Консолидированный бюджет в интересах детей

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году составили 2 972 950,5 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году было направлено 556 426,0 млн. рублей, из них 142 014,0 млн. рублей – на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, 352 315,0 млн. рублей – на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

За счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году было направлено 2 224 452,4 млн. рублей.

За счет средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году было направлено 686 401 млн. рублей.

№ п/п Наименование Сумма в 2016 году, млн. рублей
 
  Всего 2 972 950,5
Расходы федерального бюджета 556 426,0
  из них:  
  на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации 142 014,0
  на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 352 315,0
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации* 2 224 452,4
Расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 686 401,0
  * по информации Минэкономразвития России на основании сведений, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 806-р.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с указанным федеральным законом функции по предоставлению материнского (семейного) капитала возложены на ПФР.

На реализацию Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ в 2016 году из федерального бюджета бюджету ПФР на предоставление материнского (семейного) капитала перечислено 346 886,4 млн. рублей.

Расходы на государственную поддержку семей и детей в 2016 году из бюджета ФСС составили 321 060,73 млн. рублей, из них за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС – 23 438,71 млн. рублей.

На выплату пособий по беременности и родам в 2016 году потрачено
118 106,9 млн. рублей, на выплату пособий при рождении ребенка – 22 153,6 млн. рублей, на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – 157 361,5 млн. рублей.

Расходы на единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 563,72 млн. рублей.

Расходы на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет средств бюджета ФОМС составили 17 829,9 млн. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание условий для обеспечения благополучия семьи, ответственного родительства, поддержания социальной устойчивости семьи в соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, является приоритетом современной государственной семейной политики.

В 2016 году была продолжена работа по реализации задач, определенных указанной Концепцией. В частности, законодательно были установлены дополнительные гарантии гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в случаях, когда в отношении страхователя проводятся процедуры банкротства.

В целях повышения уровня социальной защищенности семей с детьми малоимущим семьям оказывается социальная помощь. При этом в субъектах Российской Федерации расширяется практика предоставления государственной социальной помощи в виде социального контракта, цель которого состоит в стимулировании членов малоимущих семей к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. Предоставление государственной социальной помощи в виде социального контракта является эффективной формой социальной поддержки малоимущих семей. По окончанию социального контракта среднедушевой доход малообеспеченных семей в целом по Российской Федерации в 2016 году увеличился в 1,4 раза.

Федеральной службой судебных приставов была продолжена работа по повышению эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов за счет применения мер воздействия на должников по алиментным обязательствам: предупреждений о возможности ограничения специального права и вынесения постановления о временном ограничении на пользование специальным правом, возбуждения дел об административных правонарушениях, розыска и привлечения к уголовной ответственности. В результате проведенной работы в территориальных органах ФССП на исполнении по сравнению с 2015 годом находилось на 30,8 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов меньше, на 31,3 тыс. сократилось количество неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов.

В целях материального обеспечения детей также разрабатывались законопроекты, направленные на повышение эффективности взыскания алиментов в отношении несовершеннолетних детей. В частности, проектом федерального закона «О внесении изменений в часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривается признание должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в случае, когда его розыск оказался безрезультатным, в результате чего у несовершеннолетних детей возникает право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

В 2016 году была продолжена работа по обеспечению семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. В рамках исполнения комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, семьям указанной категории было предоставлено 92,3 тыс. земельных участков, иными мерами социальной поддержки взамен предоставления земельного участка воспользовались 3,28 тыс. многодетных семей, 2 тыс. семей были предоставлены жилые помещения по договору социального найма. В разной стадии реализации находились 102 проекта по созданию жилищно-строительных кооперативов в 47 субъектах Российской Федерации.

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» ан 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2017 г. № 1050, по состоянию на 1 января 2017 года молодым семьям-участникам подпрограммы было выдано 13 348 свидетельств о праве на получение социальной выплаты, из которых было реализовано 12 681 свидетельство.

Не менее важным на современном этапе остается решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования как для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, так и для детей в возрасте от 3 до 7 лет. По состоянию на 1 января 2017 года в целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составила 76,59%, для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 98,94%.

Ежегодно растет доля негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, в том числе благодаря предпринимаемым на федеральном уровне мерам по снятию административных, информационных, финансовых барьеров.

Воспитание детей является стратегическим общенациональным приоритетом, требующим консолидации усилий различных институтов гражданского общества, органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В целях определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания и во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, распоряжением Правительства Российской Федерации в 2015 году была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Указанная Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г.
№ 423-р утвержден план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которым предусмотрено поэтапное выполнение мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере воспитания и развития кадрового потенциала, совершенствования и развития организационно-управленческих, научно-методических, финансово-экономических и информационных механизмов в сфере воспитания. В 2016 году было реализовано 20 мероприятий, предусмотренных указанным планом.

Одной из важнейших задач является сохранение здоровья нации путем реализации мер, направленных на всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, а также внедрения здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка. Основой формирования здорового и безопасного образа жизни выступает образовательная среда.

В целях укрепления здоровья детей в Российской Федерации необходимо продолжить работу, направленную на:

- совершенствование системы образования, отдыха и оздоровления детей, в том числе укрепление материально-технической базы дошкольных, образовательных, летних оздоровительных организаций;

- пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний среди населения и разработку образовательных программ для школьников, их родителей и педагогов;

- создание условий для укрепления здоровья детского населения;

- совершенствование организации питания детей в образовательных организациях;

- создание современной благоприятной доступной среды для обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствование системы отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью государственной социальной политики и одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, поскольку напрямую связано с сохранением здоровья нации и созданием будущего страны.

Особое место в этой работе занимает летний период, как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года, позволяющий охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество детей.

Укрепление здоровья детского населения, организация досуга и обеспечение временной занятости детей и подростков, улучшение эффективности оздоровления при условии сохранения достигнутого ранее уровня охвата детей организованными формами отдыха определяет актуальность совершенствования системы отдыха и оздоровления детей.

В рамках реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы будет продолжена работа по основным направлениям государственной политики в интересах детей и семей, имеющих детей.

Приложение 1

  к государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТСТВА, ПРИНЯТЫХ В 2016 ГОДУ

Федеральные законы:

1. Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

2. Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

4. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году»;

6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в статью 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

9. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»;

10. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»;

11. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

12. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;

13. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 422-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год»;

14. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

15. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановления действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

16. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»;

17. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января
2016 г. № 33 «О порядке финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января
2016 г. № 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсаций»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля
2016 г. № 316 «О внесении изменения в пункт 1 типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня
2016 г. № 491 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. № 796»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня
2016 г. № 497 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа
2016 г. № 735 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1517»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа
2016 г. № 784 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1155»;

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября
2016 г. № 1160 «О порядке формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации»;

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября
2016 г. № 1268 «О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря
2016 г. № 1302 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями»;

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1426 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 1011»;

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1427 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294»;

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1429 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. № 1331»;

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1512 «Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения»;

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1542 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования»;

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1560 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864»;

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 1584 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля
2016 г. № 423-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля
2016 г. № 669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Наши рекомендации