Консолидированный бюджет РФ в 1995 – 2002гг
1995 г. | 2002 г. | |||
трлн. руб. | % | млрд. руб. | % | |
Доходы | ||||
в том числе: | ||||
налоговые | 83,3 | 89,1 | ||
из них налоги: | ||||
на прибыль организаций | 27,0 | 13,2 | ||
на доходы физических лиц | 8,5 | 10,2 | ||
на добавленную стоимость | 22,0 | 21,4 | ||
Акцизы | 5,5 | 7,5 | ||
на имущество | 3,9 | 3,4 | ||
платежи за пользование природными ресурсами | 2,7 | 9,4 | ||
на внешнюю торговлю | 5,7 | 9,2 | ||
неналоговые: | 12,1 | 7,6 | ||
из них от: | ||||
внешнеэкономической деятельности | 5,3 | 1,8 | ||
госсобственности | 6,3 | 1,4 | 4,6 | |
доходы целевых фондов | 4,1 | 4,5 | ||
Расходы | 486,1 | 3422,3 | ||
в том числе на: | ||||
гос. и местное управление | 11,9 | 2,4 | 4,4 | |
международную деятельность | 27,3 | 5,6 | 34,2 | 1,0 |
национальную оборону, правоохран. деят. и безопасность государства | 49,6 | 10,1 | 295,4 | 8,6 |
на развитие отраслей экономики | 70,8 | 14,6 | 506,5 | 14,8 |
социально-культурные мероприятия | 129,1 | 26,6 | 1358,8 | 39,6 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 65,2 | 13,4 | 221,9 | 6,5 |
расходы целевых бюджетных фондов | 17,2 | 3,5 | 169,3 | 4,9 |
Профицит (+), дефицит (-) | -49,1 | +97,0 |
Тема 9. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
План
1. Сущность кредита, его формы и функции.
2. Банки, их виды и основные операции. Кредитно-банковская система государства, ее роль и особенности в России.
3. Денежный рынок и его равновесие. Структура денежной массы. Денежное обращение.
4. Основные теоретические концепции денежно-кредитной политики, ее современное содержание и инструменты.
Вопрос 1.
Макроэкономическое регулирование в странах со смешанной экономикой осуществляется не только с помощью фискальной, но и так называемой денежно-кредитной политики. Она основана на использовании кредитно-банковских инструментов, с помощью которых регулируется денежное обращение. Рассмотрению совокупности вопросов, связанных с этой политикой, посвящена настоящая лекция.
Кредит, в отличие от финансов, обладает более высокой активностью. Он представляет собой совокупность отношений мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и государства и их распределения и использования на определенных принципах.
Принципы кредитования: возвратность, срочность, платность и материальное обеспечение.
Необходимость развития кредита обусловлена потребностью субъектов экономики в дополнительных денежных средствах. Возможность кредитования, с другой стороны, обеспечена наличием у многих субъектов временно свободных денежных средств, которые и предоставляются в долг. Поэтому кредит получил распространение с глубокой древности. Его прообразом было ростовщичество. В этой связи кредит – явление рыночной экономики, а не принадлежность капитализма. Широкое распространение кредита на международном уровне породило даже тип государств-рантье (Франция 19в.).
Функции кредита: аккумулирующая, стимулирующая (деловую активность), регулирующая (воспроизводственная).
Роль кредита в современном мире резко возросла, огромен спрос на заемный капитал, а его удовлетворение зависит от того, насколько развит рынок капитала. Инфраструктура этого рынка выступает как основная составляющая кредитной системы общества – совокупности организаций и учреждений, обеспечивающих и обслуживающих кредитные функции. Она включает учреждения 3-х уровней – центральный банк, коммерческие банки, а также сеть специализированных кредитных институтов -инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, ссудных касс, различных денежных фондов, фондовых бирж, брокерских и дилерских контор и т.п. В более широком смысле слова кредитная система включает всех, чью денежные средства аккумулируются в кредитных учреждениях.
Виды кредита:
По форме кредитования – банковский и коммерческий (отсрочка платежа, т.е.в товарной форме);
По срокам – кратко- и долгосрочный (по краткосрочному % выше);
По назначению, или объектам кредитования – ипотечный (под недвижимость), потребительский, инвестиционный, сельскохозяйственный, инновационной деятельности и т.п.;
По уровням – внутренний и международный (заемщик – государство, а кредитором могут выступать как государства, так и различные международные организации МВФ, Мировой Банк, Международный Инвестиционный банк и др.);
Особая разновидность кредита – государственный, когда государство выступает заемщиком средств у населения, взамен расплачиваясь облигациями государственных займов.
Кредит – это посредническая коммерческая деятельность на рынке капиталов, поэтому он является платным (за редким исключением). Платой выступает ссудный процент, величина которого является ценой ссудного капитала и определяется по рыночным законам. Поскольку ссудный капитал является фактором производства, цена услуг этого фактора, как и любого другого, есть предельный продукт, создаваемый данным фактором (вспомним: зарплата – предельный продукт услуг труда, рента – предельный продукт земли, а % - предельный продукт капитала).
Вопрос 2.
Основными кредитными учреждениями являются банки.
Исторически они возникли как «камеры хранения» свободных, отложенных денежных средств, но путем долгого развития пришли к современному виду.
В большинстве стран (и в России) сложилась 2-хуровневая банковская система:
Центральный (чаще всего один в стране, хотя в США их 12) По форме собственности ЦБ является обычно государственным или относится к смешанной;
множество коммерческих, которые всегда частные, как правило, акционерные. Центральный банк кредитует коммерческие, а уже они – предприятия и население. Коммерческие могут быть универсальными или специализированными, различаться по отраслевому или территориальному принципу. Наиболее крупные имеют отделения или представительства в разных регионах.
Кроме того, различают банки национальные, транснациональные (с представительствами в других странах) и международные (МИБ, МБРР и др.)
Двухуровневый характер банков обусловлен необходимостью разграничения их функций определенным образом. Банки являются не только хранителями денежных накоплений и сбережений, не только ссудными учреждениями, не только расчетными центрами по финансовым операциям, но и оказывают огромное воздействие на денежное обращение в стране. Двухуровневая система, сложившаяся первоначально в США, позволяет им выполнять как микроэкономические операции обслуживания клиентов, так и осуществлять макроэкономические функции контроля и регулирования денежного обращения.
Именно в банковской системе Запада развились механизмы, ограничивающие денежно-кредитную экспансию. Главный из них – создание регулятора типа американской Федеральной резервной системы. Ее функционирование требует, чтобы ЦБ был подконтролен не исполнительным органам (правительству, Минфину), а законодательным. Именно парламенты должны утверждать размеры дополнительной денежной эмиссии (выпуска), предельные уровни бюджетного дефицита, принимать банковское законодательство. Правительство должно действовать в рамках этих нормативов.
Итак, ЦБ является эмиссионным центром страны, кредитором коммерческих банков, а устанавливая для них «правила игры» (норму резерва, который они обязаны всегда иметь наличными деньгами, размер дисконтной учетной ставки процента), он тем самым регулирует процентную политику коммерческих банков.
«Рабочим» уровнем являются коммерческие банки, непосредственно обслуживающие юридических и физических лиц. Их функции:
привлечение вкладов – депозитов (аккумулирующая функция), за что они выплачивают вкладчикам проценты по депозитам;
выдача кредитов под проценты;
расчетное обслуживание – посредничество в платежах по взаимным товарным поставкам предприятий, по выдаче зарплаты, по налогам, пошлинам, аккредитивам и иным расчетам между предприятиями, работниками, населением, государством, ведение счетов клиентов банка, осуществление инкассаторских, клиринговых операций и др.;
торгово-комиссионная деятельность - продажа, а иногда и первичное размещение ценных бумаг и займов, торговля золотом, обмен валют;
выполнение доверительных поручений клиентов (например, оплата коммунальных услуг, проведение инкассовых, клиринговых операций, получение от должников клиента долгов по счетам, векселям, чекам и т.п.
Эти функции выполняются путем открытия текущих или сберегательных (срочных) счетов клиентов. Открывая счета, банк «делает дополнительные деньги, что мы рассмотрим чуть позже.
Операции банков делятся на:
активные (резервы, собственное имущество и обязательства банку, по которым он может выставить платежные требования клиентам - в частности, выдача кредитов, за что клиент остается должен):
пассивные (собственный капитал и обязательства банка – например, операции по оплате текущих или срочных счетов).
Прибыль банков складывается из разницы процентов, взимаемых и оплачиваемых, а также доходов от других названных операций, которые все являются платными.
История кредита и банков в России давняя. До 1917г. в России были государственный и коммерческие банки, об-ва взаимного кредита, кредитная кооперация, банкирские фирмы, 2 государственных земельных банка (Дворянский и Крестьянский), 10 земельных АБ, 115 фондовых бирж. После НЭПа кредитная система подверглась разгрому, была объявлена банковская монополия, банки национализированы и т.п. Долгие годы существовала единая система Госбанка. Кредит стал почти бесплатной раздачей денег со всеми отрицательными последствиями этого.
С 1988г. началась реформа кредитной системы Сначала была создана сеть специализированных государственных банков, потом возникли коммерческие, позже произошло их укрупнение, приняты законы о банках и банковской деятельности, а также отдельный – о Центральном банке страны. Сейчас мы имеем развитую банковскую систему, но рынок капиталов развит недостаточно, кредит очень дорогой, спрос превышает предложение, поскольку денежно-валютная система неустойчива, гарантии государства или самих банков по возврату депозитов (вкладов) минимальны или вообще отсутствуют.
Вопрос 3.
Для макроэкономического равновесия большую роль играет сбалансированность товарно-денежного обращения, которое подчиняется определенным объективным закономерностям. Закон денежного обращения выражен американским ученым Ирвингом Фишером в виде уравнения:
MV=PQ, где М – предложение денег, или денежная масса в обращении;
V – скорость их обращения (среднее число оборотов денежной единицы в год);
Р – средняя цена единицы товаров или услуг;
Q – объем произведенной за год продукции.
Сложность в том, что структура денежного обращения очень сильноизменилась за исторически обозримое время, а за последние несколько десятков лет чрезвычайно усложнилась.
Появление заместителей полноценных металлических денег в виде денег бумажных (в России появились ассигнации – в 18в.), а потом кредитных уже усложнило контроль за денежным обращением. Особенно большое влияние н6а денежное обращение оказали два момента: отмена золотовалютного стандарта и обвальное развитие форм кредитных денег, главным образом в 20 в.
Золотой стандарт сложился в полноценном виде в последней трети 19 века (в России с 1897г.).При нем денежное обращение привязывалось к золоту, а другие виды денег имели золотое обеспечение и могли размениваться на золото – сначала полностью, позже – лишь частично. В 20 веке произошла сначала демонетизация золота, но до 70-х годов сохранялся золотодолларовый стандарт (разновидность золотодевизного. Девизы – платежные средства, используемые в международных расчетах и выраженные в «резервных» валютах, в частности, американском долларе). Под давлением многих стран, тяготившихся долларизацией своей экономики, а также из-за трудностей со стороны США выдерживать обязательства по обмену доллара на золото, этот стандарт был отменен по международному соглашению. Золото остается в качестве высоколиквидного финансового актива, но уже не используется для контроля над денежным обращением.
Усложнение денежного обращения было обусловлено не столько существованием издавна применяемых векселей, банкнот и чеков как разновидностей кредитных денег, сколько развитием кредитных карточек, а также множества видов банковских денег. И хотя эмиссия денег официально подконтрольна парламентам, в том числе и в России, но основную массу денег сегодня «делают» банки, открывая различные счета.
Пример:
Пусть 1-й банк из первоначального вклада 100 ед. выдал кредит 80 ед., а 20ед (20%) отложил в виде резерва;
2-й банк сконцентрировал у себя эту сумму 80 ед.(депозит), получив ее в виде различных платежей, и из нее отложил резерв 16 ед., а 64 ед. выдал в виде ссуд;
3-й банк, получив эти 64 ед. в виде депозита, из них резервирует 12,8 ед., а выдает кредитами 51,4 ед., и т.д.
Итак, вдобавок к наличным 100 ед и параллельно с ними банки открыли депозитные счета на 80+64=144 ед., которые являются пассивами, и по ним банки несут обязательства. А цепочка может продолжаться и далее.
Количество вновь созданных денег определяется формулой мультипликатора денежного обращения:
М=1/норму резервных требований*1005%. При норме резервов 20%
М=1*100%\20=5. Т.е. из первоначальных 100 ед. можно получить 500.
Исходя из этого, в настоящее время структура денежного обращения рассматривается в виде совокупности так называемых агрегатов М (от английского - деньги), выделяемых по степени легкости обращения активов в деньги:
Мо – наличные деньги, М1 – наличные плюс чековые (текущие) счета, М2 – М1 плюс бесчековые текущие и мелкие срочные (сберегательные) счета, а есть еще М3, включающий крупные срочные вклады, М4 и т. д.
Агрегаты с М0 по М3 – это так называемые высоколиквидные активы, или «почти деньги», другие агрегаты менее ликвидны (менее легко размениваются на деньги), но тоже в известной степени могут быть отнесены к деньгам. Поэтому сегодня понятие денег стало чуть ли не условным, а регулировать их выпуск весьма затруднительно.
Вопрос 4.
Задачей регулирования денежного обращения является, с одной стороны, предотвращение «перегрева» экономики при чрезмерном предложении денег и их дешевизне, а с другой, недопущение большой нехватки денег, что затрудняет реализацию произведенных благ, сдерживает активность, снижает стимулы к труду из-за задержек зарплаты и т.п.
Поэтому кейнсианцами была предложена политика маневрирования кредитно-денежными ресурсами в зависимости от ситуации в экономике. Она включает, во-первых, институциональное обеспечение необходимой гибкости, но в рамках законодательного регулирования:
разделение полномочий законодательной и исполнительной власти в решении вопросов кредитно-денежной политики;
создание 2-хуровневой банковской системы с четким разделением функций ЦБ и коммерческих банков.
Во-вторых, она предполагает использование 3-х типов регуляторов. Это:
1.операции на открытом рынке – продажа государством казначейских обязательств (государственных облигаций) с высокой ликвидностью и доходностью, чтобы снизить предложение денег, изъять лишние. Банки для этого усиленно ведут выплаты по вкладам, сокращая наличные резервы, которые переходят в казначейские обязательства с отсрочкой платежа. Тем самым с рынка в период превышения предложения денег над их спросом убирается часть наличных денег. На основе эффекта мультипликатора предложение денег сокращается
В период нехватки денежных ресурсов, чтобы увеличить предложение денег, наоборот, проводится операция со скупкой у населения и предприятий государственных ценных бумаг по выгодному курсу, деньги стекаются в банки;
2.изменение нормы резервных требований. Так, при необходимости сократить денежное предложение норма резервов повышается, и часть наличных денег уходит с рынка в резервы, и наоборот;
3.дисконтная (процентная) политика «дорогих» или «дешевых» денег, которая осуществляется регулированием ставки процента, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки.
Для того, чтобы эти регуляторы действовали, нужны определенные условия – развитой рынок капитала и ценных бумаг, доверие населения к политике правительства и его обязательствам и др. В России пока таких условий не сложилось, поэтому данные регуляторы могут применяться лишь ограниченно. Уровень монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП в %) в настоящее время в развитых странах колеблется в пределах 55 – 100%, в развивающихся – 40 -60%. В России во второй половине 90-х гг. он составлял 20%. ЦБ проводил чрезмерно жесткую денежную политику. Сейчас она более соответствует потребностям экономики.
Монетаристы не согласны с такой политикой. Они, как известно, вообще против большого вмешательства государства в экономику. Данные меры они считают еще и недостаточно эффективными по ряду причин:
из-за временных лагов в экономике меры государства запаздывают
мероприятия государства дезорганизует население из-за его рациональных или инфляционных ожиданий
денежная политика неэффективна в условиях стагфляции – сочетания застоя в экономике с инфляцией, что в настоящее время случается нередко.
Поэтому монетаристы рекомендуют:
во-первых, минимальное вмешательство государства в рыночные процессы,
во-вторых, руководствоваться правилом: поддерживать прирост денежной массы в соответствии со средними темпами прироста ВНП.
СТРУКТУРА ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ1)
(на начало года; млрд. рублей; 1996 г. - трлн. руб.)
Денежная масса М2 (национальное определение) | 220,8 | 714,6 | 1154,4 | 1612,6 | 2134,5 | 3212,7 | 4363,3 | 6045,6 | 8995,8 |
в том числе: | |||||||||
наличные деньги М0 | 80,8 | 266,1 | 418,9 | 583,8 | 763,2 | 1147,0 | 1534,8 | 2009,2 | 2785,2 |
безналичные средства | 140,0 | 448,4 | 735,5 | 1028,8 | 1371,2 | 2065,6 | 2828,5 | 4036,3 | 6210,6 |
1) В связи с изменением с 1 января 2004 г. методологии расчета денежной массы данные на начало 2000 - 2007 гг. приведены с учетом начисленных процентов по депозитам физических лиц и нефинансовых организаций.