Сокращения, используемые в учебно-методическом пособии (Methods Handbook)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
М.Н. Максимова, М.Э. Мифтахова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
(Methods Handbook)
Казань ─ 2013
УДК 33(075.8)
ББК 65я73
М 54
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Киселёв Сергей Владимирович доктор экон. наук, профессор, директор Высшей школы экономики, зав. каф. экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Киселёв Сергей Владимирович;
Разумовская Елена Михайловна, доктор экон. наук, профессор, зав. каф. менеджмент сферы услуг
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Максимова М.Н., Мифтахова М.Э.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экономика»» для студентов лечебного факультета (Methods handbook) / М.Н. Максимова, М.Э. Мифтахова. – Казань: КГМУ, 2013. – 140 с.
Изучение дисциплины «Экономика» – обязательная составная часть высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного факультета. Может быть полезно преподавателям, преподающим данную дисциплину.
© Максимова М.Н., Мифтахова М.Э, 2013
© Казанский государственный медицинский университет, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….5
1. Сокращения, используемые в учебно-методическом пособии (Methods Handbook)……..5
2. Обращение к студентам………………...…………………………………………………….6
3. Цели освоения дисциплины…………………………………………………………………..7
4. Место дисциплины в структуре ООП, её специфика и значение для практической
деятельности специалиста по направлению подготовки (специальности)
060101 Лечебное дело…………………...…………………………………………………...….7
5. Результаты обучения………………………………………………………………………….7
6. Требования к материально-техническому обеспечению дисциплины…………………...10
7. Порядок допуска и доступа в лекционные залы, аудитории……………………………...11
8. Права и обязанности студента, требования к обучающимся (студентам), касающиеся
учебного процесса и учебной деятельности………………………………………………….11
8.1. Нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие права
и обязанности студента…………………………………………………………………...11
8.2. Права и обязанности студента (Выдержки из Устава ГБОУ ВПО «Казанский
государственный медицинский университет» Минздрава России)……………………………….12
8.3. Основные права и обязанности обучающихся (Выдержки из Правил внутреннего
распорядка ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»
Минздрава России)…………………………………………………………………………..13
8.4. Посещение………………………………………………………………………........15
8.5. Ликвидация академических задолженностей……………………………………...16
8.6. Необходимые принадлежности для лекций и для семинарских занятий….….....16
8.7. Внешний вид, дресс код……………………………………………………………..17
8.8. Ведение лекционных материалов, рабочей тетради, конспектов, документов….17
8.9. Самостоятельная работа студента………………………………………………….17
8.10. Правила проведения текущего контроля и зачёта по дисциплине
«Экономика»…………………………………………………………………………….18
8.11. Научно-исследовательская работа………………………………………………...19
9. Структура и содержание дисциплины……………………………………………………...21
10. Учебно-тематический план лекций и семинарских занятий
по дисциплине «Экономика» для студентов лечебного факультета…..……........................22
11. Программа лекций по дисциплине «Экономика»………………………………………..25
12. Программа семинарских (практических) занятий……………....…..……………...…….42
13. Вопросы к зачёту по дисциплине «Экономика»………………………………………….84
14. Система оценки, формы контроля и критерии оценки освоения студентом
программы и сформированных компетенций по дисциплине «Экономика»……................87
14.1. Устный опрос……………………………………………………………………….87
14.2. Решение кейсов……………………………………………………………………..88
14. 3. Доклад………………………………………………………………………………88
14.4. Решение задач………………………………………………………………………90
14.5. Тестирование………………………………………………………………………..92
14.6. Модульная контрольная работа по дисциплине «Экономика»……………….....95
14.7. Зачёт по дисциплине «Экономика»…………………………….…………………96
15. Система рейтинговой оценки успеваемости, знаний студента……..…………………...99
16. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………….100
16.1. Основная литература..…………………………………………………………….100
16.2. Дополнительная литература…………...………………...……………………….100
16.3. Электронно-библиотечной системы Казанского ГМУ…………………………103
16.4. Программные средства и Интернет-ресурсы……………………………………103
16.5. Нормативно-правовые, законодательные документы…………..........................106
16.6. Периодические издания…………………………………………….…………….108
Приложения………….………………………………………………………………………...110
Приложение 1. Вредные советы студентам. Как произвести «впечатление»
на преподавателя……………......……………………………………………………………..110
Приложение 2. Нельзя………………………………………………………………………...111
Приложение 3. Сидеть нужно красиво и правильно……...………………………………...113
Приложение 4. Как заставить себя самостоятельно учиться?..............................................114
Приложение 5. Как надо работать. Первые основные правила для всякого труда
А.К. Гастева………….………………………………………………………115
Приложение 6. Техника умственного труда………………………………………………...117
Приложение 7. Пять «нет» откладыванию дел на завтра……………………………….118
Приложение 8. Вы бедный или богатый? (Тест на предрасположенность к богатству)....119
Приложение 9. Склонность к риску…………………………………………………………121
Приложение 10. Стремление к независимости….………………………………………….122
Приложение 11. Можете ли вы быть предпринимателем…………………….……………123
Приложение 12. Способны ли Вы к предпринимательству…...………..………………….125
Приложение 13. Оценка своих предпринимательских способностей.....………………….136
Приложение 14. Опора на собственные силы………………………..……………………..128
Приложение 15. Советы акционеру……………………………...………..............................129
Приложение 16. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации…..130
ВВЕДЕНИЕ
Сокращения, используемые в учебно-методическом пособии (Methods Handbook)
В настоящем учебно-методическом пособии (Methods Handbook) используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздрава России (Казанский ГМУ или КГМУ) – Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Л – лекционное занятие;
ООП – основная образовательная программа;
ОК – общекультурные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
НИРС – научно-исследовательская работа студента;
С – семинарское занятие;
СНК – студенческий научный кружок;
СНО – студенческое научное общество;
СРС – самостоятельная работа студентов;
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Обращение к студентам
Уважаемые студенты!
Вы приступаете к изучению дисциплины «Экономика».
Значимость данной дисциплины для Вас обусловлена тем, что она выступает как основа формирования экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности специалиста системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Мероприятия, реализуемые в рамках реформирования отечественного здравоохранения и направленные на повышение эффективности управления в данной сфере, предполагают качественную подготовку специалистов в области фундаментальных знаний по экономике.
Вы будете изучать основные экономические категории, экономические законы и методы экономической науки.
Вы овладеете понятийным аппаратом экономической теории.
Вы научитесь применять методы экономической науки при анализе конкретных экономических ситуаций на микро- и макроуровнях.
Вы будете способны самостоятельно анализировать и оценивать экономическую ситуацию в России и за ее пределами, а также осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Вы сможете самостоятельно оценивать конкурентной ситуации и результаты хозяйственной деятельности организаций здравоохранения, принимать рациональные экономические решения с учетом потребностей потребителей медицинских услуг.
Вы получите навыки изучения нормативно-правовых документов, экономических журналов и изданий, учебной и научной литературы, овладеете базовыми технологиями представления экономической информации.
Изучая обязательный материал, необходимо как учить, так и анализировать получаемую информацию, формировать собственное мнение, демонстрировать и, аргументировано, его доказывать и защищать. Вы научитесь экономически грамотно излагать материал, устно и письменно доказывать собственную точку зрения.
У Вас будут формироваться знания, умения, навыки, компетенции.
Сформированные знания, умения, навыки, компетенции Вы сможете использовать для решения социально-экономических практических и теоретических вопросов и проблем, возникающих в результате Вашей профессиональной деятельности и личной социально-экономической жизни.
Если у Вас возникнут затруднения при изучении дисциплины «Экономика», обязательно обращайтесь к преподавателю или к одногруппникам. Проявите Ваше соучастие к одногруппникам, у которых возникнут затруднения при изучении материала, которые нуждаются в Вашей помощи. Позанимайтесь вместе с ними, помогите найти необходимый материал, объясните то, что непонятно.
Будьте внимательны на занятиях, обязательно записывайте получаемую информацию. Постарайтесь понять и разобраться в том, что неясно на занятии, а не оставлять «на потом».
Помните о том, что основательная экономическая подготовка – одно из основных знаний, умений, навыков и компетенций эффективной деятельности Вас и как врача и как гражданина России.