Прогнозирование состояния экономики РФ

Ожидания чиновников на счет ВВП в 2013 году слишком оптимистичны по сравнению с консенсус-прогнозом Рейтер. Слишком много неизвестных в этом уравнении: кроме инвестиций и потребления основным риском остается глобальное торможение.

Мировая экономика входит в 2013 год с замедлением темпов роста, проблемой сокращения бюджетных дефицитов, раздутым госдолгом развитых стран, высокой безработицей.

ОЭСР сократила прогноз мирового роста, предупредив, что «бюджетный обрыв» в США - большой источник опасений, но величайшим понижательным риском остается долговой кризис еврозоны.

Слабый рост в мире окажет прямое влияние на российский ВВП:

«Вечная мерзлота на уровне глобальной экономики не способствует высоким темпам роста спроса на товары российского экспорта в ближайшие годы», - подчеркивает HSBC.

ЦБР в среднесрочной перспективе ожидает сохранения темпов роста на уровне, близком к 2011-2012 годам. Глава ЦБР Сергей Игнатьев надеется на рост экономики на 3,6% в 2013 году «при нормальной и ответственной денежно-кредитной политике».

Особых крайне неприятных факторов в последнее время не было, как это было в 2006-2007 году, когда цены на нефть росли и приток капитала был мощным, поэтому особых неожиданностей не ожидается, сказал Игнатьев.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач допускает, что темпы роста следующего года могут оказаться ниже, чем в 2012 году, если никаких дополнительных стимулов в экономике не появится.

Чиновники в этом году заявили целый ряд системных преобразований в разных секторах экономики, связанных как с указами президента, так и с госпрограммами, которые должны улучшить инвестиционный климат и придать новое дыхание российской экономике, сказал Клепач, призвав с оптимизмом смотреть в среднесрочное будущее.

HSBC предлагает России повышать конкурентоспособность за счет увеличения производительности. Учитывая огромный разрыв в производительности между Россией и странами G7, такая политика может обеспечить устойчивый экономический рост.

«Мы видим внутренний потенциал для улучшения экономической ситуации в повышении конкуренции, снижении административных барьеров, улучшении качества институциональной среды, но это вопрос не одного года», - говорит Помельникова.

Большинство экономистов согласны, что рост будет скромным на протяжении нескольких лет, пока Россия переходит к новой модели роста.

«Структура драйверов роста пока сохранится неизменной вследствие высокой доли потребления (70%) и негибкой производственной структуры экономики и инвестиций. Переход к инвестиционной модели роста, объявленный Минэкономразвития, может растянуться на 10 лет», - полагает Синельников из Газпромбанка.

Любой успех в реализации планов, направленных на устранение ключевых структурных препятствий для бизнеса, будет доказательством того, что инвестиционный климат меняется, говорят экономисты.

Правительство РФ озвучило меры, которые позволят перейти к новой модели роста, но среди них, по мнению аналитиков, нет радикальных реформ:

- поддержка инвестиционной активности за счет расширения практики предоставления налоговых кредитов,

- снижение банкам нормативов резервирования по кредитам с госгарантиями,

- сохранение для малого бизнеса льгот по уплате страховых взносов,

- создание комплексной системы поддержки экспорта товаров,

- господдержка приоритетных инфраструктурных проектов,

- завершение реформы финансового рынка (оперативное создание мегарегулятора),

- повышение эффективности госуправления,

- снижение доли государства в экономике,

- масштабирование успешного опыта регионов по реализации инвестпроектов,

- расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного партнёрства.

Заключение

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально- экономических проблем. Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, так как состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.

При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих.

Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования, для перехода на интенсивный путь.

Рассмотрев выше изложенные проблемы я пришел к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических отношениях он ведет только в тупик, ни давая, ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.

Список литературы

1. Кушлина В.И., Волгина Н.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для вузов. [Текст]/под ред. В.И. Кушлина, Н.И. Волгина. //М.: «ОАО НПО Экономика» - С.735

2. Рябов А.В.[Текст]// - МэиМО, № 8, 2005., С.11-12.

3. Экономическая теория: Учебник[Текст]/ под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой - М.: изд. « Экзамен» - С.592

4.Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. Экономическая теория [Текст]/ под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3 - е изд.// - СП б.: изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2008г — С.544

5. Экономическая трансформация.[Текст] //М.: издательство ЭК 35 РАГС.- С.349

6. Дадашев А. О стимулирующем потенциале налоговой политики [Текст] /Дадашев А.//Экономист. – 2009. - №9. – С.45-50

7. Девятых Н.В. Налоговое администрирование как элемент налоговой политики[Текст]/ Девятых Н.В.//Налоги. – 2008. - №8. – С. 22-24

8. Клоцвог Ф. Тенденции и факторы роста[Текст]/Клоцвог Ф. //Экономист. - 2008. - №10. – С. 20-31

9. Клюев А.С. Об основных направлениях налоговой политики[Текст]/Клюев А.С.//Налоговые споры: теория и практика. – 2010. - №3. – С. 12-15

10. Кузнецова И. Налогообложение как фактор экономического роста[Текст]/Кузнецова И.//Человек и труд. – 2008. - №3. – С. 59-62

11. Смирнов И.Е. Приоритеты налоговой политики[Текст]/Смирнов И.Е.//Аудитор – 2009. - №9. – С.3

12. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки?[Текст]/Швецов Ю.//Вопросы экономики. – 2009. - №4. – С.140-145

13. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2008 – С.768

14. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование[Текст]/Аронов А.В., Кашин В.А. // – М.: Экономистъ, 2007. – С.591

15. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 3-е изд.[Текст]/Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.//– СПб.: Питер,2009 – C.560

Наши рекомендации