Критерии оценки решения кейсов
· оценка «отлично» – 9 – 10 баллов: студент участвует в аргументированном обсуждении проблемной ситуации и способов ее решения, высказывает правильные предложения по решению проблемы;
· оценка «хорошо» – 8 баллов: студент высказывает правильные предложения по решению проблемы, либо участвует в аргументированном обсуждении предложенных способов ее решения;
· оценка «удовлетворительно» – 7 баллов: студент участвует в обсуждении проблемной ситуации, но не может аргументировано обосновать свою точку зрения;
· оценка «неудовлетворительно» – 6 баллов: студент не участвует в анализе проблемной ситуации, либо высказанные им предложения свидетельствуют о незнании понятий и законов экономики.
Доклад
В течение изучения дисциплины каждый студент должен сделать на одном из семинарских занятий небольшой доклад (сообщение) по определённой теме.
Доклад – краткое изложение в устной форме содержания научного труда (трудов), литературы по определенной теме. Доклад студент готовит самостоятельно. Студенты с выступлениями с докладами должны распределиться равномерно по темам дисциплины.
Темы докладов, сообщений
Темы докладов, сообщений можно посмотреть и выбрать в учебно-методическом пособии, в каждой теме.
Требования к выполнению доклада
Доклад выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой содержания учебной дисциплины.
Доклад должен быть логически выстроенным, чётким, конкретным, «без воды» и достаточно полно раскрывать тему.
Доклад не требует специального оформления, как студенту удобно.
Доклад не надо сдавать.
Объём доклада определяется выступлением не более 5 минут.
Во время выступления с докладом студент не должен читать, не отрываясь от текста. Предполагается свободное владение материалом.
Критерии оценки доклада
При оценке доклада учитываются следующие критерии:
· соответствие содержания доклада заявленной теме;
· количество, перечень и качество использованной литературы (не только Интернет);
· полнота раскрытия темы, последовательность изложения;
· презентация текста доклада, использование при выступлении мультимедиа проектора, иллюстрация доклада таблицами, диаграммами, рисунками и т.д., которые правильно оформлены;
· использование в тексте цитат, данных статистической отчетности, тщательно сверенных и снабжённых ссылками, сносками на источники;
· умение отвечать на вопросы по теме доклада;
· грамотность речи, правильное употребление экономических терминов;
· умение заинтересовать аудиторию темой, стимулировать её задавать вопросы из зала;
· демонстрация сформированных компетенций – ОК и ПК:
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);
способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28).
Решение задач
Примеры задач
1. Приведите в соответствие (соедините букву с цифрой) типы экономических систем и их характеристики:
1) традиционная экономическая система;
2) командно-административная система;
3) рыночная экономика.
а) отражает интересы потребителя и производителя в условиях частной собственности и конкуренции;
б) основой является замкнутое натуральное хозяйство, осуществляется уравнительное распределение (по обычаю, традиции);
в) особую роль играет государство, осуществляющее директивное планирование производства и обмена.
2. Расположите по этажам (1–5) потребности согласно пирамиде потребностей А. Маслоу:
а) социальные потребности;
б) потребности в самовыражении, самореализации;
в) физиологические потребности;
г) потребности самоутверждения;
д) потребности в безопасности.
3. Приведите в соответствие (соедините букву с цифрой) название и характеристики факторов производства:
1) природные;
2) людские;
3) инвестиционные;
4) предпринимательство.
а) средства производства: орудия труда (машины, станки, оборудование) и предметы труда (сырьё, материалы);
б) организационные и управленческие таланты людей в процессе производства;
в) физические и умственные способности людей в процессе создания материальных благ и услуг;
г) природой дарованные блага, которые используются человеком в процессе создания материальных благ и услуг (полезные ископаемые, леса, источники воды и т.п.).
4. Какую функцию выполняют деньги в каждой из представленных ниже ситуаций? Обоснуйте свои ответы.
а) Ваш депозитный счет в банке;
б) покупка автомобиля в кредит;
в) покупка овощей на базаре;
г) получение стипендии;
д) продажа земельного участка;
е) меню с ценами в студенческой столовой;
ж) Вы откладываете деньги на крупную покупку;
з) признаны всеобщим (в рамках мирового хозяйства) средством выражения стоимости, всеобщим платежным и покупательным средством;
и) Вы пришли в супермаркет и купили товар.
5. Можно ли сдвиг кривой спроса вправо на бытовые пылесосы объяснить (да/нет)? Обоснуйте свои ответы.
1) внедрением новых технологий в производство бытовых пылесосов;
2) сокращением цены на бытовые пылесосы и, как следствие, увеличением объема их продаж;
3) инфляционными ожиданиями потребителей, вызвавшими повышенный интерес к данному товару;
4) сокращением издержек производства бытовых пылесосов;
5) ростом реальных доходов населения.
6. Разграничьте субъекты (С) и объекты (О) собственности:
а) фирма;
б) дачный участок;
в) государство;
г) муниципалитет;
д) домашнее хозяйство;
е) автомобиль;
ж) производственное здание;
з) денежные средства;
и) научное открытие;
к) стипендия.
7. Кто из нижеперечисленных и почему (докажите) выгадает при внезапной инфляции:
а) пенсионеры;
б) служащий, получивший беспроцентную ссуду;
в) студент, имеющий вклад в банке;
г) держатель облигаций.
8.Имеется следующая информация: численность занятых – 85 миллионов человек; численность безработных – 15 миллионов человек. Рассчитайте уровень безработицы.
9.Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности предложения, постройте график и сделайте вывод о степени эластичности. Цена на товар А возросла на 3%, что привело к увеличению предложения на 15%.
Тестирование
Тестирование как одна из форм контроля по дисциплине «Экономика» осуществляется для:
– проведения текущего контроля по каждой теме;
– проведения промежуточного (модульного) контроля;
– заключительного контроля по дисциплине (тестовый контроль как составная часть экзамена по дисциплине).
Примеры тестовых заданий[2]