Государство и экономика

- Роль государства в экономике. Экономика благосостояния.

- Налоговая система. Функции налоговых органов.

- Государственный бюджет. Государственный долг.

- Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы.

- Основы кредитно- денежной политики государства.

Государственное воздействие на экономику представляет собой цельную систему законодательного, исполнительного и контрольного характера. Цели государственного регулирования взаимосвязаны и субординированы, являясь первичными, вторичными, производными и перенесенными и т.п. Они могут меняться в зависимости от новых условий, от экономических, политических и социальных задач. Цели тесно связаны с субъектами и объектами государственного регулирования. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, профсоюзы, партии и т.д.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, госучреждения, общественные организации и др).

Объекты – это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции, НИОКР, социальные отношения, подготовка и переподготовка персонала, окружающая среда, внешнеэкономические связи и др.

Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на макро- и микро- уровнях.

Во-первых, государство определяет «правила игры» на рынке.

Во- вторых, государство способствует стабильному экономическому росту на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно- финансовую и налоговую системы.

В-третьих, государство путем прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода должно осуществлять помощь малоимущим, безработным, многодетным, пенсионерам и т.д.

В-четвертых, государство осуществляет меры по производству общественных благ, укреплению обороны, развитию фундаментальной науки, защите окружающей среды, развитию инфраструктуры (города и деревни), выполнению космических программ.

В-пятых, государство поощряет потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает потребление вредных для здоровья отечественных и импортных товаров (табачные, спиртные изделия, наркотики и т.д.)

В-шестых, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные на защиту внутреннего рынка и на стимулирование экспорта, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

На протяжении долгих лет экономисты разрабатывали различные критерии оценки благосостояния, которые позволили бы избежать межличностных сравнений полезности при формировании явных суждений о том, увеличилось благосостояние общества или уменьшилось. Наиболее простой критерий был разработан В.Парето, который утверждал, что любое изменение (реаллокация) ресурсов, вызывающее изменение структуры производимых товаров или их распределение среди потребителей, может рассматриваться « как улучшение», если оно приносит некоторым людям выгоду (по их собственной оценке), не причиняя никому ущерба. Этот анализ привел к разработке условий оптимальности по Парето, которые при данном распределении дохода максимизируют экономическое благосостояние общества. Критерий Парето позволяет избежать межличностных сравнений в непротиворечивых ситуациях, при которых никому не причиняется ущерб.

Н.Кэлдор и Д.Хикс предложили альтернативный критерий (принцип компенсации), который «утверждает», что любые экономические изменения должны рассматриваться как выгодные в том случае, если в результате их те, кто получает выгоду, гипотетически могли бы компенсировать потери тех, кому причинен ущерб, оставаясь при этом в выигрыше.

Экономика благосостояния – это область экономической теории, изучающая методы такой организации экономической деятельности, которая обеспечит максимизацию экономического благосостояния.

Государственный бюджет - это смета доходов и расходов правительства, или централизованный денежный фонд государства. Основной источник бюджета - налоги (т.е. обязательные платежи физических и юридических лиц).

Функциями налогов являются: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Принципы налогообложения: справедливость и равенство, эффективность, простота и доступность исчисления.

Виды налогов: прямые и косвенные.

К прямым относят: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и др.

К косвенным относят: акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Всякий налог включает в себя субъект и объект налогообложения, налоговую ставку, источник налога, налоговую льготу, а так же налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки, налоги могут быть прогрессивными, регрессивными или пропорциональными.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, а также методы и принципы их (налогов) построения.

К функциям налоговых органов относят:

1. Нормативные (связанные с разработкой и исполнением налогового законодательства) – существуют на общенациональном уровне.

2. Оперативные (связаны с максимальным поступлением налогов при минимальных затратах) – непосредственно связана с налогоплательщиками.

Обе функции включают в себя учет, регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки.

Вспомогательные функции:

1. Правовая.

2. Управление кадрами.

3. Информационная.

4. Организационная.

5. Внутреннее информационное обеспечение.

В ходе экономических реформ 90-х годов в России принципиально изменились взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом. Эти отношения стали носить налоговый характер. Однако опыт прошлых лет выявил многочисленные изъяны действующей налоговой системы: многочисленность налогов, нестабильность налогового законодательства, наличие большого числа необоснованных налоговых льгот, плохая собираемость налогов.

Государственный бюджет представляет собой систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа фискального федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.

Наряду с налогами доходы бюджета могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки военного и гражданского характера, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию государственного долга.

В современных условиях типичным для большинства стран стал бюджетный дефицит, т.е. превышение государственных расходов над государственными доходами, который может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры (спад производства снижает налоговые поступления и порождает бюджетный дефицит) или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита - состояние бюджета при данной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП (Внутренний национальный продукт). Разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванный наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в Центральном банке приводит к увеличению денег в обороте, а следовательно, к инфляции, росту цен. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе приводит к «эффекту вытеснения» - сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внешним или внутренним. Внешний государственный долг (задолженность другим странам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта товаров, что может также отрицательно сказываться на темпах экономического развития. Внутренний долг - это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг - резидентам данной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации населения, отрицательно сказывается на темпах роста экономики, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Одна из целей макроэкономического развития - это устойчивый экономический рост.

Экономический рост (в широком смысле) означает поступательное прогрессивное развитие экономики, способность экономики производить из года в год все больше товаров и услуг. В узком смысле под экономическим ростом понимают рост ВНП. Измеряется экономический рост двумя основными показателями: темпами роста реального ВНП в абсолютном выражении и темпами роста его объема на душу населения за определенный срок.

Темпы роста

ВНП = ВНП1 * 100 (%), где

ВНП0

ВНП1- валовый национальный продукт данного года.

ВНП0- валовый национальный продукт базового года - года, с которым идет сравнение.

ВНП – совокупная рыночная стоимость конечного продукта за год независимо от того, находится предприятие на территории страны или за рубежом.

ВНП в текущих ценах - номинальный.

ВНП, скорректированный с учетом инфляции (или дефляции) – реальный.

В отличие от ВНП, ВВП (внутренний валовый продукт) отражает результаты экономической деятельности только на территории страны.

ВВП рассчитывается тремя методами: а) по доходам; б) по расходам; в) производственный метод, т.е. суммируется стоимость условно чистого продукта всей экономики.

На экономический рост оказывают влияние многочисленные факторы, которые объединяют в три группы:

1. Факторы предложения – природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, применяемые технологии.

2. Факторы совокупного спроса – потребление, инвестиции, государственные расходы.

3. Факторы распределения ресурсов – централизованное, планомерно организованное рыночное потребление.

Следует отметить, что механизм распределения обусловлен экономической системой страны. Экономика страны развивается неравномерно, ей свойственны определенные колебания хозяйственной активности: периоды подъемов, которые характеризуются улучшением всех макроэкономических показателей, сменяются периодами спада, когда сокращается объем производства, возрастает безработица, снижается уровень жизни. Такое чередование периодов подъема и спада называется цикличностью. Причиной цикличности являются внешние факторы, которые дают первоначальный импульс изменению экономической динамики и внутренние, прежде всего, колебания инвестиционного фонда.

Различают долгосрочные (40-60 лет), среднесрочные (8-10 лет) и краткосрочные (2-3 года) циклы. Долгосрочные циклы обусловлены глубокими структурными изменениями в экономике, происходящими под влиянием различных инноваций. В основе среднесрочных циклов лежит срок морального старения оборудования.

Как правило, экономика проходит последовательно 4 фазы: подъем, спад (кризис), депрессию, оживление.

Характерной чертой цикличности является движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность является формой прогрессивного развития.

Необходимыми элементами механизма государственного регулирования экономики является кредитная и денежная системы, тесно связанные со сферами производства, обмена и потребления. Эти системы, играя большую роль в распределении и перераспределении денежных средств, оказывают сильное влияние на темпы экономического роста. К мерам в области кредитной и денежной политики, осуществляемой обычно Центральным банком, относятся: изменения учетной ставки банка; изменения норм обязательных резервов; операции на открытом рынке; регулирование ценообразования и денежного обращения; антиинфляционные мероприятия и др. Среди этих мер можно выделить изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на изменение размера банковских ссуд и ход воспроизводственного цикла. Так повышение процентной ставки по кредитам в период экономического подъема удорожает его (политика «дорогих денег») и ослабляет «перегрев» экономики. Наоборот, снижение ставки процента по кредитам дает возможность шире использовать дешевый кредит (политика «дешевых денег») для активизации сферы производства и обращения.

Проверочные вопросы по теме №6.

1. Что такое государственный бюджет, какова его структура?

2. Что такое бюджетный дефицит?

3. Назовите причины возникновения бюджетного дефицита?

4. Какие бюджеты включает в себя бюджетная система России?

5. Что такое государственный долг? Как он возникает?

6. Каковы негативные последствия государственного долга?

7. Что такое внешний долг? Каковы источники его погашения?

8. Что представляет собой налоговая система? Что такое налог?

9. Налог на прибыль относится к прямым или косвенным?

10. Что означает ВВП? Что означает ВНП?

11. Что значит политика «дорогих денег»? Что значит политика «дешевых денег»?

12. Назовите функции налоговых органов?

13. Что такое экономический рост? Какие факторы влияют на него?

14. Что значит экономика благосостояния?

15. Назовите критерии оценки благосостояния общества.

16. Что называют цикличностью?

17. Назовите причины цикличности.

18. Сколько лет длится долгосрочный экономический цикл?

19. Назовите стадии экономического цикла.

20. Назовите характерные черты цикличности.

Тема № 7.

Наши рекомендации