Тема 7. Индустриальные страны в мировой экономике

В содержании данной темы, прежде всего, выделяется сегмент промышленно развитых стран по методике Мирового банка, описываются общие критерии отнесения их к данной группе. Определяются общие тенденции развития индустриальных стран и их различия.

В качестве ключевой рассматривается экономика США производящая треть мирового ВВП. Изучается природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический, финансовый потенциал и внешнеэкономическая стратегия США. Здесь же рассматривается социально-экономическая модель Канады, исследуется ее взаимосвязь с экономикой США.

Затем определяется место и роль Японии в современной мировой экономике и в АТР, специфические особенности ее экономического и, самое главное, научно-технического потенциала.

Здесь же дается характеристика значения Европейского Союза в мировом хозяйстве, ее природно-ресурсный, трудовой, производственный и научно-технический потенциал. Изучаются особенности развития крупнейших стран ЕС: ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, обозначается единство и различия в развитии национальных хозяйств европейских странах.

Также рассматриваются вопросы противоборства и взаимодействия европейской экономики с американской, перспективы и проблемы расширения ЕС в ХХI веке.

Тема 8. Развивающиеся страны в мировой экономике

Внимание студентов концентрируется на проблемах неравномерности экономического развития и дифференциации развивающихся стран мира.

Анализируются успехи экономик новых индустриальных стран, на основе структурных изменений стран Юго-Восточной Азии, раскрываются причины их экономического роста.

Особенное внимание уделяется описанию роли Китая в мировой экономике, особенностям его природно-ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциала. Также рассматриваются другие страны АТР и их место в интеграционных процессах данного региона.

Здесь же деется характеристика стран ЦВЕ, определяются основные черты переходной экономики и участие этих стран в международной экономической интеграции.

Изучаются экономика развивающихся стран Латинской Америки их значение в интеграционных процессах в регионе. Затем рассматриваются слаборазвитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства (страны Ближнего Востока, Средней Азии и Африки), характеризуются особенности их развития и экономика «выживания». Дается оценка экономической помощи наименее развитым странам и современных форм их эксплуатации.

Тема 9. Место России в современной системе мирового хозяйства

Прежде всего, дается оценка места России в современной мировой экономике, посредством анализа природно-ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциала, отраслевой структуры промышленности.

Студентами определяются возможности расширения экономических взаимосвязей России с зарубежными странами и проблемы национальной экономической безопасности.

Важным этапом является определение конкурентных преимуществ и слабостей российской экономики.

Здесь же даются частные оценки вовлеченности России в международные экономические отношения, через выявление проблем отраслевой специализации экономики, изучение товарной структура экспорта и импорта, определение роли иностранных инвестиций в отечественную экономику.

Исследуются перспективы российской экономики и особенности ее интеграции в мировое хозяйство.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел I.

Мировое хозяйство и международные экономические отношения

1. История становления и развития мирового хозяйства и международных экономических отношений.

2. Отраслевая структура мирового хозяйства.

3. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

4. Роль международной торговли в развитии мирового хозяйства.

5. Международное движение капитала и инвестиционная политика государств.

6. Мировой рынок труда и миграция рабочей силы.

7. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.

8. Транснациональные корпорации в мировой экономике.

9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве.

10. Международные экономические организации.

Экономика отдельных стран и регионов (история, особенности, проблемы и перспективы развития)

1. Экономика Германии и Италии.

2. Экономика Великобритании и Франции.

3. Экономика США.

4. Экономика стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла).

5. Экономика Скандинавии (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания).

6. Экономика Юго-Западной Азии (Индия, Пакистан, Израиль, Турция, страны Персидского залива).

7. Экономика Японии.

8. Экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Сингапур).

9. Экономика Китая.

10. Экономика стран Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Румыния).

Раздел II.

Задача 1.

Внешняя торговля России по разным годам характеризовалась следующими данными (в млн.дол. США):

Исходные данные:

Данные Вариант
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Экспорт
Страны дальнего зарубежья 52658,5   37493,2 84543,4 80536,5 57342,8 64016,2
Страны СНГ 15342,8 14714,5 34596,6 33179,8 23465,5 22504,5 17888,2
ВСЕГО   68001,3 52207,7 153336,6 117723,2 79847,3 82668,2 63468,2

Вычислите по каждой группе стран:

а) торговый баланс;

б) торговый оборот;

в) относительную долю стран СНГ в российском экспорте и импорте.

Задача 2.

По данным национальных счетов, экономическое развитие средней европейской страны характеризуется по разным годам следующими показателями (в млн.дол. США в текущих ценах):

Исходные данные:

№ п/п Данные Вариант
1. 1 ВВП 2113,5 3381,6 1127,2 1549,9
2. 2 Амортизация основного капитала 199,5 319,2 106,4 146,3
3. 3 Чистый факторный доход из-за рубежа -82,5 -132 -44 -110 -60,5
4. 4 Чистые текущие трансферты 14,4 4,8 6,6
5. Потребление 2409,6 803,2 1104,4
6. Внутренние капиталовложения 859,2 286,4 393,8

Рассчитайте:

г) ЧВП;

д) ВНП;

е) ВНД;

ж) сбережения;

з) текущий платежный баланс.

Задача 3.

Вариант 1.

Затраты труда (в часах) на производство теннисных мячей и теннисных ракеток в России и Германии следующие:

  Ед. изм. Мячи Ракетки
Россия Шт. в час
Германия Шт. в час

А. В производстве какого товара Россия имеет относительное преимущество и почему?

Б. Рассчитайте альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей, для России и для Германии.

В. В каком интервале будет располагаться равновесная цена на ракетки в случае развития торговли между двумя странами?

Г. Если относительная равновесная цена на ракетки в результате торговли составит 2, на каком товаре будет специализироваться каждая из стран, почему.

Д. Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если она будет специализироваться на производстве мячей.

Вариант 2.

Затраты рабочего времени в России и Германии на производство товаров A, B, C, D следующие:

  Германия Россия
A
B
C
D

А. По каким товарам Германия имеет наибольшее и наименьшее абсолютное преимущество перед Россией?

Б. Если немецкая заработная плата в 8 раз выше российской, какие товары будут производиться в Германии, а какие – в России.

В. Докажите выгодность торговли для каждой из стран?

Г. Как изменится торговля, если разница в зарплатах сократится до 6 раз?

Вариант 3.

Затраты труда (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:

  Ед. изм. Россия Германия
Сыр кг в час
Трикотаж кв.м в час

А. В производстве какого товара Россия имеет абсолютное преимущество? Почему? То же для Германии.

Б. Подсчитайте выигрыш от торговли соответственно России и Германии, если они обменяют 5 кг. сыра на 3 кв.м. трикотажа.

В. Подсчитайте выигрыш соответственно России и Германии, если они обменяют 5 кг. сыра на 6 кв.м. трикотажа.

Вариант 4.

Россия и Германия производят по 2 товара каждая – велосипеды и очки. В России общее количество труда, расходуемое на их производство составляет 1000 часов, а в Германии – 1200. В России необходимо затратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа – на каждые очки. В германии и на велосипед и на очки требуется по 3 часа.

А. Покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и Германии.

Б. Подсчитайте относительную цену велосипедов, выраженную через цену очков, в России и Германии.

В. Изобразите графически расширение возможностей потребления велосипедов и очков в России и в Германии в результате торговли.

Вариант 5.

Телевизоры – относительно трудоемкий товар, требуют для производства 20 часов труда и 4 га земли и продаются за 60 долл. каждый. Рис, требует относительно больших затрат земли. На производство тонны риса требуется 1 час труда и 4 га земли, при этом 1 тонну риса можно продать за 4 долл.

А. Если в России 120 млн. работников и 200 млн. га земли, а во Вьетнаме – 40 млн. работников и 50 млн. га земли, то в каком соотношении будет происходить торговля двумя товарами между Россией и Вьетнамом.

Б. Почему специализация в реальной торговле может быть совершенно иной, чем следует из теории соотношения факторов производства?

Наши рекомендации