сло­вами, при 60 % вложений частным инвесторам гарантирова­лось свыше 90 % дохода от реализации программы. До начала 1997 г. все инвестиции в венчурные фонды не подлежали нало­гообложению. В 2000 г. капитал фондов Yozma достиг 2,9 млрд долл., суммарный объем инвестиций за период с 1993 по 2000 г. составил 12 млрд долл., доля высокотехнологичной продукции в израильском экспорте превысила 46 %, т.е. около 11 млрд долл. В восьми фондах доля государства была выкуплена част­ными инвесторами.

В Россиивенчурное инвестирование находится лишь в самой начальной стадии формирования. В качестве положительного опыта венчурного инвестирования в России можно рассмат­ривать деятельность Самарского венчурного фонда («Самвен-фонд»), частной венчурной компании «РостИнвест», Венчур­ного инновационного фонда — некоммерческой организации, предназначенной для формирования организационной струк­туры системы венчурного инвестирования, Российской ассо­циации венчурного инвестирования (РАВИ).

Предпосылки формирования ИФР заложены в законода­тельных актах некоторых регионов России.

В частности, в Стратегии привлечения инвестиций в Ростовской об­ласти отмечается, что «для обеспечения финансирования секторов и отраслей, определенных в качестве инвестиционных приоритетов Ростовской области, будет организован Инвестиционный фонд Рос­товской области»3. В качестве целей фонда определены:

§ привлечение долгосрочных прямых инвестиций в динамично раз­вивающиеся компании региона;

§ улучшение инвестиционного рейтинга региона;

§ достижение ликвидности активов фонда.

Структура капитала фонда формируется следующим образом: Адми­нистрация Ростовской области или уполномоченный ею государст­венный орган (компания) 30%; международные институциональ­ные инвесторы 30 %; российские инвесторы 15—20 %; группа меж­дународных частных инвесторов 15—20 %.

В качестве зоны ответственности ИФР предполагается оп­ределить управление портфелем инвестиций в наиболее пер­спективные предприятия региона, способные предложить для реализации экономически эффективные проекты, но не имеющие возможности привлечь финансирование в частном секторе в связи с высоким уровнем инвестиционных рисков и транзакционных издержек, длительным сроком окупаемости, а также существенным превышением региональной эффек­тивности над коммерческой эффективностью проекта. Пер­спектива финансирования рисковых проектов, нереальная для частного капитала, открывается в связи с наличием у ИФР бо­лее широких, чем у частного капитала, возможностей по ди­версификации инвестиционных рисков, а также в связи с уменьшением ряда инвестиционных рисков и транзакцион­ных издержек (особенно проявляющихся на предынвестици-онной стадии) благодаря активной поддержке проектов орга­нами государственного управления.

Основные функции ИФР заключаются в следующем:

ü отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов, от­вечающих стратегическим целям развития региона;

ü аккумулирование инвестиционных средств, поступающих из различных источников;

ü долевое финансирование инвестиционных проектов путем приобретения акций предприятий — инициаторов проектов, выпускаемых в целях привлечения инвестиционных ресурсов;

ü поддержка реализации профинансированных инвестицион­ных проектов;

ü поиск инвесторов, способных выступить в роли стратегиче­ских партнеров предприятий, реализующих приоритетные ин­вестиционные проекты;

ü продажа акций предприятий, реализующих приоритетные ин­вестиционные проекты, стратегическим инвесторам;

ü механизм контроля за использованием инвестиций и обеспе­чение возвратности вложенных средств.

Создание ИФР предполагает, во-первых, использование взносов учредителей в уставный капитал корпорации и при­влекаемых заемных средств для долевого финансирования реа­лизуемых инвестиционных проектов, во-вторых, формиро­вание механизмов рефинансирования, предусматривающих использование поступлений от реализации инвестиционных проектов первой очереди — дивидендов по акциям, находя­щимся в собственности ИФР, поступлений от продажи паке­тов акций стратегическим инвесторам — на осуществление ин­вестиционных проектов второй и последующих очередей.

Для аккумулирования финансовых ресурсов ИФР могут при­влекать и такой эффективный инструмент трансформации сво­бодных денежных ресурсов в инвестиции, как региональные це­левые займы. При этом ИФР отводится роль генерального аген­та, а эмитентом выступают региональные органы управления.

Важнейшим механизмом контроля деятельности финанси­руемой компании является поэтапная схема вложений капита­ла, когда ИФР и его региональные фонды не инвестируют все средства одновременно, а каждый раз выделяют сумму, доста­точную лишь для реализации очередного этапа. При периоди­ческой переоценке перспектив реализации финансируемых проектов ИФР может принять решение о прекращении инве­стиций, что дисциплинирует менеджмент финансируемой компании, исключает возможности вложения средств в неэф­фективные проекты. Подобная схема контроля в процессе фи­нансирования может осуществляться в виде синдицирования инвестиций. Это позволяет снизить инвестиционные риски за счет формирования портфеля из разных проектов, а также про­водить перекрестные проверки финансируемых компаний.

Механизмом гарантирования возвратности вложений вы­ступает использование конвертируемых ценных бумаг как спо­соба организации контрактных отношений ИФР и финанси­руемой компании2. Однако такой механизм эффективен лишь при наличии ликвидного фондового рынка, который увеличивает спрос на венчурный капитал, снижает транзакционные из­держки по созданию новых высокотехнологичных компаний.

Инвестиционный фонд развития
Ивестиционное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности
Внедрение но­вых технологий, развитие инфор­мационныхресурсов
Развитие рынка человеческого капитала
Структурное обновление экономики
Рост объемов производства
Экологизация производства
Расширенное инно­вационное воспро­изводство факторовпроизводства
Устойчивое развитие социально-экономической системы региона
Расширенное инновационное воспроизводство товаров и услуг
Рис. 4.5. Механизм воздействия ИФР на устойчивое развитие социально-экономической системы региона

Развитие инвестиционно-инновационной системы пред­полагает также создание нормативного обеспечения системы, включающего формирование нормативной базы, регулирую­щей правоотношения при инновационном инвестировании, порядок предоставления государственных гарантий, развитие фондового рынка, в том числе биржевой торговли ценными бу­магами венчурных предприятий.

Реализация данного механизма позволит ускорить переход социально-экономической системы региона от простого вида воспроизводства к расширенному, основанному на тесном взаимодействии всех хозяйствующих субъектов региона, внедрении научно-технических разработок и повышении уровня инновационной деятельности (рис. 4.5).

Переход к инновационному производству предполагает, что основным направлением инвестиционных вложений явля­ются инвестиции в человеческий капитал, материализация, коммерциализация и капитализация знаний как источника нововведений. Активизация инвестиционных потоков создает предпосылки для обновления основных фондов. В свою оче­редь использование передовых производственных технологий, элементов интеллектуального капитала и обновленных основ­ных фондов способствует экологизации производства и сокра­щению объема вовлекаемых в оборот природных ресурсов.

Тема 17. Вопросы национальной безопасности региона.

1.1 Общие положения о безопасности.

Общественно-правовые основы общественной безопасности личности, общества и государства в нашей стране составляют прежде всего федеральные законы «О безопасности»', «О феде­ральной организации государственной безопасности»[24], а также другие важные нормативные акты: «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»[25] и «Концепция национальной безопасности Рос­сийской Федерации»[26]. Учитывая многообразие видов субъектов и объектов национальной безопасности (рис.1), естественно, что каждый из них имеет свою, дополнительную, специальную нормативную базу.

Безопасность определяется как состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних угроз. К жизненно важным ин­тересам повсеместно относят всю известную совокупность пот­ребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает и су­ществование, и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основные объекты безопасности у личности — это ее права и свободы; у общества — его материальные и духовные ценности, у государства — его конституционный строй, суверенитет и терри­ториальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности с момента его появления стало государство, осуществляющее функции в этой области через установленные обществом органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Понятие угрозы безопасности характеризуется как совокуп­ность факторов, создающих опасность жизненно важным инте­ресам личности, общества и государства.

  Безопасность страны Национальная безопасность  
               
  Внешняя     Внутренняя  
     
                 
  Государственная       Государственная  
           
  Военная     Территориальная  
           
  Пограничная     Экономическая  
           
  Внешнеэкономическая     Криминальная  
           
  Внешнекриминальная     Экологическая  
       
Внешнеинформационная   Демографическая  
           
    Социальная  
         
  Объекты и субъекты национальной безопасности  
   
                               
Рис.1. Система национальной безопасности РФ

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, он возглавляет Совет безопасности РФ, совместно с парламентом определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспе­чения безопасности, в пределах своей компетенции принимает оперативные решения.

Силы обеспечения безопасности в настоящее время включает в себя: 1) вооруженные силы; 2) федеральные органы безопасности; 3) органы внутренних дел; 4) органы внешней разведки; 5) обес­печение безопасности органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти и их высших должностных лиц; 6) органы налоговой службы; 7) службы ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций, формирования гражданской обороны; 8) пог­раничные войска; 9) внутренние войска; 10) органы, обеспечива­ющие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; 11) службы обеспечения безопасности средств связи, информации; 12) органы таможни; 13) природоохранительные органы; 14) органы охраны здоровья населения; 15) и др.

В совокупности вся система национальной безопасности пред­ставлена графически на рис.2. Она включает объекты, субъекты, силы обеспечения безопасности, принципы и функции, которыми должны руководствоваться субъекты и силы обеспечения безо­пасности.

В формировании политики обеспечения национальной безо­пасности РФ принимают непосредственное участие:

• Президент РФ;

• Федеральное Собрание РФ;

• Правительство РФ;

• Совет безопасности РФ;

• федеральные органы исполнительной власти;

• органы исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционным органом, осуществляющим подготовку ре­шений Президента РФ по вопросам защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности РФ (СБ РФ). Он формируется на основе Указа Пре­зидента РФ. В положение о Совете безопасности в состав основных задач включены:

1.Определение жизненно важных интересов общества и госу­дарства и выявление угроз объектам безопасности;

2.Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

3.Подготовка рекомендаций Президенту РФ в области внешней и внутренней политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

4.Подготовка оперативных решений по предотвращению чрез­вычайных ситуаций и по организации их ликвидации;

5.Подготовка предложений Президенту РФ о введении, про­длении или отмене чрезвычайного положения;

6.Разработка предложений по координации деятельности орга­нов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

7.Совершенствование системы обеспечения безопасности.

В состав Совета безопасности входят председатель СБ — по должности Президент РФ, постоянные члены и члены, назна­чаемые Президентом РФ по представлению секретаря СБ РФ с правом совещательного голоса.

К основным организационно-правовым формам работы СБ РФ относятся: заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

С 1993 г. по настоящее время при непосредственном участии Совета безопасности[27] были выработаны следующие решения в сфере безопасности.

В области обеспечения международной безопасности, как од­ной из приоритетных, выработана политика в отношении стран СНГ. Получил развитие принцип разноуровневой и разноскорос-тной интеграции, прагматичного и дифференцированного подхода в зависимости от готовности отдельных государств развивать со­трудничество.

Большое внимание в настоящее время уделяется становлению организаций Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ЕвразЭС как центров интеграции на постсоветском пространстве как в военно-политическом, так и в экономическом отношениях, вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе.

Действует Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ.

Разрабатывались предложения об урегулировании кризисных ситуаций в различных странах мира, затрагивающих интересы Рос­сии. Рассматривались вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

В области экономического обеспечения национальной безо­пасности России приняты решения о повышении роли страны в обеспечении международной энергетической безопасности, тех­нологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демогра­фической ситуации в стране, миграции населения.

Выработаны основные направления обеспечения националь­ной безопасности в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе, Калининградской области, Каспийском регионе.

Определены основные направления развития военной органи­зации РФ до 2015 г., где предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, контактных, технически оснащенных вооруженных сил, повышению социаль­ной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохрани­тельных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Одобрены основы военно-технической политики и концеп­туальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-техничес­кого комплексов в стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а так­же по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию противоракетной и противовоздушной обороны, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и электронной компонентной базе.

Выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспе­чению защищенности населения страны критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических продви­жений.

Разработаны меры по защите национальных интересов РФ на государственной границе.

Особое внимание уделяется противодействию экстремистским проявлениям, борьбе с преступностью (в том числе с незакон­ным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ), транснациональным рискам и угрозам, выявлению, предупреждению и ликвидации террористических угроз и конф­ликтных ситуаций, борьбе с международным терроризмом и его проявлениями на территории РФ, противодействию финансиро­вания терроризма. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористи­ческого комитета.

Организована работа по обеспечению безопасности функ­ционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной ин­формационной безопасности и подготовка Стратегии развития информационного общества в России. При СБ РФ работают межведомственные комиссии[28], которые образуются в соответ­ствии с его задачами и направлениями деятельности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. По состоянию на апрель 2007 г. их было семь: по проблемам стратегического планирова­ния, планирования по проблемам Содружества Независимых Го­сударств, по безопасности в экономической и социальной сфере, по экологической безопасности, по военной и информационной безопасности.

При СБ РФ функционирует также научный совет, который осуществляет научно-методологическое обеспечение его деятель­ности. В состав научного совета включаются представители РАН, отраслевых академий наук, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.

1.2 Угрозы национальной безопасности, концепция и стратегия их нейтрализации.

Прежде чем говорить об угрозах, надо сформулировать интере­сы субъектов безопасности. Национальные интересы России[29] заклю­чаются в совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, погра­ничной, экологической и других сферах.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав, свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллекту­альном развитии человека и гражданина.

Интересы общества заключаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституцион­ного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержания правопоряд­ка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Угрозы национальной безопасности РФ зафиксированы в Кон­цепции национальной безопасности.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер, в настоящее время они обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, наличием внешнего и . внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической со­ставляющих, а в импортных поставках — к преобладанию продо­вольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Негативные процессы в экономике, конечно же, лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальва­ция духовных ценн

Наши рекомендации