Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.

Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекты рыночных отношений, выступающие на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Конкурентоспособность товараскладывается из минимальной цены, хорошего сбыта, свойств интересных потребителю, простоты эксплуатации, привлекательного вида. Наиболее конкурентноспособен не тот товар, за которую просят минимальную цену на рынке, а тот товар, который отвечает определенным качествам и с точки зрения покупателя (потребителя) лучший.Конкурентоспособность можно кратко определить как качество товара + услуги по его эксплуатации. Невозможно говорить о конкурентноспособности товара, не оговаривая условий его использования (условий эксплуатации, условий потребления). Для оценки конкурентноспособности важно иметь ввиду, что на современном рынке организации стремятся продавать не только отдельные товары, сколько весь комплекс связанных с ними мероприятий, важных для потребителя.

1.Качество– комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество:как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402).

2.Пирамида качества товара выглядит следующим образом: качество продукции, качество работы, качество фирмы (организации) и наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Система управления качеством образовательных услуг обладает следующими функциями: принятие решений, управление по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям; специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции; стратегическое, тактическое, оперативное управление.

В процессе организации деятельности дошкольного образовательного учреждения руководитель может столкнуться с различными видами конкуренции: функциональная; видовая; предметная; ценовая; скрытая ценовая; незаконные методы.

Характеристики качества и конкурентоспособности образовательных услуг, продукции товара:образовательная услуга: не материализованный товар в системе образования, ориентированный на субъекта образования и отвечает его потребностям; продукция: результат деятельности ДОУ, который может быть представлен товарами, продуктами, услугами; товар: набор изделий и услуг, которые ДОУ предлагает целевому рынку. Услуги, предлагаемые рынку в качестве товара:образовательная (авторская) программа, технологии направленного действия, буклеты, дифференцированные по содержанию; индивидуальная программа, видеоматериалы, лекотека, книги и методические пособия. Виды образовательных услуг, предлагаемых родителям детей, посещающих и не посещающих ДОУ: предшкольное образование, работа с одаренными детьми, коррекционная работа, психолого-педагогическое сопровождение, работа с родителями, социальная поддержка, театральная педагогика, художественно-эстетическое образование, консалтинг и экспертиза, языковое образование дошкольников, группы кратковременного пребывания. Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность образовательных услуг: структура затрат, технологическое развитие, имидж ДОУ, относительная часть рынка, квалификационный уровень сотрудников.

Конкурентноспособность любой организации тесно связана с маркетинговой деятельностью. Термин «маркетинг» происходит от английского «market» – рынок и означает деятельность в сфере рынка, сбыта. Маркетинг- ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, учреждения, и основанная на знании потребительского спроса; это система организации деятельности предприятия, фирмы, организации корпорации по разработке, производству и сбыту услуг, товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения высокой прибыли; тщательное и всестороннее изучение рынка, активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений, обеспечение связи между разработчиком и потребителем, оказание помощи в нахождении друг друга основная цель любой маркетинговой деятельности; вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена информацией, услугами, товаром; процесс, целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей

Комплекс активного маркетинга предполагает: прочность – четкая система маркетинговых исследований и маркетинг инфляции; сегментирование образовательного рынка и политика ценообразования; розничная (единичные) и оптовая (комплексная) торговля образовательными услугами; система привлечения специалистов, их отбор, обучение; стимулирование сбыта, пропаганда, как способ формирования спроса, и продвижение образовательных услуг. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Маркетинг, ориентированный на продукт (услугу), применяется, когда деятельность предприятия (организации) нацелена на создание нового товара (услуги) или усовершенствование уже имеющегося товара (услуги). Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары (услуги). Маркетинг, ориентированный на потре6ителя, используется, когда деятельность предприятия (организации) нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка образовательных услуг. Здесь главная задача маркетинга – изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной ниши.

Пять концепций управления маркетингом:совершенствование образовательных услуг и потребители будут благоволить услугам, товарам, доступным по низким ценам; совершенствование услуг (товара) и потребители окажут предпочтение товарам (услугам) высокого качества; интенсификация коммерческих усилий; учреждение должно выявлять с помощью маркетинговых исследований нужды и запросы на образовательные услуги; социально-этичный маркетинг.

В условиях маркетинговой деятельности различают два вида рынков: рынок продавца – это, как правило, дефицитный рынок, на котором продавцы имеют больше власти, и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть потребителям. Рынок покупателя (потребителя услуги) – это, как правило, насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели, и наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам. Коммерческий успех организации зависит: от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков; изучение рынка характерные особенности, потребности и возможности – емкость, степень насыщенности, состояние конкуренции, вероятность появления товаров (услуг) - аналогов и т.п.; ориентация на образовательные услуги или на потребителя.

6. Способы стимулирования сбыта продукции: заключение договоров с потребителями на условиях взаимозачета;поставка товаров и услуг в различные организации: детские сады, школы, детские центры и т.п.;распространение товаров, услуг.

7. Реклама-это стимулирование сбыта, формирование спроса и продвижение товаров в условиях нестабильной экономики. Реклама выступает во множестве разновидностей (общенациональная, региональная, местная; на широкого потребителя, на сферу промышленности, на сферу розничной торговли; товарная реклама, реклама марки, престижная реклама и т. п.).

8. Принятие решения о рекламе – это пятиступенчатый, процесс, состоящий из постановки задач, принятия решений о бюджете, обращении и средствах распространения информации, а также из последующей оценки результатов рекламной программы.

Задачи рекламы продукции (товара, услуга): информативная. Рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара, услуги) + Информирование рынка об изменении цены + Объяснение принципов действия товара (услуги) + Описание оказываемых услуг + Исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя + Формирование образа организации.Увещевательная.Формирование предпочтения к товару (услуге) + Поощрение к переключению на ваш товар (услугу) + Изменение восприятия потребителем свойств товара (услуги) + Убеждение потребителя приобрести данный товар (услугу). Реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед организацией встает задача формирования избирательного спроса. Напоминающая. Напоминание потребителям о том, что товар (услуга) может потребоваться им в ближайшем будущем + Напоминание потребителям о том, где можно купить товар (услугу) + Удержание товара (услуги) в памяти потребителей + Поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне.

Таким образом, решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере дошкольного образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: внедрение новых моделей финансирования дошкольных образовательных учреждений, способствующих развитию экономической самостоятельности детских садов; реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы дошкольного образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования

Проектные задания к четвертому модулю «Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений».

Учебно-методические задания:

Разработайте рекомендации руководителю ДОУ по формированию корпоративной культуры специалистов ДОУ.

Тестовое задание к четвертому модулю.

Задание: выбери правильный вариант (варианты) ответа

1.Структура корпоративной культуры:

А)условия труда

Б) средства труда и трудового процесса

В) межличные отношения в трудовом коллективе

Г) культура труда

Д) материальное вознаграждение

2. Функции корпоративной культуры:

А) оценочно-нормативная

Б) регламентирующая и регулирующая

В) познавательная

Г) ценностная

Д) смыслообразующая

Е) коммуникационная

Ж) общественная память

3.Виды конкуренции:

А) Фирменная

Б) Функциональная

В) Видовая

Г) Предметная

Д) Ценовая

Е) Скрытая ценовая

Ж) Незаконные методы

4.Задачи рекламы продукции (товара, услуги):

А) Информативная

Б) Увещевательная

В) Напоминающая

Г) Запоминающая

5. Конкурентноспособность товара складывается:

А) Взаимодополняемость

Б) Минимальная цена

В) Хороший сбыт

Г) Свойства интересные потребителю

Д) Простота эксплуатации

Е) Привлекательный вид

6. Свойства для оценки качества товара (услуги):

А) Технический уровень

Б) Эстетический уровень

В) Педагогический уровень

Г) Эксплуатационный уровень

Д) Техническое качество

7.Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность образовательных услуг:

А)План развития ДОУ

Б) Структура затрат

В) Технологическое развитие

Г) Имидж ДОУ

Д) Относительная часть рынка

Е) Квалификационный уровень сотрудников

8. Комплекс активного маркетинга предполагает:

А) Прочность

Б) Политика ценообразования

В)Розничная и оптовая торговля образовательными услугами;

Г) Система привлечения специалистов

Д) Стабильность

Е) Стимулирование сбыта, пропаганда

9.Управление-это:

А) системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функционирования организации;

Б) группа образовательных учреждений,

В) совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ

Задание: допишите понятие, раскрывающее следующее определение:

10. Внутреннее сознание организации, которое, складывается из поведения сотрудников и оказывает непосредственное воздействие на их поведение-_________________________________________________________________

11.Коллективная ценность, обеспечивающая достижение качества дошкольного образования, определяющая характер взаимоотношений, коммуникаций, индивидуальный стиль деятельности специалиста и общий корпоративный имидж образовательного учреждения-_________________

12.Любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить и которая в основном не осязаемая и не приводит к овладению чем-либо-____________________________________________________________________

13. Ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, учреждения, и основанная на знании потребительского спроса-______________________________________

14. Стимулирование сбыта, формирование спроса и продвижение товаров в условиях нестабильной экономики-___________________________________

15. Свойство товара, услуги, субъекты рыночных отношений, выступающие на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.-_______________

Основная литература к модулю:

1. Гибсон Д.Г., Иванцевич Д., Донелли Д.Х.-мл. Организации, поведение, структура, процессы. - М., 2000. – 459с.

2. Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 1998. – 351с.

3. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М., 1999.- 343с.

4.Мещерякова Е.В. Психология управления. - Минск, 2005

5. Психология менеджмента /Под ред.Никифорова Г.С.- СПб., 2000. – 255с.

6. Питерс Т., Уотермен Ф. В поисках эффективного управления-. М, 1986.

7. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, 1997. – 282с.

8. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой (искусство менеджера). - М., 1997. – 357с.

9. ЧерненкоА.Л. Культура производства.- Ростов н/Д., СКНЦ ВШ.1997.

Дополнительная литература к модулю:

1. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. – Ростов-на-Дону, 2002.

2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Педагогика, 1991.

3. Ваханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник - 3-е издание, Гардарики, 2000.

4. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. - М., 2003.

5. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Институт управления образованием РАО. М.: РАО, 1995.

6. Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведение во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под общей редакцией А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.

8. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997.

Вопросы к экзамену по курсу

«Современные проблемы науки и образования».

  1. Народные традиции как фактор воспитания личности и культурной идентификации.
  2. Роль глобального образования в развитии человечества.
  3. Интегральное пространство как особая образовательная система.
  4. Сущностные признаки интегративного процесса в образовании.
  5. Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования в ХХI веке.
  6. Региональный компонент образования как путь его гуманизации и культурации.
  7. Специфика воспитания подрастающего поколения в региональной культуре в системе современного образования.
  8. Модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях ДОУ.
  9. Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов.
  10. Организационно-педагогические условия психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития
  11. Цель и задачи поликультурного образования в формировании личности.
  12. Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития.
  13. Содержание педагогического образования, выстроенное в контексте поликультурности.
  14. Инвариантные показатели личностно – профессиональной культуры педагога.
  15. Корпоративная культура как показатель развития учреждения и управления.
  16. Роль поликультурного образования в становлении личности
  17. Интеграция ценности культуры, мировых цивилизаций в содержание педагогического образования.
  18. Понятия «регион», «регионализация» с позиции качественной характеристики системы образования
  19. Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.
  20. Гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания и образования, актуализирующая творческий, ценностный и личностный потенциал человека.
  21. Теоретико-методологические основания поликультурного образования.
  22. Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.
  23. Концепция педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
  24. Направления содержания и уровни глобального образования:
  25. Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.
  26. Характеристики интегративного процесса в педагогике.
  27. Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.
  28. Социокультурная модель воспитания как компонент педагогического процесса.
  29. Культуросообразный контекст воспитания личности.
  30. Личность педагога в глобальном образовании.
  31. Воспитание личности в аспекте национальных традиций.
  32. Роль глобального образования в реформировании образования в России.
  33. Теория и практика организации обучения на интегративной основе.
  34. Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности
  35. Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.
  36. Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры.
  37. Концептуальные основы поликультурного образования.
  38. Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.
  39. Концепции и модели воспитания личности.
  40. Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка
  41. Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.
  42. Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.
  43. Проектирование и организация региональных систем образования.
  44. Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.
  45. Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе.
  46. Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.
  47. Ценностно-смысловые аспекты современного образования.
  48. Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России.
  49. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема.
  50. Человек культуры как смысл современного образования.

Авторы: д.п.н., проф. Чумичева Р.М., д.п.н., проф. Платохина Н.А.

Рецензент: д.п.н., проф. Рогов Е.И.

Наши рекомендации