Политика экономического роста и структурных перемен
Задача сглаживания циклических колебаний экономического развития имеет в
определенном смысле структурный характер. Ее решение необходимо для того,
чтобы экономика страны была сбалансированной, что, в свою очередь,
обусловливает ее способность к экспансии. Экспансия же основной массы
субъектов экономики и есть экономический рост. В целом данный процесс
обусловлен внутренними законами самой экономической системы. Однако
существуют определенные обстоятельства, которые побуждают к государственной активности в этой сфере. К ним следует, прежде всего, отнести: повышение степени зрелости рыночной системы во всей группе стран, втянутых в мировую торговлю, рост продуктивности их национальных комплексов: ограниченность экономического пространства, все большее его уплотнение, в результате чего возможности более легкой экспансии исчезают. В условиях роста напряженности конкурентной борьбы между субъектами мирового рыночного хозяйства правительство каждой страны стремится обеспечить преимущества, прежде всего своим национальным производственным единицам. Правда, действия государств (особенно более развитых) осуществляются также с определенным учетом интересов других партнеров по мировому рынку. Однако это связано с соблюдением определенных условий: партнер должен быть развит, уметь говорить на том же экономическом языке, чем обеспечивается солидная основа для взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее, партнера всегда следует экономически опережать, желательно – по широкой гамме показателей. Сегодня это стало практически невозможным, сказалась сама природа конкуренции: стремление каждого субъекта экономики к экспансии, к лидерству неизбежно приводит перениманию опыта, знаний, производственных и менеджериальных технологий. Итогом стремительно обостряющейся конкуренции в условиях перенасыщенного рынка оказалось сосредоточение поддерживающих усилий государства не только (и не столько) в области экономического роста в целом, сколько применительно к определенным сферам.[14,370]
Рассмотрим сначала меры государства, которые оно может принимать в плане
воздействия на общую динамику экономического роста. Эти меры могут быть
прямыми и косвенными.
Прямые меры - система шагов, направленных на стимулирование
научно-технического прогресса в национальной экономике.
Косвенные меры – поощрение наиболее прогрессивных отраслей и видов
производства в народном хозяйстве (своего рода «моторов экономики»). Например, стимулирование научно-технического прогресса идет по следующим направлениям: поддержка фундаментальных научных исследований; финансирование и совершенствование системы среднего и высшего образования.
Научные исследования в западных странах осуществляются, как правило, в рамках нескольких институциональных направлений. Обычно государство придерживается такой установки: бюджетное финансирование должно быть нацелено, прежде всего, на повышение интеллектуального уровня всей нации, что возможно, в первую очередь, посредством соответствующего развития системы образования. Достижение же высоких прикладных результатов, нужных для получения преимущества на рынке, - задача частного сектора экономики.
Экономическая политика в области структурных изменений представляет собой
совокупность мер, оказывающих воздействие, прежде всего на меж- и
внутриотраслевые сдвиги.
Цель данного направления – стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем.
Формы реализации этой политики – селективная поддержка государством
определенных отраслей и видов производства.
Структурную политику рассматривают в широком и узком смысле.
В широком смысле – воздействие на всю совокупность структурных аспектов экономики. Речь здесь идет о влиянии на отраслевые, территориальные и организационно-институциональные пропорции.
В узком смысле – косвенное воздействие государства на размеры фирм,
нахождение оптимального соотношения между мелкими, средними и крупными
хозяйствующими субъектами.
Государственные меры по формированию инфраструктуры также относятся в широком смысле к понятию «структурная политика».
При более узкой трактовке этого понятия обычно имеют в виду воздействие лишь на отраслевые и межотраслевые пропорции.
Структурные сдвиги в экономике страны происходят, как известно, под влиянием множества факторов. Государство вмешивается в эти процессы тогда, когда, например, при формировании новых пропорций необходимо интенсифицировать развитие тех или иных отраслей и производств или ликвидировать социальные издержки, вызываемые структурными переменами.
Попытки государственного вмешательства в структурирование экономии отмечалось уже в начале ХХ в. Достаточно вспомнить меры по стимулированию развития военного производства в период первой и второй мировых войн. Восстановление разрушенной экономики также подразумевало определенную структурную направленность влияния государства, и все же термин «структурная политика» сталь интенсивно использоваться лишь с 60-х годов, когда действия государства применительно к микропропорциям приобрели более цельный характер.
Определяя круг факторов, который привел к активизации государства в области
структурных преобразований.
1)экстремальные экономические события (подготовка к войне, ее ведение и устранение ее последствий);
2)существенное усиление конкурентной войны на мировом рынке;
3)возросшая необходимость поддержки аграрного сектора в условиях объединения европейского рынка и усиления на нем международной конкуренции;
4)структурный кризис 70-х годов; падение спроса на продукцию традиционных отраслей промышленности, производимую в развитых странах (сталь, суда, текстиль);
5)ускорение научно-технического прогресса в 70-80-х годах.
При практической реализации структурных мер возникает не мало проблем. Это связано, в частности, с тем, что их понимание может быть различным у
представителей разных политических сил. Выбираемый вариант решения в немалой степени зависит от того, какая партия в данный момент у власти. Правда, в развитом обществе расхождение между экономическими решениями разных партий относительно невелики.
Последняя проявляется, прежде всего, в использовании финансового и кредитного механизма экономической политики.
Совокупность способов регулирования можно разделить на две группы:
I группа - косвенные меры (налоги и налоговые льготы), в частности, в
области ускоренной амортизации, льготные кредиты, субсидии, и т.п.);
II группа – прямые меры (государственные заказы на продукцию, услуги и
поставки благ, бюджетные инвестиции, определенные запреты правительства на
производство ряда товаров).[15,348]
Проблема заключается также в том, что задачи государства в области
структурных изменений объективно сложны и противоречивы. Скажем, прямая
помощь передовым отраслям – это, строго говоря, нарушение правил конкуренции, на рынке все должны иметь равные права. Понятное дело с оказанием помощи старым, деградирующим отраслям, шансы которых в конкуренции значительно снизились. Речь идет о таких отраслях, как сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность.
Поддержка в форме переобучения уволенных работников может оказаться
оказываться структурно ослабленным отраслям в прямой форме. А, для стабильно развивающихся отраслей уместна лишь косвенная помощь.
Государство поддерживает научные исследования, облегчает быструю смену
оборудования в целом по всей промышленности. Однако, вопрос о том, какая из
стабильных отраслей станет лидером, решается в ходе конкурентной борьбы.
Таким образом, помощь слабым отраслям имеет адресный характер, поддержка же передовых сфер идет посредством мер общего стимулирования.
В целом структурную политику можно назвать «коррекцией экономического
развития», причем государство обычно не в состоянии составить точный план
структурных изменений.
Долгосрочные тенденции развития структурной политики в западных странах
свидетельствуют о постоянном переходе от кейнсианской модели регулирования, предполагающей влияние на рыночный спрос, к неолиберальной, делающей ставку на регулирование предложения. Однако здесь возможны (и реально происходят) и обратные движения. Диалектику кейнсианских и монетаристских методов в осуществлении структурной политики особенно важно учитывать в наших условиях.