После изучения данной темы студент. должен знать: содержание понятий спрос и предложение; закон спроса; факторы

должен знать: содержание понятий спрос и предложение; закон спроса; факторы, влияющие на рыночный спрос; закон предложения; факторы, влияющие на рыночное предложение; сущность понятия эластичность; виды эластичности спроса и предложения; законы рыночного ценообразования; факторы, влияющие на потребительское поведение; второй закон Госсена; функции и виды конкуренции; особенности конкурентного поведения фирм в условиях различных типов рынков; конкурентные преимущества; модели олигополии; основы антимонопольного законодательства и методы государственного регулирования монополий;

должен уметь: определять максимальную общую полезность набора потребительских благ; определять типы рыночных структур, оценивать их достоинства и недостатки; приводить примеры эластичного и неэластичного спроса и предложения;

должен владеть: методами расчета и анализа коэффициентов эластичности спроса и предложения;методиками построения и анализа графиков спроса, предложения, рыночного равновесия, нахождения точки равновесия;методами расчета величины потребительского излишка;методами теоретической оценки целесообразности контроля рынка антимонопольным органом;

должен решать профессиональные задачи, указанные во Введении п. 5 учебно-методического пособия.

У студента должны быть сформированы общекультурные компетенции (ОК) либо части компетенций, профессиональные компетенции (ПК), либо части компетенций, указанные во Введении п. 5 учебно-методического пособия.

Основные вопросы темы

1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Величина спроса. Детерминанты спроса – неценовые факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса.

2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Величина предложения. Детерминанты предложения – неценовые факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.

3. Ценообразование. Законы рыночного ценообразования. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Условия равновесия. Государственное регулирование цен.

4. Анализ потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Рациональный потребитель. Второй закон Госсена для двух и более товаров.

5. Конкуренция: сущность, функции, условия и виды. Наиболее важные аспекты рыночной конкурентной среды, конкурентных преимуществ. Защита конкурентной среды.

6. Монополия и ее виды. Монополия и эффективность. Основные направления антимонопольного регулирования в России.

Основные понятия и категории

Спрос; индивидуальный спрос; рыночный спрос; закон спроса; кривая спроса; неценовые факторы спроса; величина спроса; цена спроса; эффект дохода; эффект замещения; товары Гиффена; эффект присоединения к большинству; эффект сноба; эффект Веблена; качественные товары (товары высшей категории, нормальные товары); товары низшей категории; товары-комплименты (дополняющие товары); товары субституты (товары-заменители); эффект дохода; эффект замещения; функциональный спрос; нефункциональный спрос.

Предложение; закон предложения; кривая предложения; величина предложения; индивидуальное предложение; рыночное предложение; неценовые факторы предложения.

Рыночное равновесие; цена равновесия; мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие; потребительское равновесие; ценообразование; виды цен; потребительские цены; цены на продукцию производственного или производственно-технического назначения; закупочные цены на продукцию сельского хозяйства; функции цены.

Эластичность; коэффициент эластичности; абсолютная неэластичность; абсолютная эластичность; единичная эластичность; эластичность (неэластичность) спроса по цене; эластичность (неэластичность) спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; эластичность (неэластичность) предложения; коэффициент эластичности предложения; перекрестная эластичность предложения.

Потребительское поведение; принцип рациональности поведения потребителя; рациональный потребитель; детерминанты выбора потребителя; потребительские предпочтения; правило максимизации полезности, или равновесное положение потребителя; предельная полезность; критерий правильности потребительского выбора; дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек); основное условие потребительского оптимума; второй закон Госсена для двух и более товаров; бюджетное ограничение потребителя.

Конкуренция; функции конкуренции; типы конкурентного поведения; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция; барьеры искусственные (институциональные); барьеры естественные; ценовая и неценовая конкуренция; добросовестная и недобросовестная конкуренция; рынок совершенной конкуренции; совершенно конкурентная фирма; экономическая неопределенность; риски.

Монополия; монопсония; олигополия; олигопсония; чистая монополия; естественные монополии; сырьевые монополии; локальные монополии; ценовая дискриминация; монополистическая конкуренция; основные модели олигопольного рынка; кооперированная олигополия; некооперированная олигополия; модель Курно; олигополия, основанная на тайном сговоре; олигополия, не основанная на тайном сговоре (дилемма заключенного); молчаливый сговор (лидерство в ценах); картель; национальные картели; международные картели; факторы, благоприятствующие образованию картелей; ценовое лидерство; лидерство доминирующей фирмы; лидерство барометрической фирмы; монополистическая конкуренция; дифференциация продукции (товара).

Демонополизация экономики; антимонопольная политика; антимонопольный орган; государственная или муниципальная помощь; доминирующее положение; признаки ограничения конкуренции; дискриминационные условия; монополистическая деятельность; систематическое осуществление монополистической деятельности; монопольно высокая цена товара; монопольно низкая цена товара; необоснованно высокая цена финансовой услуги; необоснованно низкая цена финансовой услуги; конкурентная цена финансовой услуги; недобросовестная конкуренция; координация экономической деятельности; соглашение; «вертикальное» соглашение.

Темы докладов

1. «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард).

2. Конкуренция и оптимальный размер фирмы.

3. Конкуренция на рынке медицинских услуг.

4. Конкурентные преимущества медицинского учреждения, врача.

5. Монополия и научно-технический прогресс.

6. Современные картели и их поведение на мировых рынках.

7. Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

8. Реклама в условиях монополистической конкуренции и олигополии: микроэкономический подход.

9. Совершенная конкуренция в реальной экономике.

10. Ценовая дискриминация: понятие, типы, влияние на общественное благосостояние.

11. Ценообразование на медицинские услуги.

12. Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии.

13. Потребитель (пациент) всегда прав!?

Образовательные технологии, используемые при изучении темы: традиционная (репродуктивная) технология обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

Наши рекомендации