Предложение, зависимость величины предложения от цены и неценовые факторы предложения
Предложение характеризует готовность производителей поставить на рынок некоторое кол-во того или иного товара. Основными характеристиками предложения являются объем и цена предложения. Под объемом предложения понимается кол-во товара, которое отдельный производитель или группа производителей могут произвести и реализовать по некоторой цене в единицу времени при опред. условиях. Цена предложения – это миним. цена, по которой продавец согласен поставить на рынок данное количество товара.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимости между ценой и кол-вом предлагаемого продукта называется законом предложения.
Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S – предложение, P – цена, Q – количество. В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх. Формула: QS = f(p)
Неценовые факторы предложения:
· Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар.
· Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
· Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении.
· Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект.
· Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага.
· Количество производителей. Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Отраслевое рыночное равновесие, товарный дефицит и товарные излишки.
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т. е. рынок находится в равновесии. Пересечение линий спроса и предложения называют крестом Маршалла.
Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет желания к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. Так, если цена будет выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и как результат – затоваривание. Обратная ситуация приведет к дефициту. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.
Излишек потребителя – дополн. полезность или дополн. выгода, получаемая потребителем благодаря тому, что цена покупаемого им товара или услуги оказалась ниже того максимума, который он готов был заплатить.
Излишек производителя – дополн. доход владельца факторов произв-ва, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать.
Излишек потребителя достигает максимума в условиях совершенной конкуренции, тогда как излишек производителя растет с ростом монополизации рынка. Суммарный излишек является мерой аллокационной эффективности использования ресурсов.