Реформирование территориального устройства России: объединение регионов.
Сложившееся территориальное устройство явилось серьезным фактором неустойчивого развития государства. Нынешние области и края неадекватны рождающейся политической и экономической системе. Они являются порождением и пережитком исторически оправданного, но изжившего себя командного строя, что свидетельствует о серьезном отрыве сегодняшних организационных форм от нового содержания государственно-правовых и хозяйственных процессов.
Правда, в небольших административных единицах обеспечивается лучшее приближение регионального и местного управления к управляемым объектам. Однако дробление системы территориального деления исключает возможность не только расширения границ социально-экономической деятельности региональных и местных органов управления, но и реального обзора их федеральной властью, объединения их деятельности в общероссийских интересах. Огромное количество входящих в состав государства территориальных единиц – членов Федерации, да еще разного типа, неизбежно порождают несогласованность в их правомочиях и функциях и острые противоречия между ними, а также в отношениях с центром, что не позволяет повысить действенность российской власти и по-настоящему укрепить федеративное устройство государства. Так было до создания федеральных округов.
В отношении административно-территориальных единиц сказывается их фактическая неравноправность, вытекающая из противоречивости Основного закона.
По Конституции Россия – федеративное государство, причем, с одной стороны, с декларируемыми равными правами ее субъектов – административно-территориальными единицами высшего уровня («симметричная федерация»), а с другой – с предоставленным им неравным статусом (асимметричная федерация»). Республики имеют больше политических и экономических прав, чем края и области, не говоря об автономных округах. Республики провозглашены государствами, обладают конституциями (края и области – уставами), могут устанавливать свое гражданство, имеют президента и другие атрибуты государственности.
Дополнительные права республики и некоторые края и области получили еще по отдельным договорам с центром. Наибольших прав и привилегий по этим договорам добились крупные республики – Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия). А также богатые края и области (доноры). Последние получили огромные выгоды за счет присвоения дифференциальной ренты при добыче полезных ископаемых и развития экспортно-ориентированных отраслей, заимели весомые преимущества перед маломощными областями.
Особая проблема административного районирования – национально-территориальная структура.
Выделение национальных автономий в самостоятельные единицы государственно-территориального устройства СССР (иногда АССР входили в края) сыграло определяющую роль в экономическом, социальном и культурном подъеме многих прежде отсталых народов и в обретении ими своей национальной государственности. Однако, по нашему мнению, после того как многократные разрывы уровней их развития, по сравнению с русским народом, были устранены, национальный принцип административно-территориального деления, заложенный 80 лет назад, изжил себя и действует только в силу исторических традиций.
Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в Российской Федерации провозглашены в качестве основы конституционного строя права и свободы всех граждан, что реально доля национальных меньшинств невелика (лишь в пяти республиках коренные этносы преобладают) и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации (с представительством в высших органах власти страны) при нерушимости территориальной целостности государства. Да и хозяйственное освоение и развитие каждого региона (особенно национального) осуществлялось силами и средствами всей страны. Правовое демократическое государство не приемлет особых прав одних регионов (следовательно, народов) по сравнению с другими. Мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивыми.