Принципы формирования общероссийского рынка
Формирование единого пространства общероссийского рынка должно реализовать следующие принципы:
1. Обеспечение свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями;
2. Свободное движение товаров, капиталов, труда между регионами России; снятие ограничений прав человека на выбор места жительства, вида деятельности;
3. Товарно-денежная форма обмена должна быть приоритетной в сравнении с натуральной (бартерной);
4. Отказ от приоритета двусторонней сбалансированности в международном обмене;
5. На всем экономическом пространстве России необходимы единые принципы налогообложения товаров независимо от места их производства и реализации;
6. Обеспечение гарантии свободы транзитных перевозок товаров и перемещения транспортных средств в пределах Российской Федерации;
7. Обеспечение ускоренной демонополизации производства во всех без исключения регионах, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства.
При организации рынка товаров должны быть устранены все барьеры в межрегиональных связях. К сожалению, имели место попытки со стороны органов власти и управления отдельных регионов-производителей сельскохозяйственной продукции установления запретов на продажу товаров в другие регионы, выдаче хозяйствующим субъектам указаний по первоочередной поставке зерна в федеральный, региональный фонды, что полностью противоречит положениям Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».[4]
Компоненты единого экономического пространства
Важнейшими компонентами единого экономического пространства являются национальные рынки товаров, труда и капиталов, которые также подвержены переходным процессам интеграции и дезинтеграции, сегментации, в том числе и «регионализации». Координация действий центральных и региональных властей РФ должна быть направлена на сохранение общих принципов функционирования рынка на всей территории, контроль налоговой и кредитной политики, централизацию экономического механизма природопользования и т.д.
В переходный период, характеризующийся процессами формирования нового геополитического пространства, существенную роль в его функционировании играют рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка (как собственник) и его внешнего регулятора и координатора.
Региональные структуры на территории РФ
В пределах государственной территории государство – высшая по отношению ко всем лицам и организациям власть, обеспечиваемая системой государственных органов. Тем самым, государственная территория – пространство, где осуществляется государственная власть.
В пределах Российской Федерации существуют следующие региональные структуры:
1. Региональная структура, отвечающая критерию национально-государственного и территориально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов РФ. Включает в себя: республики, автономные округа, автономную область, края, города федерального значения.
2. Региональная структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территория в составе этой структуры имеет определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Типичными представителями данной группы можно назвать экономические районы и федеральные округа.
3. АТЕ (административно-территориальная единица) – территория в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, характеризующаяся социально-экономическим единством, имеющая установленный законом соответствующий статус, название, постоянный центр, орган регионального или местного управления.
На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны:
а) промышленно-производственные экономические зоны;
б) технико-внедренческие особые экономические зоны.