Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Всемирная (синхронная) история»

Учебно-методический комплекс

Всемирная (синхронная) история

Направление подготовки

035200.62 «Международные отношения»

Профиль подготовки

Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Город Казань

Год 2011

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины (модуля) «Всемирная (синхронная) история» являются формирование у студентов студентами целостного представления о характере исторического процесса в новое и новейшее время, об общности судеб и ценностей мировой цивилизации. Курс подразумевает изучение истории западной цивилизации, зарубежной западной историографии, источниковедения, теории и методологии истории с целью углубления понимания социально-политических условий развития западного общества на различных исторических этапах. Основной акцент сделан на процессах внутренней трансформации этих государств. Курс охватывает период с 1640 г. - времени, когда в Западной Европе происходит становление буржуазной государственно-политической системы до начала XXI века - времени, когда мир претерпел глобальные геополитические изменения, и возникло западное постиндустриальное общество.

(Указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО).

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина (модуль) «Всемирная (синхронная) история» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклуООП, его базовой части по направлению подготовки 031900 Международные отношения. Данная дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами, относящимися к гуманитарному, социальному и экономическому циклуООП, его базовой части по направлению подготовки 031900 Международные отношения такими как: «История России (Отечественная история)», «Философия», «Иностранный язык», «Политология и политическая теория», «Мировая экономика», «Государственное право России и зарубежных стран».

В результате изучения базовой части цикла ООП обучающийся должен:

знать: два иностранных языка в объеме активного владения, историю и основы теории международных отношений, основы современной мировой политики и глобальных проблем, основы внешней политики и дипломатии России и ведущих стран мира, основы прикладного анализа международных ситуаций;

уметь: говорить и писать на двух иностранных языках, использовать методы прикладного анализа для правильной ориентации в международной среде, находить применение своим профессиональным знаниям и уровню своей квалификации в сфере государственной службы, бизнеса, неправительственных организаций международного профиля, переводить письменно и устно тексты профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный;

владеть: навыками профессиональной коммуникации на иностранных языках, умением осуществлять исполнительские и организационные функции в организациях и учреждениях международного профиля, способностью работать в группах и проектных коллективах международного профиля в качестве исполнителя или руководителя младшего звена.

(Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Всемирная (синхронная) история».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16); о социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); о роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19); знать периодизацию и хронологию истории нового и новейшеговремени; конкретные факты политической, социально-экономической и культурной истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время; основные исторические персоналии; основные понятия, определения, термины курса новой и новейшей истории (понятийно-категориальный аппарат): типы и особенности традиционалистических обществ Европы и Америки нового и новейшего времени, их место во всемирной истории.

– уметь использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9); анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1); решать исследовательские задачи, опираясь на принципы цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов периода нового и новейшего времени; анализировать конкретно-историческое развитие отдельных стран и регионов; ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций с применением методов других наук; интерпретировать исторические события периода нового и н6овейшего времени.

– владеть умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); правильно оценивать роль и место периода нового и новейшего времени стран Европы и Америки во всемирно-историческом процессе; характеризовать исторический процесса в новое и новейшее время, особенностях его проявления в истории отдельных стран Европы и Америки; обосновывать закономерности эволюции общественно-политической системы западных стран.

Или один пункт: «Демонстрировать способность и готовность»

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Всемирная (синхронная) история»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 зачетных единиц 288 часов.

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции практические сам. раб
1. Модуль I. Развитие всемирной истории в новое время: 1640-1870 гг. I 1-10 Контрольная письменная работа (эссе) №1
2. Тема 1. Введение в предмет.     Устный опрос
3. Тема 2. Основные тенденции в развитии Европы в XVI-XVII вв.     Устный опрос
4. Тема 3. Англия в конце XVI - середине XVII вв.: формирование революционной ситуации.     Устный опрос
5. Тема 4. Начальный этап английской революции XVII в.: индепендентская республика.   Устный опрос
6. Тема 5. Протекторат и реставрация Стюартов в Англии.     Устный опрос
7. Тема 6. Основные тенденции в развитие Англии в XVIII в.     Устный опрос
8. Тема 7. Война за независимость в Северной Америке и образование США.   Устный опрос
9. Тема 8. Франция в конце XVII - середине XVIII вв.: формирование революционной ситуации.     Устный опрос
10. Тема 9. Начальный этап великой французской революции XVIII в.: жирондистская республика.     Устный опрос  
11. Тема 10. Якобинская диктатура во Франции и ее крушение.   Устный опрос  
12. Тема 11. Франция в период правления Наполеона Бонапарта.     Устный опрос
13. Тема 12. Германские земли в конце XVII - начале XVIII вв.     Устный опрос
14. Тема 13. Итальянские государства в конце XVIII-начале XIX вв.     Устный опрос
15. Тема 14. Развитие Англии в первой половине XIX вв.     Устный опрос
16. Тема 15. Развитие Франции в первой половине XIX вв. г     Устный опрос
17. Тема 16. Развитие Германских государств в первой половине XIX вв.     Устный опрос
18. Тема 17. Развитие США в первой половине XIX вв.     Устный опрос  
19. Тема 18. Революционные процессы в Европе в середине XIX в.     Устный опрос  
20. Тема 19. Объединительные процессы в Италии в 1850-1860-е гг.     Устный опрос  
21. Тема 20. Объединительные процессы в Германии в 1850-1860-е гг.     Устный опрос  
22. Тема 21. Гражданская война и реконструкция в США.   Устный опрос Контрольная письменная работа (эссе) №1
23. Модуль II. Развитие всемирной истории в новое время: 1870-1918 гг. I 11-18 Контрольная письменная работа (эссе) №2
24. Тема 22. Франко-германская война 1870 - 1871 гг. и ее последствия.   Устный опрос  
25. Тема 23. Франция в последней трети XIX- начале XX вв.   Устный опрос  
26. Тема 24. Германская империя в последней трети XIX- начале XX вв.   Устный опрос  
27. Тема 25. Великобритания в последней трети XIX- начале XX вв.   Устный опрос  
28. Тема 26. США в последней трети XIX- начале XX вв.   Устный опрос
29. Тема 27. Италия в последней трети XIX- начале XX вв.   Устный опрос
30. Тема 28. Международное рабочее движение в последней трети XIX- начале XX вв.     Устный опрос
31. Тема 29. Характерные черты системы международных отношений в последней трети XIX- начале XX вв.     Устный опрос
32. Тема 30. Первая мировая война 1914-1918 гг. и ее историческое значение.     Устный опрос Контрольная письменная работа (эссе) №2
33. Модуль III. Развитие всемирной истории в новейшее время: 1918-1945 гг. II 1-9 Контрольная письменная работа (эссе) №3
34. Тема 31. Международные отношения после первой мировой войны и создание версальско-вашингтонской системы.     Устный опрос  
35. Тема 32. Рабочее и социал-демократическое движение в межвоенный период.     Устный опрос  
36. Тема 33. Фашизм как исторический феномен и проблемы сохранения мира в межвоенный период.     Устный опрос  
37. Тема 34. Германия в 1918-1945 гг.   Устный опрос  
38. Тема 35. Италия в 1918-1945 гг.     Устный опрос  
39. Тема 36. Соединенные Штаты Америки в 1918-1945 гг.   Устный опрос  
40. Тема 37. Великобритания в 1918-1945 гг.     Устный опрос  
41. Тема 38. Франция в 1918-1945 гг.     Устный опрос  
42. Тема 39. Фундаментальные проблемы второй мировой войны.     Устный опрос Контрольная письменная работа (эссе) №3
43. Модуль IV. Развитие всемирной истории в новейшее время: 1945 г – начало XXI в. II 10-18 Контрольная письменная работа (эссе) №4  
44. Тема 40. Основные черты развития международных отношений после второй мировой войны.     Устный опрос  
45. Тема 41. Основные тенденции политического развития стран Запада во второй половине XX века.     Устный опрос  
46. Тема 42. Основные тенденции социально-экономического развития стран Запада во второй половине XX века.     Устный опрос  
47. Тема 43. Германия в 1945-2000 гг.   Устный опрос
48. Тема 44. Италия в 1945-2000 гг.     Устный опрос
49. Тема 45. Соединенные Штаты Америки в 1945-2000 гг.   Устный опрос  
50. Тема 46. Великобритания в 1945-2000 гг.     Устный опрос  
51. Тема 47. Франция в 1945-2000 гг.   Устный опрос
52. Тема 48. Международные отношения в период «холодной войны» и процесс разрядки.     Устный опрос  
53. Тема 49. Основные этапы и направления европейской интеграции.       Устный опрос
54. Тема 50. Основные тенденции развития стран Запада в начале XXI века.     Устный опрос Контрольная письменная работа (эссе) №4
55. Всего: 288 I-II 1-18  
56. Экзамен           Экзамен проводится в устной форме с использованием экзаменационных билетов

Тема 1. Введение. Предмет всемирная история.

Понятие нового и новейшего времени. Хронологические рамки эпохи. Проблема периодизации истории нового и новейшего времени и современные подходы к изучению истории. Формационный и цивилизационный подходы в контексте европейской истории. Теоретические и методологические подходы к изучению новой и новейшей истории Запада. Основные черты западной и российской историографии новой и новейшей истории. Особенности источников периода нового и новейшего времени.

Мир к началу нового времени. Кризис традиционного общества в Западной Европе. Его модернизация и новые черты. Цивилизационные особенности Запада. Формирование основ современного индустриального общества в Европе и Северной Америке. Место индустриальной цивилизации Запада в мировом сообществе.

Мир в новейшее время. Идентификация сообщества стран Европы и Америки как единой культурно-исторической общности (цивилизации). Трансформация всей совокупности западного социума: от капитализма (индустриального общества) к посткапитализму (постиндустриализму). Военный фактор в развитии западной цивилизации. Первая и Вторая мировые войны, «холодная война» в истории стран Европы и Америки.

Наши рекомендации