Вопрос 1. Госбюджет и его функции

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
  • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США — с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Наши рекомендации