Критерии оценки решения практических задач

Решение практических задач преследует цели закрепления знаний студентами теоретических и методических основ финансов и основных разделов, развитие навыков расчета основных экономических показателей на основе представленных данных, анализа и интерпретации полученных выводов. Для подготовки к решению задач студентам рекомендуется изучить методическую и справочную литературу по теме, ознакомиться с формулами расчета показателей. За решение практических задач начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерии Кол-во баллов
правильность расчетов
владение методологией дисциплины
своевременность выполнения и качество оформления
формулировка обоснованных выводов

Перевод баллов в стандартную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
91–100 Отлично
71–90 Хорошо
51–70 Удовлетворительно
0–50 Неудовлетворительно

Примерные темы для написания рефератов

1.Проблемы гибкости и величины денежной эмиссии в переходный период, в период кризиса и в стабильной экономике.

2.Депозитный мультипликатор как более точный показатель мультипликации.

3.Стабильность связи между величинами денежной массы, процентной ставкой и инвестициями.

4.Роль денежной базы в денежной эмиссии.

5.Функциональные связи денежной массы и скорость обращения денег.

6.Проблемы устойчивости и эластичности денежной системы.

7.Сравнительная характеристика венчурного финансирования и проектного кредитования.

8.Конкурентные преимущества кредита по сравнению с современными формами финансирования.

9.Роль потребительского кредита в развитии реального сектора экономики.

10.Проблемы ссудной задолженности в банковской системе.

11.Развитие государственных ипотечных программ в современной России.

12.Секьюритизация как инструмент регулирования банковской ликвидности и доходности.

13.Ломбарды – как специализированные коммерческие организации.

14.Особенности выполнения банковских операций финансово-кредитными организациями.

15.Проблемы повышения финансовой грамотности населения.

16.Проблемы капитализации российской банковской системы.

17.Развитие программ выдачи образовательных кредитов.

18.Соотношение категорий ссуда, кредит, заем.

19.Тенденции регионального развития банковской системы.

20.Сколько банков необходимо для банковской системы России?

21.Как определить статус государственных коммерческих банков?

22.Реформирование структуры банковской системы России.

23.Проблемы привлечения долгосрочного капитала в банковский сектор.

24.Выход банков на рынок IPO

25.Совершенствование инструментов среднесрочного кредитования банков.

26.Совершенствование долгосрочных целевых инструментов кредитования коммерческих банков.

27.Качественное расширение активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России

28. Соотношение понятий "банковский капитал" и "собственный капитал банка".

29.Превращение ставки рефинансирования в реально действующий инструмент денежно-кредитной политики.

30.Совершенствование системы рефинасирования как гаранта развития долгосрочного кредитования и защиты от спекулятивного трансграничного капитала.

31.Проблемы функционирования в России трансграничного капитала.

32.Анализ банков с иностранным капиталом в Российской Федерации.

33.Понятие и проблемы функционирование иностранных банков в Российской Федерации.

34.Проблемы организационного и правового статуса Банка России.

35.Расширение банковских услуг в регионы.

36.Проблемы инвестирования реальной экономики с опорой преимущественно на внутренние ресурсы.

37.Сохранение устойчивости банковской системы в условиях сложившейся структуры трансграничных капиталов

38.Переход от регулируемого плавающего курса к плавающему курсу в экономике России.

39.Переход к управлению денежным предложением через процентные ставки: необходимость, проблемы, перспективы в России.

40.Использование средств накопительной пенсионной системы, инвестиционного фонда, фонда будущих поколений в целях развития финансового сектора Российской экономики.

41.Развитие рынка межбанковского кредитования.

42.Меры по повышению конкурентоспособности национальной банковской системы.

43.Создание в России Банка Развития: проблемы и перспективы.

44.Необходимость использования в практике банка эффективной процентной ставки: понятие, расчет ставки, практика применения в зарубежных банках.

45.Современное состояние и направления совершенствования кредитной системы.

Критерии оценки написания реферата

Реферат студенческий - письменная работа студента на избранную им тему, которая раскрывается на основе документальных источников и научных публикаций по вопросам темы. Содержание студенческого реферата по сути - сообщение об актуальности темы, степени разработанности ее в научной литературе, существующих научных подходах к ее исследованию и позициях исследователей по основным проблемам темы. Студент может сформулировать и свою оценку или позицию по ее проблемным вопросам. Основная функция реферата - научно-информационная. В процессе подготовки реферата студент приобретает способность выделять в документах и научных текстах наиболее важные положения по теме, анализировать их и формулировать выводные заключения.

Требования к тексту: информативность, объективность, достоверность приводимых из источников положений, корректное обращение с документальным и авторским материалом. Стиль изложения: лаконичность, четкость, отсутствие второстепенных сведений. Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Элемент приложения необязателен. Объем работы: от 12 до 16 страниц напечатанного текста

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста    
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: - научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок    
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме      
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией и свободное владение материалом    

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
85-100 Отлично
70-84 Хорошо
56-69 Удовлетворительно
0–55 Неудовлетворительно

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Причины перехода к товарно-денежному обмену и исторические этапы становления товарно-денежных отношений.

2. Развитие форм стоимости и появление денег.

3. Товарно-денежный обмен и экономия издержек обращения.

4. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.

5. Понятие форм и видов денег и хронология их использования.

6. Полноценные (действительные) деньги, их виды и основные свойства.

7. Понятие товарных денег.

8. Свойства товара как денег.

9. Товарные деньги и технические возможности общества.

10. Особенности выполнения товарными деньгами функций денег.

11. Золото и серебро как особый вид товарных денег.

12. Достоинства и недостатки полноценных денег.

13. Автоматизм регулирования денежного обращения при использовании полноценных денег.

14. Формы безналичных расчетов в нефинансовом и финансовом секторе экономики.

15. Особенности применения различных форм безналичных расчетов в практике современной России.

16. Преимущества и недостатки наличного денежного обращения.

17. Характеристика законов денежного обращения, их трансформация в современных условиях и использование на практике.

18. Необходимость и возможность кредита в условиях рынка.

19. Сущность кредита. Структура кредита, ее элементы.

20. Кредитная сделка как организующий элемент кредита. Стадии движения кредита.

21. Классификация форм кредита в зависимости от характера ссуженной стоимости, характера кредитора и заемщика, характера целевых потребностей заемщика.

22. Банковская форма кредита и его особенности.

23. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях.

24. Перераспределительные и антиципационные, количественные и качественные границы применения различных видов кредитов на макро- и микроуровне.

25. Изменение границ применения кредита как результат изменения условий макроэкономического равновесия и деятельности отдельной фирмы.

26. Кредитная система государства.

27. Структура кредитной системы государства.

28. Содержание базового (фундаментального), организационного и регулирующего блоков кредитной системы и их элементов.

29. Инфраструктура кредитной системы.

30. Типы кредитной системы.

31. Особенности построения и функционирования российской кредитной системы.

32. Роль кредитной системы в национальной экономике.

33. Цели и задачи организации центральных банков.

34. Функции центральных банков. Организационная структура Центрального банка РФ (Банка России).

35. Основные направления деятельности Центрального банка РФ (Банка России). Особенности эмиссионной функции Банка России.

36. Роль Центрального банка в обеспечении стабильности денежной системы страны.

37. Проявление контрольной и координационной функции ЦБ РФ в рамках кредитной системы страны.

38. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики.

39. Нормативные основы банковской деятельности.

40. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Классификация банковских операций.

Пример билетов для проведения промежуточной аттестации

Освоения компетенций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Наши рекомендации