Бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.
Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.
В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.
Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 %. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.
В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из которых 40 % — частные.
Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы — один день.
В стране функционирует Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006— 2010 годы.
Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).
Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:
1) На долю жилищного хозяйства в 2010 г. приходилось 1,6% ВВП в рыночных ценах (2009 г. – 1,9%).
2) Численность занятых в ЖКХ в 2010г. составила 4,55 % от общей численности занятого населения, что в 1,7 раза больше уровня 1990 г.
3) С 2005 года ежегодно снижается показатель отпуска воды – в 2009 году он составил 541,5 млн. м3.
4) - С 2005 г. ежегодно снижается количество источников теплоснабжения – в 2009 году он составил 5014 единиц.
5) Ежегодно снижается суммарная мощность источников теплоснабжения (в 2009 году – 57085 Гкал/ч).
Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очистки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхностного стока, нерациональным использованием воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным водопотреблением населения.
В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.
Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатывают около 10 млн м3 твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на 163 полигона общей площадью около 900 га. Предприятиями саночистки охвачено свыше 80 % городских населенных пунктов республики. Осуществляется определенная работа по совершенствованию процесса саночистки городов. Отраслевым предприятием «Техноресурс» разработана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствованная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8—2 раза, энергопотребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-аналогами, действующими сегодня в СНГ.
В июле 2003 года в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.
Региональный комплекс
Целое всегда состоит из частей. Национальная экономика как целое состоит из:
1) отраслевых экономик (части по продуктивному признаку);
2) региональных экономик (части по территориальному признаку).
В каждый конкретный момент времени состояние национальной экономики будет определяться соотношением трех групп региональных экономик:
1) растущих экономик;
2) стабильных экономик;
3) депрессивных экономик.
Зная об этом соотношении, а также о том, как депрессивную региональную экономику перевести в стабильную, и тем более растущую, крайне важны для региональных управленцев, экономических аналитиков, крупных инвесторов.
1.Регионы – части территории страны, границы которых, как правило, имеют природное, этническое, историческое (сложившаяся традиция), юридическое (конституционный акт) или современное научное обоснование.
2.Региональный комплекс (система) – часть территории страны (национального комплекса), включающая четыре обязательные подсистемы:
1. природную
2. социальную
3. экономическую
4. управленческую
3.Региональная экономика – экономическая подсистема (отрасль) регионального комплекса, включающая региональное производство и региональное потребление.
Таким образом все страны состоят из регионов ( рис. 1).
4.Региональный экономический потенциал включает восемь основных факторов производства – природные ресурсы, человеческий капитал, финансовый капитал, технологический капитал, а также информацию, инновации, институты, инфраструктуру.
Отрасль территория | Брестская | Витебская | Гомельская | Гродненская | Минская | Могилевская |
Управление | ||||||
Экономика | ||||||
Социум | ||||||
Природа |
Рис. 1 – Структура регионального комплекса
5.Региональное производство – включает примитивное (извлечение продукта из природы), аграрное (выращивание живого продукта), индустриальное (производство искусственного продукта), сервисное (производство услуг) и информационное (создание информации) производство.
6. Региональное потребление включает социальное (домохозяйствами), экономическое (производством), управленческое (властными органами) и экологическое (природовосстановление, природоулучшение и природоохрана) потребление.
Между региональными экономиками возникают три типа обмена- обмен факторами производства, обмен товарами и услугами, обмен потреблением. Обмен факторами производства возникает в силу неравномерности их пространственного размещения. Обмен товарами и услугами связан с неравномерностью распределения производителей. Общая схема межрегиональных экономический связей показана на рис.2.
Таким образом, упрощенная национальная экономика может быть представлена как совокупность региональных экономик и межрегиональных связей. Таким образом, страна (национальных комплекс) может быть представлена как совокупность регионов, имеющих разные уровни развития в связи с разными способами освоения территории. Все регионы связанны друг с другом потоками вещества, энергией, информацией, в том числе в виде произведенной продукции.
Рис. 2 Общая схема межрегиональных экономических связей
В отдельных национальных экономиках могут отсутствовать те или иные сектора экономики (способы освоения территорий) и , соответственно, те или иные типы регионов. В этом случае можно говорить о незавершенном или неполном комплексе производства, который дополняется мирохозяйственными связями.
Исходя из предложенной схемы оценить развитие производственной составляющей региональной экономики можно с помощью двух параметров:
1) новизны способа освоения территории, обеспечивающей высокие темпы экономического роста;
2) диверсификации способов освоения, обеспечивающей устойчивость региональной экономики.
В свою очередь, новизна и диверсификации способов освоения во многом определяются всем региональным комплексом, а не только его экономической подсистемой. В частности, избыточные природные ресурсы, низкая плотность населения, устаревшая управленческая элита, низкий уровень образования, низкий уровень развития технологий и многие другие факторы будут ограничивать переход регионального производства на новый уровень развития.
Понимание состояния региональных экономик крайне важно для понимания общих и частных проблем национальной экономики. Поэтому необходима теоретическая модель, связывающая региональные и отраслевые описания национальной экономики.
Опыт развития цивилизации показывает, что теория может быть освоена пятью основными способами:
1. С помощью примитивного (присваивающего) хозяйства (присвоение продукта, подготовленного живой природой);
2. С помощью аграрного хозяйства (селекция природных продуктов и их выращивание);
3. С помощью индустриального хозяйства (присвоение продуктов неживой природы, технологическое выращивание продуктов живой природы, создание особых искусственных продуктов, отсутствующих в природе);
4. С помощью сервисного хозяйства (создание услуг);
5. С помощью информационного хозяйства (создание виртуальных продуктов и услуг).
Каждый последующий способ все больше снижает зависимость общества от естественных экологических систем и все больше увеличивает зависимость от искусственных технических средств. Кроме того, технические системы позволяют резко увеличить плотность населения территорий, что в условиях постоянного роста населения Земли является единственным способом обеспечения выживаемости мирового населения.
При примитивном хозяйстве на поверхности планеты может проживать 7 млн человек, при аграрном освоении всей поверхности Земли может проживать 8-9 млрд человек, а при индустриальном – до 1 трлн человек. Поэтому уровень развития территорий определяется ведущим способом освоения и плотностью (численностью) населения. Территории, где ведущим способом освоения является информационное и сервисное хозяйство, становятся центрами развития цивилизации. Территории с индустриальным и аграрным хозяйством являются полупериферией, а территории с примитивным хозяйством являются – периферией мировой цивилизации.
Экономический район – территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи.
Выделение экономических регионов или районов должно осуществляться в результате социально-экономического районирования страны с учетом ее административно-ерриториального деления, хотя в идеальном случае основой последнего является социально-экономическое районирование.
Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:
— как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;
— система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики.
Территориальная организация экономики представляет собой многоуровневую систему взаимодействия элементов производительных сил на территории, основанную на различных формах согласованного функционирования разнообразных производств и сфер приложения труда. Их рациональное сочетание в регионах должно способствовать наиболее эффективному использованию природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Элементы производительных сил имеют различную степень сопряженности на территории, а экономические связи и отношения – различную степень локализации. Это позволяет в составе общей структуры экономики страны выделить экономические отношения, непосредственно связанные с региональными аспектами воспроизводства. Совокупность этих отношений и связей и составляет территориальную структуру экономики, которая тесно взаимоувязана с расположением городских поселений и связывающими их коммуникациями, прежде всего транспортными магистралями.
Основой территориальной структуры хозяйства является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории, находясь с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь сам испытывает ее влияние. В конечном итоге территориальная структура экономики является результатом развития и углубления территориального разделения труда.
Территориальная структура хозяйства тесно связана с отраслевой структурой, отражающей деление экономики на отрасли, подотрасли, виды производства, имеющие сложные внутри- и межотраслевые связи. Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию, а система экономических связей между ними проявляется в виде связей между регионами, где они расположены.
Регион как социально-экономический объект отличается от отрасли существенными особенностями и в первую очередь тем, что в нем соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг.
Таким образом, регион как хозяйственная система – гораздо более сложное образование, нежели отрасль. Именно в его рамках возможен комплексный подход к задачам структурной перестройки экономики, рациональному использованию природных и трудовых ресурсов.
Если отрасли сосредоточены на решении в достаточной степени узких производственных задач; то перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производственной и социальной инфраструктур, согласования экономического и социального развития, комплексного решения накопившихся проблем.
Территориальная структура хозяйства, будучи тесно связанной с другими структурными характеристиками, обладает только ей присущими свойствами, определенной самостоятельностью, требующей специфических методов анализа и управления пространственными аспектами развития экономики
Территориальная структура более инертна в отношении перестройки из-за особенностей хозяйственного освоения пространства, наличия недвижимых производственных и других фондов, а также социальных факторов, в числе которых немаловажную роль играет привычка людей к постоянном месту жительства. Если перестроить отраслевую структуру экономики, ускорить развитие одних отраслей, сдерживать или вообще свертывать другие весьма сложно, то еще сложнее менять сложившееся размещение производительных сил. Поэтому крупные изменения в территориальной структуре хозяйства происходят медленнее, чем в отраслевой. Это касается и формирования экономических районов страны.
Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориалъно-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития.
Территориально-хозяйственный комплекс – совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов. Важнейшим критерием выделения внутриреспубликанских ТХК (экономических районов) является наличие общей системы производственной и социальной инфраструктур.
Комплексы тесно взаимосвязаны между собой и не разделяются четкими рубежами, поэтому границы внутриреспубликанских регионов в определенной мере условны и обретают реальное значение при выделении их в качестве административно-территориальных единиц. ТХК являются составной частью экономики страны. Одновременно каждая такая часть может рассматриваться как самостоятельный территориально обособленный социально-экономический комплекс, отражающий процесс внутриреспубликанского разделения труда.
Каждый ТХК как совокупность взаимосвязанных элементов представляет собой единое цело обладает структурой и соответствующими функциями. Составными элементами ТХК являются материальные, финансовые, природные и трудовые ресурсы. Между ними существует определенная связь, которая проявляется в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления. Поэтому необходимо осуществить анализ всей совокупности экономических и социальных процессов, влияющих на структуру хозяйства региона и тем самым определяющих его отличительные черты в системе внутриреспубликанских экономических районов.
Формирование территориальной структуры экономики происходит под влиянием множества факторов и тесно взаимосвязано с общим уровнем социально-экономического развития страны и ее местом в мирохозяйственных связях.
Собственно территория каждого внутриреспубликанского региона может рассматриваться как условие и фактор размещения производительных сил, определяющие эффективность создания и функционирования отдельных производств.
К числу важнейших факторов, влияющих на формирование территориальной структуры экономики. относятся минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные и земельные ресурсы, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, система расселения.
Отдельные регионы существенно различаются по естественным и социально-экономическим предпосылкам, ресурсам и условиям для развития различных отраслей и производств.
Комбинация отдельных условий и ресурсов развития производительных сил индивидуальна для каждого региона и практически неповторима. Поэтому каждый регион отличается своеобразной экономической структурой и занимает определенное место во внутриреспубликанском разделении труда.
Эффективная структура экономики региона формируется прежде всего на основе рационального использования всего комплекса местных природных и социально-экономических ресурсов.
Природные, экономические, социальные и другие особенности производственной деятельности на определенной территории оказывают активное влияние на структуру, направления, темпы, масштабы и пропорции развития хозяйства и в конечном итоге формируют территориальную структуру экономики страны в целом.
В Республике Беларусь в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на шесть областей не изменялось с 1961 г. В результате в каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный комплекс, наиболее полно соответствующий местным природным условиям и ресурсам, градостроительным возможностям развития отдельных населенных пунктов, наличию трудовых ресурсов, потребностям населения.