Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История экономики»

Методические указания для студентов ОДО

Экономического факультета

Направление подготовки бакалавров

Экономика»

Профиль подготовки

«Экономика предприятий и организаций»,

«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Иваново

Издательство «Ивановский государственный университет»

Составитель д‑р экон. наук, доцент Е.Е. Николаева

В методических указаниях представлены рабочий план, темы учебного курса, их содержание, литература и задания к ним, вопросы к зачету. Содержание методических указаний дает студенту представление об учебном курсе, ориентирует в учебном материале, оставляя при этом место для проявления самостоятельности в подборе литературы и выполнении заданий.

Печатается по решению

методической комиссии экономического факультета

Ивановского государственного университета

Р е ц е н з е н т

Доктор экономических наук Е. Е. Иродова (ИвГУ)

© Николаева Е.Е., составление, 2015

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История экономики» являются следующие:

- создать у студента базовую систему знаний о формах хозяйствования в разных странах мира в историческом аспекте, в том числе России, о моделях национальных экономик;

- сформировать историко-экономическое мышление, позволяющее установить общие закономерности и особенности путей развития национальных экономик, осмыслить современные тенденции в развитии мировой экономики, получить целостное представление о макроэкономической теории и политике;

- обучить студентов обосновывать свою точку зрения, анализировать и объяснять происходящие в мире экономические события с позиций истории экономического развития, высказывать собственные суждения по оценке существующей социально-экономической ситуации в стране на основе полученных знаний.

Изучение курса «История экономики» имеет больше значение для расширения научного кругозора будущего специалиста в области экономики. Глубокое изучение прошлого дает возможность правильно оценить настоящее и предвидеть эволюцию, развитие того или иного общественного явления.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История экономики» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика» и изучается во втором семестре. «История экономики» занимает важное место в системе гуманизации образования. Как учебная дисциплина она базируется на знании таких дисциплин как «История», «Макроэкономика».

Для изучения дисциплины необходимо: знать категориальный аппарат обществознания, основ экономики, социально-экономической географии, истории; уметь использовать информацию из интернет-источников для проведения анализа социально-экономического положения страны; владеть навыками устного выступления по прочитанному материалу, самостоятельной работы с литературой и организации выполнения самостоятельных заданий.

Дисциплина «История экономики» формирует знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для изучения впоследствии дисциплин «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика», «Финансы» и др.

Дисциплина «История экономики» формирует у студентов общее представление о развитии мирового хозяйства как целостной экономической системы, создавая тем самым теоретическую базу для изучения общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История экономики».

Процесс изучения дисциплина направлен на формирование следующих компетенций:

- владеть культурой исторического мышления, способностью к обобщению исторического опыта, анализу, восприятию информации (ОК-1);

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- анализировать социально-экономические проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- историю развития мировой экономики, закономерности ее функционирования в историческом аспекте;

- основные понятия, категории истории экономики;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления современной экономической политики государства.

2) Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы, происходившие в истории мирового хозяйства;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных исторических периодов в мировой экономике;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор данных для решения поставленных экономических задач;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада.

3) Владеть:

- методологией историко-экономического исследования;

- методами анализа экономических и социальных данных;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации выполнения поручений.

Содержание учебного курса (по темам)

Наши рекомендации