Урок как основная организационная форма обучения экономике.

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Цели урока ставятся в соответствии с целями обучения, результатом педагогической деятельности является уровень обученности, развитости и воспитанности учащихся.

Типология и структура уроков. Данной проблематике посвящено много научных работ., и тем не менее и на сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Классификация уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся., в соответствии с этим подходом выделяют пять типов уроков: уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки обобщения и систематизации, комбинированные уроки, уроки контроля, коррекции знаний, умений и навыков.

· Урок изучения нового материала. Целью данного урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого учащиеся должны подключиться к решению таких дидактических задач как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию ценностных ориентиров. Наиболее приемлемы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего классов, так именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупно-блочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.п. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение знаний, б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний, в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, г) формирование умений и навыков, д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование знаний , умений и навыков. Уроки-самостоятельных работ (репродуктивногоьтипа – устных или письменных упражнений), б) урок – лабораторная работа, в) урок практических работ, г) урок-экскурсия, урок-семинар.

· Урок обобщения и систематизации нацелен на решение двух основных дидактических задач – установления уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по основным вопросам программы, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

· Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности

всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов

деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем

уроке;

в) введение учителем нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

г) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

· Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей..

Наши рекомендации