Субъекты государственного регулирования
— носители хозяйственных интересов ― социальные группы, отличающиеся друг от друга по имущественному признаку, доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам и др. | — выразители хозяйственных интересов — объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. | — исполнители хозяйственных интересов – исполнительные органы хозяйственных интересов, построенные по иерархическому принципу и включающие органы власти, центральный национальный банк и др. |
31.
Государственное социально-экономическое программирование (планирование) |
Программирование– высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей. Объекты программирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно–технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д. По срокам различают: Ú краткосрочные программы (1–3 года); Ú среднесрочные программы (3–5 лет); Ú долгосрочные программы (от 5 лет) По объектам государственного программирования различают: Ú общегосударственные (стабилизации или развития экономики в целом); Ú региональные (охватывает деятельность отдельных частей экономики страны); Ú целевые (программы развития определенного направления НТП или занятости, например, молодежи); Ú отраслевые (направлены на развитие отдельных отраслей); Ú чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.). Стадии программирования: — формирование целевой функции; — разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели; — составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за той или иной политикой; — выбор программы |
32.
Государственные социальные проекты (программы) Российской Федерации |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция 2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации (21 июля 2006 г.), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662—р. Цель разработки Концепция 2020 — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Основные задачи Концепции 2020: · основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; · стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; · формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; · цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; · цели и приоритеты внешнеэкономической политики; · параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития |
НЕКОТОРЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (распоряжения Правительства РФ от 03.06.2011 № 970-р) 1. Федеральная целевая программа Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2011 годы). 2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы. 3. Доступная среда на 2011 — 2015 годы. 4. «Чистая вода» на 2011— 2017 годы. 5. «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2011 —2015 годы. 6. Культура России (2006 — 2011 годы)». 7. Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 — 2015 годы. 8. Организация и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. 9. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы. 10. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы) и т.д. |
33.
Общественные блага |
—блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом, к которым имеют доступ все индивиды, и потому, как правило, они не носят конкурентного характера (например, оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев, маяки, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и т.п.) |
34.
Особенности общественных благ |
Ú неисключаемость — отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (человека нельзя исключить из потребления уличного освещения или услуг светофора); Ú неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны); Ú независимость издержек производства от числа потребителей (если установлен светофор, издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек); Ú неконкурентность — общественные товары не конкурируют между собой; Ú выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой (как в случае с частными товарами), а с их производством (построенный через реку мост позволяет потребителю получать выгоду, |
35.
Чистые частные общественные блага, чистые общественные блага, смешанные общественные блага |
Чистое частное благо – благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком. Они обладают двумя важнейшими свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении. Смешанные общественные блага – одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд |
36.
Квазиобщественное благо |
—это полезные блага, потребление которых формирует здоровый образ жизни и социально благоприятные привычки. Их потребление считается желательным. Такими благами можно считать здравоохранение, бесплатное среднее образование, бесплатные прививки для животных, национальная оборона и т.д. Квазиобщественные блага легко поддаются рыночному ценообразованию (издержки + прибыль = ЦЕНА), но из-за их позитивного эффекта для населения, государство сознательно берёт на себя затраты на их производство. По сути, государство наделяет частные блага свойствами общественных благ |
37.