Модель социально-экономического развития ФРГ
Модель социально-экономического хозяйства – это наиболее слаженный и до сих пор сохраняющий свою привлекательность тип социально-экономический системы, который получил свое развитие в Германии. В ней удалось совместить в едином целом эффективный и конкурентный рынок с благоприятным климатом для бизнеса. Данная концепция показала себя настолько успешной, что до сих пор остается официальной доктриной ФРГ и лежит в основе экономической системы.
Одним из тех, кто положил начало для создания и формирования понятия социально рыночного хозяйства стал Людвиг Эрхард (канцлер ФРГ (1963-1966 гг.)).
В понимании Эрхарда экономика – это часть общественного организма, в центре которого находится человек. Социально-рыночная экономика – это особая форма общественного устройства, при котором человек из государственного поданного превращается в свободного гражданина.[1]
Таким образом, социально-рыночное хозяйство как концепция экономической политики ФРГ направленно на свободное, прочное и социально справедливое состояние общества и экономики.
Практику реализации концепции социально-рыночного хозяйства в Германии можно подразделить на пять временных этапов:
Первый период, 1948-1965 гг., - послевоенное восстановление экономики и укрепление общего производственного потенциала страны. Этот период характеризовался: а) высокими темпами роста, б) стабильностью цен, в) увеличением занятости.
подписание соглашений о создании ЕОУС, Евратома и Европейского экономического сообщества.
Второй период, 1966-1979 гг., - это период, для которого характерна высокая активность государства в экономике: главенство кейнсианских принципов (трансформированных в конструкцию социального рыночного хозяйства). Государство гарантировало полную занятость, и обеспечивало реализацию концепции «государства всеобщего благосостояния» (с системой социального обеспечения, бесплатным здравоохранением и образованием и т. п.). Огромный дефицит и два мощных шока, связанных с быстрым ростом цен на нефть (1973-1974 гг., 1978-1979 гг.) подвели итог этому периоду. Произошли изменения в концепции экономической политики, в результате чего на смену кейнсианским принципам пришел немецкий вариант либерально- монетарной экономической политика.
Третий период, 1980-1990 гг.,- это период либерализации, характеризующийся «уходом» государства из экономики. Политика полной занятости была заменена на политику долгосрочного развития, государственное экономическое вмешательство трансформировалось в развитие рыночных отношений и отказ от регулирования. Основные усилия государства были направлены на повышение привлекательности Германии в качестве центра деловой активности и капиталовложений.
Четвертый период - это 90-е гг. XX столетия, когда была разрушена Берлинская стена, произошло воссоединение «двух Германий», был распущен Варшавский договор и СЭВ. Все усилия были сконцентрирована на политике трансформации - реконструкции экономики новых федеральных земель на востоке Германии.
Пятый период - это первые годы XXI столетия. На фоне углубления европейских интеграционных процессов этот период характеризуется замедлением темпов развития; происходит усложнение условий международной конкурентоспособности для германских компаний, обостряются основные болезни социально-рыночного хозяйства, в частности устойчиво высокого уровня достигает безработица (11-12 %).
Таким образом,особенностью социального рыночного хозяйства является то, что эта либеральная система, которая предполагает сильную государственную политику, в частности, активно участвует в его становлении. Для ФРГ во все времена ее развития была характерна большая роль государства в экономике, чем в Великобритании и США. Тоталитаризм Гитлеровской эпохи вообще привел к прямому диктату государства в экономике, а в период восстановления народного хозяйства страны после окончания Второй мировой войны именно государство обеспечивало общественную стабильность и социальную защищенность. Активная политика государства характерна для Германии и в настоящее время. Такая политика формирует экономический порядок страны.
Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства, баланс между рыночной эффективностью и социальными интересами. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая относительно справедливое распределение социальных благ всем членам общества.[2]
В действительности Федеративной Республикой Германией эта модель претворена в жизнь не в полном объеме. Так, в классической концепции, разработанной Эрхардом, рыночный механизм выступал основным институциональным средством побуждения к труду, производству, инвестициям и инновациям. Социальная сфера рассматривалась как приоритетная, требующая корректировки рыночных механизмов. Но это корректировка осуществлялась таким образом, что основные принципы функционирования рыночных механизмов оставались незатронутыми.
На сегодняшний день в Германии существует несколько значений социального рыночного хозяйства. При чем, следует отметить, что трактовка самого Людвига Эрхарда является наименее распространенной. Это можно объяснит следующим образом - политические интересы нацелены на экономическую выгоду нежели на социальную.