Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы в Коми крае»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОМИ КРАЕ»

Направление подготовки 39.03.02«социальная работа»

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофильная) часть

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения (очная, заочная)

Сыктывкар 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Утверждаю:

Директор института

_________ И.А. Козырева

« _____»__________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В КОМИ КРАЕ»

Направление подготовки 39.03.02«социальная работа»

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофильная) часть

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения (очная, заочная)

Блок дисциплин - Б1.В. ОД.3.

Семестр - 2

Всего учебных занятий - 72 часа, 2 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные - 36 часов, из них:

Лекции – 18 часов

Практические занятия –18 часа.

Самостоятельная работа – 36 часов.

Промежуточный контроль – зачет

Сыктывкар 2015

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основании ФГОС3+ ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления 39.03.02«социальная работа»

Составитель (ли) (или автор) рабочей программы

Доцент кафедры социальной работы, к.и.н. ____________Л.В.Хотемова

Рецензент (ы) Соколова А.В. – доцент, к.и.н.

Носова Т.А. – доцент, к.и.н.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры социальной работы

Протокол заседания №____ от «___»___________2015 г.

Заведующий кафедрой ,

доцент, к.п.н. _____________ С.С. Чабанова

подпись

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является изучение эволюции системы помощи и взаимопомощи на региональном уровне, что позволит сформировать у студентов ценностное отношение к региональному историческому опыту социальной работы, целостное представление о динамике развития социальной работы в России, выявить актуальную проблематику социально-исторического опыта, моделей и традиций социальной помощи. В программе широко используется региональный материал, посвященный развитию социальной помощи, благотворительности в Республике Коми.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«История социальной работы в Коми крае» входит в блок Б1.В.ОД.3. Базовыми курсами, необходимыми для успешного освоения дисциплины, являются «История Отечества», «История социальной работы».На основании знаний, полученных в ходе освоения дисциплины «История социальной работы в Коми крае», студентыдолжны:

знать:геополитическое положение, природные условия Коми края, влияющие на социальную работу; основные этапы и закономерности социальной истории Республики Коми; особенности социальной работы с учётом этнической истории народов Республики Коми, их традиций; социальный, духовный и нравственный опыт коми народа; различные стороны общественной жизни в крае и сформировать умение соотносить их с общеисторическим процессом; конкретно-исторические факты и место и роль края в истории страны;

уметь:использовать полученные знания в практике социальной работы; анализировать исторические источники, нормативно-правовые документы; документы и материалы общественных организаций; архивные документы; материалы социологических исследований; осуществлять региональные и местные исследования в сфере социальной работы; применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

владеть:элементарными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации; основами организации социальной работы с учётом историко–культурных региональных и местных особенностей; навыками внедрения утраченных или забытых традиций социальной помощи населению в современную практику социальной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы в Коми крае»

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными:

- быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);

- быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);

профессиональными компетенциями:

- исследовательскими: способностью исследовать особенности культуры социальной жизни, социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения их социального благополучия (ПК-6).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История социальной работы в Коми крае»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Количество часов по учебному плану (очная форма обучения): всего - 72 часа, в том числе лекции – 18 часов, практические занятия –18 часов, самостоятельная работа – 36 часов.

№/№ Тема лекции семинарские занятия самостоя-тельная работа
1. Социально-экономическое и культурное развитие Коми края на разных исторических этапах  
Сакральные модели помощи. Церковно-монастырская система помощи
Развитие благотворительной деятельности и общественного призрения в Коми крае в XIX – начале XX вв.
Деятельность местных органов самоуправления в сфере общественного призрения  
  Частная и общественная благотворительность в Коми крае. Жизнь и деятельность усть-сысольских меценатов и благотворителей  
Видные представители коми интеллигенции (XIX –XX вв.)  
Становление и развитие системы государственного социального обеспечения в Коми АССР. Приоритетные направления государственной политики в сфере социального обеспечения (1917 - 1990-е годы)    
Социальная помощь и поддержка населения в России в 1990 – начале 2000 г.
  Итого

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Социально-экономическое и культурное развитие Коми края на разных исторических этапах   Этническая территория предков коми (зырян) - перми вычегодской. Коми край в составе новгородских владений (XII - XIV вв.). Присоединение территории коми к Великому княжеству Московскому (XV в.). Административно-территориальное деление Коми края (вт.пол.XVI в.). XVII в. - изменения в хозяйственной жизни края. Земледельческо-промысловые формы. Фабрично-заводская промышленность. Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь Коми края в XIX в. Край в эпоху революций. Революция 1917 г. и гражданская война на территории края. Коми автономная область в период восстановления народного хозяйства. Строительство нового общества: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. Перевод народного хозяйства на мирные рельсы. Развитие промышленности, сельского хозяйства, образования, науки, культуры. Коми АССР в 1950-е – 1980-е гг. Социальное развитие Республики Коми в 1990-е гг. – начале XXI в. Рыночныереформы и их последствия для народного хозяйства и общества. Изменения в системе органов государственного и муниципального управления
Тема 2 Сакральные модели помощи. Церковно-монастырская система помощи   Общинные традиции помощи и взаимопомощи. Отражение идеи милосердия в предметах культа, сакральных ритуалах и заговорах, архитектуре, народно-прикладном искусстве. Христианизация народов Коми края. Устюжский монах Стефан Пермский. Создание древнепермской азбуки - Анбур для проповеди христианства у языческого народа. Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь - крупный центр православной культуры. Социальное служение и благотворительность в северных монастырях и приходах (XVI-XX вв.). Социальной служение русской православной церкви в наши дни.
Тема 3 Развитие благотворительной деятельности и общественного призрения в Коми крае в XIX – начале XX вв. Основные направления деятельности общественных объединений (хозяйственное, благотворительное, духовно-нравственное воспитание, культурно-просветительское, досугово-развлекательное). Становление системы общественного призрения в начале XX века. Отделения российских организаций Уездная комиссия Вологодского отделения Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семействам лиц, призванных на войну, «Усть-Сысольский отдел Романовского комитета», «Усть-Сысольское уездное попечительство детских приютов», «Усть-Сысолськое уездное попечительство по призрению семейств нижних чинов и ратников ополчения, призванных по мобилизации на войну». местные общественные объединения: Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Усть-Сысольской женской прогимназии; Общество вспомоществования Усть-Сысольской мужской гимназии; Усть-Сысолський филиал Вологодского общества взаимного вспомоществования помощников врачей
Тема 4 Деятельность местных органов самоуправления в сфере общественного призрения Земские реформы. Роль земств в образовании, здравоохранении. Функции сельских общин. «Городовое положение» (1870 г.) и его реализация на территории Коми края
Тема 5 Частная и общественная благотворительность в Коми крае Благотворительная деятельность и социальное служение частных лиц. Купеческая благотворительность. Вклад женщин в социальной сфере. Виды частных благотворительных пожертвований. Видные деятели благотворительности и попечительства.
Тема 6 Система государственного социального обеспечения в АССР. Приоритетные направления государственной политики в сфере социального обеспечения (1917 - 1990-е годы) Формирование системы государственного социального обеспечения и социального страхования на территории края. Система государственного обеспечения АССР в 1960-1980-е годы.Структура учреждений социального обеспечения. Основные системы обеспечения населения: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение членов колхозов. Категории граждан, охватываемые социальным обеспечением. Виды социального обеспечения: пенсии, социальное обслуживание, пособия (трудовые, социальные, семейные), льготы, натуральное обеспечение
Тема 7 Социальная помощь и поддержка населения в Республике Коми в 1990 – начале 2000 г. Организационно-правовые основы системы социальной защиты Республики Коми. Развитие сети общепрофильных и специализированных учреждений социальной поддержки населения

Планы групповых занятий и образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО3+ по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (лекций, семинарских занятий, экскурсий, учебного исследования, аналитических докладов, конспектирование первоисточников, написание аннотаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. На семинарских занятиях студенты исследуют специальные вопросы и закрепляют полученные знания по соответствующим разделам курса.

Наши рекомендации