Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности

2) Признаки рыночной экономики:

а) экономическая свобода производителя и потребителя;

б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения;

в) действие механизма свободной конкуренции;

г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.

3) Участники рынка:

а) производитель (формирует предложение товаров и услуг);

б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги).

4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены.

5) Основные функции рынка:

а) посредническая (соединение спроса и предложения);

б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);

в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);

г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству);

д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).

6) Виды рынков:

а) рынок земли и природных ресурсов;

б) рынок потребительских товаров и услуг;

в) рынок сырья и материалов;

г) рынок капиталов (кредитный и фондовый);

д) рынок труда;

е) рынок информации и инноваций;

ж) рынок валютный.

7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.

«Экономическое содержание собственности».

1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей.

2) Единство юридического и экономического содержания собственности.

3) Субъекты собственности:

а) человек, семья;

б) трудовой коллектив;

в) социальная группа;

г) государство.

4) Важнейшие объекты собственности:

а) земля, земельные участки, угодья;

б) деньги, валюта, ценные бумаги;

в) природные ресурсы;

г) рабочая сила;

д) здания, сооружения, недвижимость;

е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы.

5) Основные права собственника:

а) владение (фактическое обладание имуществом);

б) пользование (извлечение полезных свойств имущества);

в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества).

6) Основные формы собственности в РФ:

а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц);

б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ);

в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная);

г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).

7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.

«Спрос и предложение в рыночной экономике».

1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении.

2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке.

3) Факторы формирования спроса:

а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);

б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).

4) Факторы формирования предложения:

а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);

б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).

5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения

«Рынок труда и безработица»

1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу.

2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы.

3) Участники рынка рабочей силы:

а) работник (определяет предложение на рынке);

б) работодатель (определяет спрос на рынке).

4) Заработная плата – цена труда.

5) Безработица – характерный признак рынка труда.

6) Основные формы безработицы:

а) фрикционная;

б) циклическая;

в) структурная;

г) сезонная;

д) застойная.

7) Специфика современного рынка труда:

а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос;

б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы;

в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции;

г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране;

д) развитие и совершенствование трудового законодательства.

8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.

Рынок труда

1. Труд как эко­но­ми­че­ский ре­сурс.

2. Спрос и пред­ло­же­ние на рынке труда.

3. Сег­мен­та­ция рынка труда:

а) ру­ко­во­ди­те­ли выс­ше­го звена;

б) спе­ци­а­ли­сты с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем;

в) пер­со­нал сред­ней ква­ли­фи­ка­ции;

г) вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие и др.

4. Мо­ти­ва­ция труда и тру­до­вые от­но­ше­ния:

а) опла­та труда;

б) раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской де­мо­кра­тии.

5. Без­ра­бо­ти­ца:

а) сущ­ность без­ра­бо­ти­цы;

б) струк­ту­ра и виды без­ра­бо­ти­цы;

в) мас­шта­бы без­ра­бо­ти­цы.

6. Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние рынка труда:

а) сти­му­ли­ро­ва­ние роста за­ня­то­сти;

б) про­грам­мы про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния;

в) про­грам­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

«Государственный бюджет и государственный долг».

1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени.

2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:

а) разработка правительством;

б) утверждение Федеральным собранием;

в) исполнение правительством.

3) Части государственного бюджета:

а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);

б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).

4) Варианты реализации бюджетной политики:

а) сбалансированный бюджет;

б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);

в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).

5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;

б) фаза экономического цикла;

в) текущая политика правительства.

5) Государственный долг и его обслуживание.

6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.

7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.

«Деньги и их функции».

1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.

2) Основные функции денег:

а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);

б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);

в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);

г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).

3) Структура денежной массы в современной экономике:

а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);

б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).

4) Формы движения денег в современной экономике:

а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;

б) движение в качестве заемных средств или кредитов;

в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.

«Инфляция и ее опасность для экономики».

1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) увеличение цен на сырье и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:

а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;

в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;

г) снижение инвестиций;

д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.

«Плановая экономика и ее особенности».

1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.

2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.

3) Признаки планового хозяйства:

а) господство государственной формы собственности;

б) доминирование производителя над потребителем;

в) директивные цены на товары и услуги;

г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;

д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

4) Преимущества планового хозяйства:

а) стабильность экономического развития;

б) высокий уровень занятости;

в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

г) поддержка убыточных производств.

5) Основные недостатки планового хозяйства:

а) дефицит потребительских товаров и услуг;

б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

«Монополизм и его последствия».

1) Монополизм – враг свободной конкуренции.

2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):

а) наличие на рынке одного продавца;

б) формирование монопольно высокой цены;

в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;

г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.

3) Меры государственной антимонопольной политики:

а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;

б) принятие антимонопольных законов;

в) применение экономических санкций к монополистам;

г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.

4) Монополия и олигополия – сходство и различие.

5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.

.

«Кредиты и кредитная политика».

1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.

2) Основные функции кредита:

а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;

б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);

в) сокращение издержек обращения;

г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.

3) Принципы кредитования:

а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);

г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).

4) Основные формы кредита:

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).

5) Роль кредита в развитии современной экономики.

«Место информации в современной экономике».

1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.

2) Основные свойства информации как общественного блага:

а) возможность одновременного наличия у множества людей;

б) неуничтожимость при передаче и использовании;

в) сложность деления на отдельные части.

3) Стадии формирования информационной экономики:

а) проникновение информационных технологий в производство;

б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.

4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).

5) Ограниченность использования информации во времени.

6) Основные виды информации:

а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);

б) по характеру (техническая, социальная).

7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.

«Торговля и обмен ».

1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.

2) Основные звенья торговли:

а) оптовая торговля;

б) розничная торговля.

3) Функции торговли:

а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

4) Основные виды розничной торговли:

а) независимые розничные торговцы;

б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);

в) специализированные магазины;

г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;

д) розничные торговые сети (ритейл);

е) склады-магазины;

ж) электронные магазины.

5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.

«Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».

1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.

2) Цели потребителя:

а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;

б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.

3) Основные источники доходов потребителя:

а) заработная плата;

б) доходы от размещения средств в банках;

в) доходы в форме дивиденда от акций;

г) пособия, пенсии, стипендии;

д) доход от предпринимательской и иной деятельности;

е) доходы, получаемые от собственности.

4) Основные права потребителя:

а) право на получение достоверное информации о товаре;

б) право на безопасное использование товара;

в) право на защиту потребительских прав.

5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.

Семейная экономика

1. Ис­точ­ни­ки до­хо­дов семей:

а) за­ра­бот­ная плата;

б) при­быль;

в) рента;

г) бан­ков­ский про­цент по вкла­ду;

д) ди­ви­ден­ды;

е) доход от про­да­жи про­дук­ции, про­из­ведённой в под­соб­ном хо­зяй­стве и др.

2. Типы семей в за­ви­си­мо­сти от до­хо­да:

а) семьи с фик­си­ро­ван­ным до­хо­дом;

б) семьи с пе­ре­мен­ны­ми до­хо­да­ми.

3. Но­ми­наль­ный и ре­аль­ный доход семьи.

4. Струк­ту­ра рас­хо­дов семей:

а) кварт­пла­та и плата за ком­му­наль­ные услу­ги;

б) пи­та­ние;

в) транс­порт­ные рас­хо­ды;

г) круп­ные по­куп­ки (при­об­ре­те­ние бы­то­вой тех­ни­ки, одеж­ды

и др.).

5. Раз­ли­чия в бо­гат­стве семей и их сгла­жи­ва­ние го­су­дар­ством.

6. Вли­я­ние ин­фля­ции на до­хо­ды семей.

Издержки предприятий

1) Понятие издержек

2) Эко­но­ми­че­ские из­держ­ки:

а) внут­рен­ние;

б) внеш­ние.

3) Из­держ­ки про­из­вод­ства:

а) по­сто­ян­ные;

б) пе­ре­мен­ные.

4. Способы снижения издержек производства

«Этика и со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность биз­неса»

1. По­ня­тие об этике и со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти биз­не­са. Этика пред­при­ни­ма­тель­ства как ос­но­ва успеш­ной де­я­тель­но­сти фирмы на рынке.

2. При­зна­ки со­ци­аль­но от­вет­ствен­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства:

а) со­блю­де­ние кор­по­ра­тив­ной этики;

б) парт­нер­ские от­но­ше­ния с об­ще­ством, уча­стие в фи­нан­си­ро­ва­нии со­ци­аль­ных про­грамм;

в) со­блю­де­ние за­ко­нов, в том числе, при­ро­до­охран­но­го за­ко­но­да­тель­ства.

3. На­прав­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и об­ще­ства по ре­а­ли­за­ции парт­нер­ских вза­и­мо­дей­ствий:

а) охра­на окру­жа­ю­щей среды;

б) со­зда­ние со­ци­аль­ной среды на пред­при­я­тии и в быту, ком­форт­ной для че­ло­ве­ка;

в) фор­ми­ро­ва­ние по­зи­тив­но­го от­но­ше­ния в об­ще­стве к биз­не­су;

г) раз­ви­тие про­грамм в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, фун­да­мен­таль­ной науки, здра­во­охра­не­ния.

4. Этика биз­не­са как ос­но­ва ме­недж­мен­та в со­вре­мен­ной ком­па­нии.

5. Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ние эти­че­ско­го ком­плек­са и со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти биз­не­са в со­вре­мен­ной Рос­сии.

«Эко­но­ми­че­ская сво­бо­да и со­ци­аль­ная ответственность»

1. Эко­но­ми­че­ская сво­бо­да - фун­да­мент функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

2. Про­яв­ле­ние эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды:

а) сво­бо­да про­из­во­ди­те­ля (са­мо­сто­я­тель­но при­ни­ма­ет ре­ше­ния, что и как про­из­во­дить);

б) сво­бо­да по­тре­би­те­ля (са­мо­сто­я­тель­но при­ни­ма­ет ре­ше­ния, что и как по­треб­лять)

3. Со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность про­из­во­ди­те­ля:

а) не про­из­во­дить в ущерб об­ще­ству (с на­ру­ше­ни­ем за­ко­нов, тра­ди­ций мо­ра­ли);

б) не на­ру­шать прин­ци­пы чест­ной кон­ку­рен­ции

в) не про­из­во­дить в ущерб при­ро­де (со­блю­дать эко­ло­ги­че­ское за­ко­но­да­тель­ство)

4. Со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность по­тре­би­те­ля:

а) не по­треб­лять сверх не­об­хо­ди­мо­го;

б) не по­треб­лять в ущерб об­ще­ству, при­ня­тым пра­ви­лам и нор­мам

в) не по­треб­лять в ущерб при­ро­де.

5. Не­раз­рыв­ная связь эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды и со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти - усло­вие раз­ви­тия со­вре­мен­ной си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния.

«Закон пред­ло­же­ния и де­я­тель­ность фирм

1. По­ня­тие закон пред­ло­же­ния.

2. Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на пред­ло­же­ние:

а)цены на ре­сур­сы

б)из­ме­не­ния в тех­но­ло­гии про­из­вод­ства

в)на­ло­ги и до­та­ции

3.Кри­вая пред­ло­же­ния

4.На эла­стич­ность пред­ло­же­ния вли­я­ет:

а)ко­эфи­ци­ент эла­стич­но­сти

б)про­цент из­ме­не­ния пред­ла­га­е­мо­го то­ва­ра

в)про­цент из­ме­не­ния цены

5. Зна­ние за­ко­нов эко­но­ми­ки - ос­но­ва успеш­но­го ве­де­ния биз­не­СА

«Производительность труда и факторы её роста»

Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности - student2.ru

«Банковская система»

Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности - student2.ru

Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности - student2.ru

«Экономика фирмы»

Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности - student2.ru

Наши рекомендации