Взаимодействие тенденций к «угасанию» конкуренции и обострению конкурентной борьбы в глобальной экономике
Рассмотренные нами количественные и качественные изменения в структуре мировой экономики существенным образом повлияли на механизм, лежащий в основе функционирования международного разделения труда в условиях капиталистической экономики – конкуренцию. Причем, если на ранних этапах развития международного разделения труда конкуренция играла, на наш взгляд, незначительную роль и сводилась к соперничеству государств за лучшие условия доступа к недостающим факторам производства, то по мере роста производительных сил, значение конкуренции возрастало: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме» (108, с.52).
Во второй половине 20 в. конкуренция приобретает новые черты: свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочетается в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе с помощью политики протекционизма, рынках; постепенно происходит сдвиг от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым (См.: 105). Как уже приходилось доказывать одному из нас, отмеченные особенности означали укрупнение субъектов, а значит, объективный процесс «угасания» конкуренции. Однако тенденция к «угасанию» объективно неизбежно диалектически взаимосвязана со своей противоположностью – контртенденцией к обострению конкурентной борьбы между уменьшившимся количеством более крупных субъектов.
Поэтому мы разделяем мнение ряда экспертов, утверждающих, что конкурентная борьба сейчас разворачивается не столько за глобальные расходы – сокращение издержек производства, сколько за глобальные доходы, то есть за новые, емкие потребительские рынки. Поэтому, например, проникновение в последние десятилетия на рынки стран Юго-Восточной Азии, Китая, Индии ряда крупных ТНК было связано не только с доступом к дешевой рабочей силе и богатым природным ресурсам, но и с перспективами развития этих потребительских рынков.
Либерализация мировой торговли и свободный доступ на национальные рынки, как результат процессов глобализации, способствует все большей сегментации рынков при возрастающей интенсивности конкуренции. Конкуренция за доходы потребителя приобретает все более агрессивный характер, при этом масштабы конкурентов, участвующих в мировой экономике, – ТНК, предопределяют разрушительность их столкновений. Более того, процессы глобализации и научно-технический прогресс расширяя поле конкурентной борьбы, превращают предпринимателей, ранее никак между собой не связанных, в конкурентов.
Таким образом, в условиях глобализации меняется сам характер конкуренции вследствие целого ряда следующих факторов:
• ослабевающей дифференциации товаров, услуг и желанием покупателей приобретать наиболее дешевую продукцию;
• конвергенцией цифровых технологий, приводящей к появлению множества новых товаров и услуг, особенно в высокотехнологичных отраслях;
• изменениями в законодательстве, появлением новых конкурентов в секторах экономики, ранее регулировавшихся государством;
• приходом зарубежных конкурентов на рынки других стран;
• развитием Интернета и электронных рынков, что позволяет небольшим локальным и региональным компаниям расширять сферу присутствия.
Под влиянием процессов глобализации происходит изменение субъектов конкуренции. В современной мировой экономике конкурируют не столько государства, сколько национальные производители: фирмы, ТНК. Глобализация, унифицировав условия международного производства и обмена, создала условия для выхода фирм за пределы юрисдикции национального государства во все увеличивающемся масштабе. Более того, как считают некоторые исследователи, научная дискуссия о межстрановой конкуренции, может вестись теперь лишь с определенными оговорками (См., например: 32, с.19; 148, с.166-168). Поскольку говорить о том, что то или иное государство специализируется на выпуске одного, нескольких продуктов, некорректно уже ни в теоретическом, ни в практическом смысле. В любом случае государства представлены на мировом рынке совокупностью национальных производителей, поэтому, на наш взгляд, говорить о межстрановой конкуренции можно с точки зрения создания ими определенных условий, способствующих возникновению конкурентной среды.
В своем развитии большинство ТНК прошло путь, в котором можно обозначить следующие этапы их становления. Во-первых, начальный этап, который отличало инвестирование капитала в сырьевые добывающие отрасли развивающихся стран с последующим созданием на их территории собственных подразделений, специализирующихся на распределении и сбыте.
Во-вторых, этап укрупнения и усиления влияния ТНК, который характеризовал перевод в зарубежные отделения производственного процесса, ранее осуществляемого на территории страны базирования материнскими фирмами. На этом же этапе происходит все более фундаментальная переориентация производственных филиалов, расположенных в разных странах, на выпуск продукции, отличающейся от производимой материнской фирмой, в силу нарастающего процесса дифференциации спроса и формирования регионального рынка.
Наконец, в-третьих, современный этап, который характеризуется образованием сетей внутрифирменных связей глобального масштаба, позволяющих осуществлять интеграцию научных исследований и разработок, материального обеспечения, собственно производства, организацию распределения и сбыта произведенной продукции. Происходит смещение инновационной активности ТНК в принимающие страны путем создания на их территории научно-исследовательских центров и необходимого технологического парка. Особая роль в политике современных ТНК отводится поглощению национальных фирм, обладающих достаточно высоким инновационным потенциалом.
Итогом деятельности ТНК стала трансформация международных экономических отношений в глобальные вследствие создания международного производства, соответствующей ему международной сферы по оказанию услуг и международной финансовой сферы.
Глобализация внесла собственные коррективы в процессы развития указанных процессов, предопределив отличительную черту современных международных монополий - международность - не по признаку происхождения используемого капитала, а по географическому району экономической деятельности. Таким образом, определяющим моментом является не национальный источник поступления капитала, а то, куда он инвестируется и где функционирует. Именно на этом этапе появляется и получает свое распространение термин «транснациональная корпорация», как наиболее полно характеризующий изменившиеся реалии конкуренции. Это обозначение принято в документах соответствующего отделения ЮНКТАД, регулярно публикующего специальную литературу по проблематике, связанной с деятельностью ТНК (См: 25).
Появление нового субъекта международной конкуренции разнонаправлено влияет на саму конкуренцию. С одной стороны, появление новых участников рынка по умолчанию расширяет конкурентное поле: чем больше игроков на рынке, тем меньшей рыночной властью они обладают, - а следовательно, степень интенсивности конкуренции должна возрастать. С другой стороны, ТНК по сути является супермонополией, реализующей одновременно преимущества эффекта масштаба производства и эффекта снижения затрат за счет оптимального расположения своих филиалов в странах с развитой инфраструктурой, дешевыми факторами производства или емким потребительским рынком. Парадоксально, но сам характер рыночной конкуренции, стремление объединиться в целях захвата доли рынка или противостояния более сильным рыночным игрокам, порождает тенденции к концентрации производства, с дальнейшей специализацией производственных и управленческих функций. То есть рынок и конкуренция, развиваясь по объективным рыночным и конкурентным закономерностям, приводят к созданию антирынка, антиконкурентного, монопольного состояния. На практике это проявляется в сжатии конкурентного пространства внутри национальной экономики, а учитывая фактор транспарентности границ в условиях глобализации мирового хозяйства, эта тенденция будет еще больше усиливаться, как ответная реакция на угрозу влияния иностранных конкурентов.
Развитие НТП, помимо ранее вышеперечисленных эффектов, самым непосредственным образом влияет на характер конкуренции. Дело в том, что благодаря стремительному развитию технологий в глобальной экономике постоянно возникают новые объекты конкуренции, что наряду с возникновением субъектов расширяет конкурентное поле. Появление новых товаров связанных с технологическим сектором экономики, помимо всего прочего создает не только новые рынки и отрасли сами по себе, но и поддерживающую, обслуживающую инфраструктуру, а также сферу услуг.
Таким образом, глобализацию можно рассматривать как процесс, значительно и расширяющий, и одновременно сжимающий глобальное конкурентное пространство. На большинстве рынков происходит и «угасание», и обострение конкуренции. Причиной тому являются и укрупнение, а значит, сокращение количества субъектов в ходе слияний и поглощений, и в то же время появление и новых компаний, и новых товаров и услуг от существующих фирм.
К числу причин «угасания» конкуренции на основе укрупнения субъектов и сокращения их количества в результате монополизации, развития ТНК, интеграции можно отнести дополнительную выгоду субъектов от специализации труда и управленческого персонала, от более эффективного использования капитала крупным субъектом по сравнению с мелким, от производства побочных продуктов в условиях крупного предприятия, от расширения его возможностей по использованию достижений научно-технического прогресса, от улучшения позиции на рынке, от более выгодного положения крупного субъекта в отношениях с государством.
Кроме того, «угасание» конкуренции в современной экономике вызывается международной кооперацией капитала, долговременными договорными отношениями, планомерностью. А эти новые отношения, в свою очередь, вызваны такими объективными причинами, как дополнительной выгодой от снижения риска при совместном инвестировании в крупные проекты, от более устойчивого прогнозируемого положения на рынке, обеспечения планируемого объёма прибыли, от сокращения капиталоёмкости и времени на производство новых товаров, от адаптации к конкуренции, противоядия ей созданием международных кооперативных альянсов.
К числу причин другой из двух взаимосвязанных тенденций в современной глобальной конкуренции обычно относят следующие:
• доступность капитала для новых предприятий и расширение существующих организаций;
• фрагментация рынков;
• изменения в регулирующем законодательстве, зачастую вкупе с реструктуризацией отраслей;
• конвергенция отраслей и технологий;
• глобализация компаний;
• снижение торговых ограничений;
• новые технологии производства, менеджмента взаимоотношений с покупателями и коммуникации;
• новые средства информации, включая Интернет с его многофункциональностью, адресной рассылкой и электронной почтой;
• новые каналы распределения, чаще всего связанные с увеличением объемов товарооборота, как в случае с мелкооптовой розничной торговлей, где происходит расширение ассортимента товаров и услуг.
Конечно, перечисленные факторы действительно имеют место и не вызывают сомнений. Однако следует, на наш взгляд, отнести их лишь к «высвечиваемым» с неоклассической и институциональной точек зрения. В русле такого подхода можно свести всю совокупность проявлений обострения конкурентной борьбы, во-первых, к усилению интенсивности конкурентных межкорпоративных конфликтов, а во-вторых, к сохранению некоторых анклавов конкурентных отношений (например, малый бизнес, самозанятость). Если же к этим проявлениям подойти с позиции методологии классической политэкономии, приложить к ним причинно-следственный метод и задаться вопросом об объективных причинах указанных проявлений, то необходимо отметить следующее.
Объективная причина для усиления интенсивности конкурентных межкорпоративных конфликтов заключается в том, что при уменьшении числа субъектов в отрасли гибель в конкурентной борьбе одного из них увеличивает размер рынка для остальных на всё большую величину. Что же касается другого проявления – сохранения некоторых анклавов конкурентных отношений, то к объективным причинам его можно отнести следующие. Во-первых, дополнительную выгоду крупных фирм от передачи мелким той части технологических операций, где выше издержки. Во-вторых, хотя норма прибыли в малом бизнесе, как правило, ниже, чем в крупном, но эта прибыль выше, чем зарплата наёмных работников. И в-третьих, объективной причиной выступает генетическая предрасположенность к самостоятельности, творческому самовыражению в работе.
В реальной динамике современной конкуренции, как мы уже отмечали, тенденция к её «угасании» и контртенденция к обострению находятся в диалектическом единстве, взаимодействии. Поэтому считаем неправомерными встречающиеся в публикациях попытки абсолютизировать одну из тенденций в ущерб другой, механистический и односторонний подход к их оценке.
Конечно, рост числа игроков и объектов конкуренции, снижение барьеров входа на новые рынки благодаря унификации рыночной инфраструктуры и созданию общих для всех правил игры - все это означает интенсификацию конкуренции на глобальном уровне, а, следовательно, ведет к снижению прибылей для всех ее субъектов. Это вынуждает ТНК искать новые источники получения экономической ренты. Таким образом, в настоящий момент можно наблюдать постепенное перемещение ренты из сферы производства в сферу управления и далее к так называемой абсолютной ренте, извлекаемой из монопольного, дефицитного доступа к брендам, технологиям, знаниям.
Вместе с тем, диалектика конкуренции проявляется и в процессах, имеющих противоположную описанным феноменам направленность. Так, некоторые ученые отмечают, что основой глобализации является вовсе не резкое расширение глобального конкурентного пространства, о чем, например, пишет В. Сенчагов (См.:163, с.26), а, напротив, его резкое сужение. Все основные ниши мирового рынка товаров и услуг уже поделены между его участниками, поэтому поле игры для новых конкурентов заметно сужается. Более того, отмеченная нами ранее тенденция к замыканию производственных и торговых цепочек между развитыми странами, вытесняет остальных участников мировой экономики за пределы конкурентного поля. При этом можно говорить о неравных возможностях участия различных стран в высококонкурентной мировой экономике, поскольку их роль во многом заранее предопределена доступом или его отсутствием к высоким технологиям.
С другой стороны, как справедливо отмечает ряд экспертов (См., например:105), конкуренция в современной экономике приобретает настолько жесткий характер, что возникает новый, более высокий уровень конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких альянсов, взаимный обмен новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау обогащают конкурентов-партнеров и усиливают конкурентоспособность обеих сторон.
Все эти произошедшие в структуре мировой экономики изменения, повлияли не только на характер конкурентной борьбы, но и на содержание самой категории конкуренция. Так, например, Гельвановский пишет: «в самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании» (35, с.67), давая, пожалуй, наиболее широкое, расплывчатое определение конкуренции. Ряд других авторов раскрывает категорию конкуренции через понятия борьбы, соперничества или противостояния (См., например:181, с.283), что недостаточно точно отражает специфику современной мировой экономики. В связи с этим нам ближе мнение Ю. Кормнова, утверждающего, что конкуренция приобрела в настоящее время настолько жесткие формы, что это приводит к таким новым формам конкуренции как сотрудничество и кооперация (например, в сфере НИОКР) (См.:95, с.44).
Таким образом, характеризуя литературу по исследуемому вопросу, можно согласиться с выводом Р. Фатхутдинова о том, что в настоящий момент ещё не сформулирован единый подход к определению термина конкуренция, который в каждом конкретном случае рассматривается исследователями индивидуально, изолировано, эксклюзивно (См.:187, с.32). Однако на основании проведённого исследования считаем возможным предложить определение современной конкуренции как производственное отношение предприятий, характеризующееся объективным взаимодействием соперничества и сотрудничества с целью достижения наилучших индивидуальных и совместных результатов.
В заключение этой части работы можно сделать следующие промежуточные выводы:
1. глобализация изменяет правила игры на мировых рынках, что ведет к интенсификации конкуренции на глобальном рынке и сжатию конкуренции на внутреннем;
2. глобализация расширяет конкурентное поле по трем направлениям: появление новых субъектов конкуренции, увеличение объектов конкуренции, благодаря унификации рыночных институтов снижение барьеров входа на рынок;
3. расширение конкурентного поля означает для участников международной конкуренции снижение прибылей и смещение экономической ренты из сферы производства в сферу управления и технологического монополизма;
4. суть динамики современной конкуренции – в диалектическом взаимодействии противоположных тенденций: к её «угасанию» и в то же время к обострению конкурентной борьбы.