Классификация типов регионов

Тип региона Характеристика типа Субъекты Федерации (примерный перечень)
а) по географическому положению Приморские Калининградская, Мурманская области, Приморский край
Приграничные Псковская область, Краснодарский, Хабаровский края
Внутренние Свердловская, Томская области, Республи- ка Мордовия
б) по выполняемым функциям Столичные Москва, Санкт-Петербург
Рекреационные (Черноморское побережье Краснодарского края)
в) по уровню урбанизации Высокоурбанизированные Тульская, Московская, Нижегородская области
Со средним уровнем урбани-зации Курская область, Краснодарский край
С преобладанием сельского населения Республики Дагестан, Калмыкия, Алтай
г) по уровню и типу хозяйственного развития Индустриальные Нижегородская, Свердловская области
Индустриально-аграрные Волгоградская, Липецкая области
Аграрно-индустриальные Курганская область, Республика Чувашия
Аграрные Республики Калмыкия, Тыва
д) по времени и стадиям хозяйственного освоения Старопромышленные Тульская область
Вторичного индустриального освоения Белгородская область
Нового освоения Иркутская область
Пионерного освоения Ямало-Ненецкий АО
е) по отраслевой специализации Моноотраслевые Камчатский край, Ханты-Мансийский АО
С несколькими отраслями специализации Кемеровская область
Многоотраслевые Самарская область
ж) по стадиям промышленного освоения Ресурсные Республика Коми
Базовых отраслей Вологодская область
Обрабатывающих отраслей Ивановская область

Частные типологии не менее значимы, чем комплексные. Если комплексные типологии позволяют получить представление об экономике регионов в целом, то частные типологии позволяют лучше разобраться в отдельных элементах экономики регионов.

Разграничение типов на основе количественных данных. При разработке всех рассмотренных вариантов типологии перед исследователем стоит задача проведения границ между типами регионов. В этом случае возможны различные способы действия. Если речь идет о разделении регионов на группы по одному показателю (неважно, частному или интегральному), то в этом случае вариантами являются:

● разделение регионов по так называемым «естественным разрывам», возникающим в распределении регионов по тому или иному показателю (например, если значения показателя составляют 9,10, 11, 21, 22, 23, то совершенно очевидно напрашивается деление на две группы: регионы со значениями показателей 9, 10,11 и регионы со значениями показателей 21, 22,23); однако «естественные разрывы» возникают далеко не всегда, поэтому приходиться руководствоваться и другими правилами;

● если регионы по значению того или иного показателя распределяются сравнительно равномерно, то имеет смысл ограничиться использованием равных интервалов. Например, от 10 до 19, от 20 до 29, от 30 до 39 и т.д.;

● если регионы по величине того или иного показателя распределены неравномерно (допустим, есть несколько лидеров, группа «середнячков», а дальше идет массив регионов со всевозможными значениями показателя, но без «естественных разрывов»), то целесообразно использовать кратные интервалы в значениях показателей (например, регионы со значениями показателя от 20 до 40, от 40 до 80, от 80 до 160).

На практике нередко приходиться сочетать описанные методы. В частности, при большом разбросе показателей (особенно максимальных) за основу берется кратная шкала. Но ее границы корректируются под существующие «естественные разрывы». Допустим, есть 10 регионов со следующими значениями показателей: 21, 23,30, 38, 46, 58, 70, 82, 134, 157. Можно предложить следующие интервалы для определения типов: 20−40, 40−85, 85−160.

Безусловно, определение границ между группами регионов, как и многие элементы в интегральных оценках, является в некоторой степени процессом субъективным.

Встречающиеся в литературе типологии, основанные на использовании количественных показателей, чаще всего основываются на описанных выше простых подходах. Однако существует и довольно сложные математические методы построения многомерных типологий регионов России, прежде всего кластерный анализ (типологии, в рамках которых регионы делятся на группы на основе анализа нескольких показателей, не сводимых в один-два интегральных). При этом использование сложных математических методов отнюдь не является гарантией высокого качества проводимой типологии. поскольку не может заменить знаний эксперта об особенностях экономики регионов и сравниться в содержательном плане с типологиями, основанными на «плавающих признаках». Более того, даже простые типологии на основе 1−2 показателей оказываются для потребителей намного полезнее сложных математических моделей в силу прозрачности используемой методики.

Типология регионов для целей региональной политики.Для осуществления задач государственной региональной политики необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-экономического положения регионов.

Основанием для выделения разного рода типов регионов для целей региональной экономической политики являются проблемы регионов, требующие своего решения в рамках региональной политики. Проведение типологии регионов на основе качественного подхода связано с тем, что количественные методы крайне ограничены в возможностях выявления причин возникновения тех или иных проблем развития конкретной территории.

В составе современной России совсем немногие регионы занимают довольно сильные позиции и продолжают наращивать собственную инвестиционную привлекательность на фоне гораздо более многочисленной совокупности регионов, испытывающих значительные трудности с реструктуризацией их экономик. Именно эта группа так называемых проблемных регионов оказывает доминирующее воздействие на темпы регионального развития.

В соответствии с принятой в региональной науке терминологией, проблемными регионами считаются такие территории, которые в сложившихся социально-экономических условиях не в состоянии самостоятельно решить наиболее острые проблемы своего развития (в том числе реализовать имеющийся экономический потенциал) и поэтому требуют активной государственной поддержки.

Как показывает сложившаяся практика, в современных социально-экономических условиях развитие кризисных тенденций в регионах или сохранение экономической стабильности во многом обусловлены воздействием динамики важнейших макроэкономических процессов, а также все более возрастающим влиянием внешнеэкономических факторов, связанных с углублением процессов глобализации в мировой экономике.

В настоящий период на территории РФ практически отсутствуют беспроблемные регионы. Так, экономически наиболее развитый субъект Федерации – город Москва – имеет кризисную ситуацию по экологии, состоянию транспортной инфраструктуры, развитию демографических процессов. Хотя каждый регион имеет свои проблемы, но далеко не каждый регион имеет смысл относить к числу проблемных. Лишь территории, не имеющие возможности самостоятельно реализовать свой потенциал и требующие помощи со стороны государства, можно отнести к этой категории. При этом число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

Острота и характер сочетания различных проблем, сконцентрированных на определенной территории, отражают специфику того или иного региона. В то же время можно выделить некоторые аспекты «проблемности» современного социально-экономического положения регионов России.

Во-первых, границы проблемных регионов не всегда совпадают с границами субъектов РФ. Кризисная ситуация в экономике или социальной сфере может быть ограничена лишь частью субъекта РФ, например, несколькими муниципальными образованиями или группой сопредельных муниципальных образований, относящимся к двум или нескольким субъектам РФ (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.).

Во-вторых, значительная дифференциация экономического потенциала регионов и влияющих на него факторов регионального развития (благоприятные природно-климатические условия, наличие значительных запасов ценных минерально-сырьевых или топливно-энергетических ресурсов, высокий уровень развития региональной инфраструктуры, выгодное геоэкономические положение, наличие квалифицированных кадров и т.д.) в каждом конкретном случае;

В-третьих, наличие необходимых внутренних предпосылок к устойчивому саморазвитию регионов или системный характер экономических и социальных проблем в регионах, обусловливающих их общее кризисное состояние.

Типы проблемных регионов.Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами, при выделении которых используют два подхода.

Первый подход– это оценка регионов по степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. К этой группе правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействую природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

В соответствии с этим на территории России выделили четыре кризисных пояса. Центральный (охватывал части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов) отличался высоким уровнем депопуляции населения, неблагополучной экологической обстановкой (Чернобыль), спадом производства и др.

Южный (сопредельные регионы Северного Кавказа и южной части Поволжья) характеризовался значительным спадом производства, низким уровнем жизни, сосредоточением большого количества беженцев и вынужденных переселенцев из республик Северного Кавказа и бывших республик СССР (регион террористической опасности).

Уральский концентрировал базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомную промышленность.

Сибирский, (юг Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока) демонстрировал низкий уровень жизни, ухудшающееся состояние научно-технического потенциала, сложную миграционную ситуацию.

Вне рассмотренных кризисных поясов находились также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей, обезлюдивание.

Второй подход ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов, в основе которого лежит типология по основополагающим проблемам. В связи с этим выделяют экономически слаборазвитые (отсталые) регионы, депрессивные территории, приграничные регионы.

Экономически слаборазвитые регионы. Главным фактором, препятствующим стабильному экономическому росту этих регионов, является крайне низкий общий уровень их развития. Именно данный фактор определяет реальные возможности того или иного субъекта Федерации самостоятельно преодолевать кризисное состояние экономики и социальной сферы на основе мобилизации внутренних резервов и источников экономического развития.

При выявлении слаборазвитых регионов необходимо прежде всего основываться на их ключевых признаках, к числу которых относятся:

● крайне низкий общий уровень интенсивности хозяйственной деятельности;

● значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, а также уровню развития отраслей социальной сферы;

● общая неразвитость хозяйственной структуры региона, низкий уровень ее диверсификации с преобладанием сырьевых отраслей промышленности и (или) сельскохозяйственного производства;

● крайняя неразвитость всех основных типов региональных рынков;

● относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории.

Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу. Их отличает низкий образовательный и профессиональный уровень рабочей силы, социально-экономическая, политическая и культурная отсталость, наибольшая среди субъектов Федерации дотационность территориальных бюджетов. К этой группе относят Республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Адыгея. Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Тыва, Алтай. Как правило, такие районы расположены на периферии.

Депрессивные регионы некогда процветали и укрепляли экономику своей страны, входили в число лидирующих по уровню своего развития территорий, но потом стали кризисными. Они характеризуются сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженсеско-сбытовых связей (легкая промышленность) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы совсем недавно отличались глубоким и теперь еще отличаются неизжитым экономическим спадом, высокой безработицей, малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением. К таким районам относятся: Архангельская, Псковская, Брянская, Калужская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тамбовская, Кировская. Пензенская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский края, Удмуртия, Курганская область, Алтайский, Забайкальский и Хабаровский края, Еврейская АО.

Среди депрессивных районов можно выделить старопромышленные. Ими считаются районы, профилирующие отрасли которых в силу научно-технического прогресса и изменений спроса потеряли рынок сбыта, стали убыточными и либо полностью прекратили производственную деятельность, либо находятся в стадии стагнации.

По сравнению с аграрными и аграрно-индустриальными районами депрессивные представляют собой более благодатный объект региональной политики, так как в них возможно использование агломерационного эффекта от уже существующей инфраструктуры и основных фондов. Как правило, необходимо не создавать производственные мощности, а лишь модернизировать их, не готовить новые кадры, а переобучать имеющиеся. В отсталых районах нет необходимых центров развития, которые способны благодаря небольшим краткосрочным вливаниям генерировать новое развитие.

Приграничные регионы– особый объект региональной политики. Они играют важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества, а входящие в них территории испытывают существенное влияние государственной границы. Основными функциями границы являются барьерная, фильтрующая и контактная, при этом выделяют три уровня приграничья:

- макроуровень – все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам;

- мезоуровень – административные районы в составе субъектов федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, куда включаются и города на территориях этих районов;

- микроуровень – приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу (Ивангород у эстонской границы, Советск – у литовской, Гуково – у украинской, Троицк – у казахстанской). Российские эксперты определяют среднюю ширину приграничной полосы в 5 км, а по правилам ВТО (Всемирной торговой организации) она определяется в 15 км по обе стороны границы.

Приграничные районы могут быть как проблемными, так и. наоборот, перспективными с точки зрения экономического роста. Проблемность или перспективность определяются в основном характером соседства: если нет возможностей для масштабного сотрудничества, приграничные районы становятся периферийными и. следовательно, отстают от остальных территорий в экономическом развитии.

Помимо отсталых, депрессивных, старопромышленных и приграничных регионов объектами региональной политики становятся следующие типы регионов.

● Во-первых, крупнейшие агломерации, которые сталкиваются с транспортными, экологическими и другими проблемами, и в отношении которых разрабатываются специальные программы децентрализации.

● Во-вторых, территории нового ресурсного освоения, для которых обычно разрабатываются специальные программы развития.

● В третьих, северные районы, суровые природно-климатические условиях которых не позволяют этим территориям существовать без специальной государственной поддержки.

Наши рекомендации