Особенности социально-экономического развития стран Северной Европы после Второй мировой войны. Шведская модель.

Шведская модель: Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как "дома народа", где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -"Струра Коппарберг" (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм"

В 20 веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав.

Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, – лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, – в сочетании с рядом революционных шведских изобретений. Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АББ», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», «Абсолют» – вот лишь некоторые из них.

Норвегия потеряла во второй мировой войне 10 тыс. своих граждан. Она также лишилась половины тоннажа торгового флота. Осенью 1945 г. состоялись выборы в стортинг, на которых победу одержала Норвежская рабочая партия. В послевоенный период благодаря реформистской политике властей и упорной борьбе трудящихся удалось создать развитую систему социального обеспечения, т. н. модель государства всеобщего благосостояния. Неожиданным подарком для норвежской экономики стало открытие в 1960-х гг. месторождений нефти на континентальном шельфе в Северном море: в результате доход на душу населения в наши дни является в Норвегии одним из самых высоких в мире.

Дания.Главным политическим событием послевоенного периода стало принятие в 1953 новой конституции, в соответствии с которой право наследования престола предоставлялось как мужчинам, так и женщинам, был узаконен однопалатный парламент (Фолькетинг) и повышалась роль местных органов самоуправления.

Дания вступила в ООН. Ради сохранения хороших отношений с Западной Германией была подписана Кильская декларация 1955, гарантировавшая защиту прав датского меньшинства в южном Шлезвиге. Однако наиболее значительным событием во внешней политике Дании было решение отойти от давних традиций нейтралитета и присоединиться в 1949 к НАТО. Вместе с тем Дания поддерживала политику сотрудничества со скандинавскими странами и участвовала организации Северного совета в 1952.

Переговоры о вступлении Дании в ЕЭС, начались в 1961, были приостановлены в 1963 и возобновлены в 1969. Договор о принятии Дании в ЕЭС был подписан в 1972 и после его одобрения датчанами на всенародном референдуме вступил в силу с 1 января 1973. Сторонники участия Дании в ЕЭС (с 1 ноября 1993 переименованном в Европейский союз – ЕС), включая профсоюзных лидеров, а также промышленников, надеялись, что это позволит расширить экспорт, стимулировать развитие промышленности и сократить дефицит торгового баланса.

Развитие мировой торговли и рост благосостояния европейских стран способствовали подъему датской экономики за 15 «золотых лет» (1958–1973). В связи с присоединением Дании к ЕАСТ резко возрос объем торговли со скандинавскими странами. Историческая дилемма выхода на английский и германский рынки была разрешена еще в 1973 путем вступления в ЕЭС. К сожалению, спад мировой экономики после нефтяного кризиса 1973–1974 имел тяжелые последствия и для Дании, где обострились проблемы инфляции, возрос дефицит торгового баланса и появилась безработица, почти искорененная с конца 1960-х годов.

Экономический кризис грозил изменить статус Дании как государства всеобщего благоденствия. Хотя основы социальной политики были заложены еще до Второй мировой войны, только в период послевоенного процветания стали ощутимо сказываться ее несомненные преимущества для среднего класса и малосостоятельных слоев населения. Социальные программы производили должный эффект лишь при сохранении определенных темпов роста экономики, минимального уровня безработицы и согласии граждан платить очень высокие налоги (причем ни одно из этих условий не является приоритетным).

Скандинавия мало пострадала от войны. Совсем не пострадала Шв., оказывавшая крупную экономическую помощь своим соседям, в первую очередь норвежцам. Людские потери Дании составили около 5 тыс., Норвегии – около 10 тыс. чел. На половину сократился тоннаж норвежского торгового флота, на треть – датского. Дания и особенно Норв. в большей, Шв – в меньшей степени столкнулись в первые послевоенные месяцы с общими экономическими трудностями: инфляция, громадный внутренний государственный долг, безработица, изношенность оборудования и жилищного фонда, падение национального дохода и зарплаты (даже в Шв).

Общим внутриполитическим итогом войны был рост влияния социализма.

Датский и норвежский кабинеты возглавлялись социал-демократами и включали по 2 коммуниста. В Швеции образовался чисто социал-демократический кабинет.

В каждой из стран рабочие партии в 1945-47 гг. сотрудничали между собой. В Норв. и Дан. правительства национального единства при участии министров-коммунистов выполнили чистку гос. аппарата и преследование предателей, конфискация военных прибылей с помощью обмена денег (в Норв.) или единовременного налога на имущество (в Дании), общее повышение зарплаты.

Наиболее значительные социальные мероприятия были проведены в Шв., где в 1946-48 гг. была увеличена пенсия по старости и установлен ее равный размер для всех граждан; вводилось пособие на каждого ребенка до 16 лет; принят был закон о всеобщем и обязательном страховании по болезни; гос-во на более льготных условиях кредитовало жилищное строительство. В 1948 г. был принят закон об охране труда (запрет ночных смен, использования женщин на тяжелых работах и найма детей до 14 лет).

Сходные мероприятия, но в более скромных размерах, были проведены в Норвегии. Они ввели 18-дневный оплачиваемый отпуск (с 1948 г.; в Швеции – с 1951 г.; в Дании с - 1953 г.). в Дании правительство от социальных и иных реформ воздерживалось, ссылаясь на тяжелое финансовое положение страны.

Основные вложения делались в транспорт и энергетику, а также в экспортные отрасли – электрохимию и электрометаллургию.

Норв. и Дан. стали членами – учредителями ООН (1945), а не участвовавшие в войне Шв. и Исландия были приняты в ООН в 1946 г.

Всеми скандинавскими правительствами и общественностью была осознана необходимость иметь вооруженные силы для целей обороны. Дан. и Норв. заключили с СССР в 1946 г. новые торговые соглашения. Торговое соглашения Шв. с СССР в 1946 г. Шведское правительство согласилось открыть Советскому Союзу кредит в один миллиард крон для оплаты шведских поставок в СССР. Торговля скандинавских стран с СССР в 1946-48 гг. быстро росла.

Сильное влияние на внешнюю политику скандинавов оказывали теперь не только Англия, но и США. По мере обострения «холодной войны» скандинавские страны все чаще подчеркивали свою близость к западным державам и враждебность к СССР.

Начало «холодной войны» вновь поставило в порядок дня проблему национальной безопасности скандинавских стран. Настроения в пользу Скандинавского оборонит союза – особенно в Шв. и Дании. Весной 1948 г. начались тройственные переговоры, длившиеся 10 месяцев, но так и не приведшие к заключению союза. Главным препятствием оказались шв-норвеж. разногласия: Шв. настаивала на нейтральном характере планируемого союза, Норв. - союз должен иметь прозападную ориентацию. В 1949 г. 3 скандинавские страны официально признали недостижимость взаимных соглашений. Шв. подтвердила приверженность к нейтралитету. Норв. и Дания нуждались материально в помощи из вне для своего военного строительства.

В 1949 г. Дания и Норв вступили в НАТО. В Дании и Норв. была изменена структура вооруженных сил и увел их численность, удлинены сроки службы, созданы новые военные учреждения. Сходные мероприятия, уже без помощи западных держав стала осуществлять и Шв.

В 1953-1954 гг. успешноразвивались отношения между СССР и Шв. Между обеими странами заключен был ряд отдельных соглашений.

Для сотрудничества между северными странами был создан Север совет (1952 г.). Благодаря деятельности СС продвинулось разносторонние сотрудничество между Шв., Норв., Данией, Исландией и Финл. (член Совета с 1955 г.).

Внутренняя политика. 60-е годы принесли усиление военно-ядерной опасности и рост антиамериканских настроений, особенно в связи с войной во Вьетнаме. Взаимодействие перечисленных факторов привело к обострению идейно-политической борьбы в Скандинавии, к возникновению новых партий. на рубеже нового десятилетия социал-демократия – одна (в Норвегии) или при поддержке мелких партий (в Швеции и Дании) – вела за собой парламентское большинство.

В дальнейшем положение правых социал-демократов Скандинавии в своих странах стало менее прочным. Накануне 70-х гг. во всех трех парламентах противостояли друг другу по сути дела два крупных блока – социал-демократический и буржуазный.

Норвегия в 1968 г. и Дания в 1969 г. подтвердили свое решение оставаться в НАТО. Напротив Шведское правительство твердо отстаивало неизменность своего внеблокового курса. Больше того, война во Вьетнаме и вызванный ею взрыв антиамериканизма способствовали ослаблению прозападной ориентации Швеции.

На исходе 70-х годов Скандинавия оставалась наиболее спокойным и стабильным регионом европейского континента. Этому в значительной мере способствовало отсутствие здесь ядерного оружия.

Наши рекомендации