Развитие экономических систем в современных условиях

В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой перенять некоторые черты американской экономики с ее свободой предпринимательства и более сильным влиянием рынков? Подобные дебаты происходили и в России, где выдвигаются предложения принять японскую, шведскую или американскую модели как пример для подражания[9].

Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Во-вторых, для России, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ: стабилизации, либерализации и т.д.[10].

В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда само шведское правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Россия или какая-нибудь другая стран попытаются подражать чужому примеру – это будет напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени[7].

Примером развития смешанной экономики может служить «Шведская экономическая модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной Швеции особенно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран. Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества. Тогда-то и возникло понятие шведская модель «государство благосостояния». Шведы демонстрировали превосходство своей социально-политической системы, которая десятилетиями служила примером оптимальной смешанной экономики – процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого жителя. Рыночные отношения считались с сильным государственным регулированием, частная собственность в сфере производства преобладала, а потребление обобществлялось.

В течение длительного времени основными усилиями модели было - полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной силой шведского рабочего движения.

Более полувека (за исключением 1976-1982 годов) – рекордный срок – у власти находится Социал-демократическая рабочая партия, которая ориентировалась на построение системы социального благосостояния.

Идея создания так называемого «дома для народа» – государственной системы, которая давала экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную поддержку. Сами основы «шведской модели» были сформулированы в начале 50-х годов в профсоюзном движении.

Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирмы, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения общего уровня жизни и при этом без воздействия на основы производства.

Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы «нового курса» Рузвельта и сохраняя при этом приверженность кейсланским методам.

Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении национального дохода через налоги и госрасходы, достигшие рекордных уровней.

«Всеобщая уравниловка» как основной социалистический принцип распределения доходов не вызывал никаких проблем вплоть до нефтяного кризиса 1973-1974 годов. Затем последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности оказались в глубоком структурном кризисе.

Неустойчивость экономического развития Швеции усилилось. В начале 80-х последовал новый удар – второй нефтяной кризис.

Во второй половине 80-х резко возросла по сравнению с западноевропейскими странами стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен. Шведская промышленность опять начала сдавать свои позиции на мировом рынке.

Поняв, что девальвация кроны не является эффективным способом решения внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных мер. В результате удалось повысить эффективность производства. Стоимость рабочей силы снизилась. Население же Швеции, привыкшее к благоприятному социальному климату, никак не могло смириться с жестокими милитаристскими методами оздоровления экономики. Когда в 1994 г. экономика к тому же оказалась в глубоком кризисе, избиратели возвращают к власти социал-демократов. Но как бы ни хотелось вернуть старые времена, новым властям необходимо было выбирать: либо реставрировать шведскую модель, либо продолжать политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз. Реальность заставила идти по второму пути. И после вступления в Европейский Союз экономика будет развиваться по западноевропейским законам.

Заключение.

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отноше­ний и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

“Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

Для становления Российского государства необходима централизованная власть, способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов. Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих, социальных факторов жизнедеятельности общества в целом.

На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна ответить всем потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению основных экономических задач.

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Отсутствует важная особенность системы — ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер.

Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.

Задача 8

8. На основе данных о деятельности предприятия заполнить таблицу и ответить на вопрос: получает ли оно прибыль или убыток (определить их величину)?

Цена, Руб/ед. Объем продукции, ед. Выручка, руб. Общие издержки, руб. Постоянные издержки, руб. Переменные издержки, руб. Средние издержки, руб./ед. Средние переменные издержки, руб./ед.
? ? ? ?

Решение:

Цена руб/ед. Объем продукции, ед. Выручка, Руб. Общие издержки, руб Постоянные издержки, руб Переменные издержки, руб Средние издержки руб/ед. Средние, переменные издержки руб/ед.
25,33

При цене 4 руб за ед. продукции был получен валовый доход 6000 т. е.
Объем продукции Q =6000/4=150 ед. при этом были следующие издержки
Общие (совокупные) издержки 1200+3800=5000
Средние общие издержки 1200/150= 8 на ед. продукции.
Средние переменные издержки 3800/150= 25.33 на ед. продукции
Фирма получила прибыль в размере 1000, т. е. 6000-5000=1000

Ответ : 1000

Список литературы:

1.Экономика: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. А.Г. Грязновой- М.,2001

2.Н.И. Базылева, С.П. Гурко. “Экономическая теория”– Минск.: БГЭУ, 1998.-548с.

3.Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

4.Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. М., 1994

5.Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1994.-632 с.

6.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.- 734 с.

7.Л.Ходовадминистративное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал №4, 1997

8.Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999

9.А. Нестеренко,Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998

10.И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

11.Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

12.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика.В 2т.:Пер. с англ. 11 изд. Т.2.-М, Республика, 1992-400с.

13.Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. Вузов. /Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва, Высш. шк. , 1990.

Наши рекомендации