Смотри всегда на сердца граждан. Если в них найдёшь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: се блаженны

А.Н. Радищев

Заключение

В настоящей работе делается попытка решить задачу непатологичного развития экономики и общества. Уже всё большему числу людей становится очевидно, что на базе известных экономических стереотипов организовать хозяйство, свободное от многочисленных недостатков нынешней экономики и производственных отношений, невозможно. Поэтому всякого рода косметическими мерами здесь не обойтись. Метастазы указанной патологии уже проникли во все поры современного экономического и политического бытия, обеспечили себе идеологическую маскировку, заразили сознание миллиардов людей. И тем в большей степени, чем меньше они от этого страдают.

В отличие от существующих её трактовок, в предлагаемой экономика представляет собой науку, способствующую увеличению результативности общечеловеческого труда, а не ординарному извлечению доходов. Её целью служит не прогрессирующий рост количества денежных знаков, концентрируемых в руках «деловых элит», а наиболее полное удовлетворение потребностей людей и общества, как материальных, так и социальных, духовных. И не только повседневных нужд, но и будущих. Она нацеливает человеческую деятельность не на увеличение числа лишних государств и людей, без которых можно обходиться, а на обеспечение жизненными ресурсами всех живущих в стране: взрослых и детей, больных и здоровых, умных и глупых, сильных и слабых, белых, жёлтых и чёрных.

В этой связи экономика оказывается тем совершеннее, чем лучше исполняет она свою кардинальную функцию, т.е. чем больше в единицу времени предметов потребления производит работающий в ней усреднённый по всем показателям работник. Эту величину называем общественной производительностью труда (ОПТ).

К факторам, в наибольшей степени подавляющим ОПТ, относится неудовлетворительная координация работы всех звеньев разделённого общественного труда, отрыв мотивации деятельности людей и коллективов от результатов их работы. А также не соответствие результатов труда и доходов отдельных индивидуумов, групп и государств, т.е. эксплуатация.

Величина ОПТ зависит от человека, от его здоровья, образования, воспитания и др. От степени удовлетворения его потребностей, желания работать, от эргономики и от состояния всего ареала проживания. Однако наибольшее воздействие на ОПТ оказывает организация труда. В каждом хозяйственном звене она представляет собой рациональное сочетание разделения и кооперации труда, механизмами которых выступают рыночные и административные регуляторы. Причём каждый из указанных инструментов не является ни идеальным, ни универсальным, обладает как явно выраженными достоинствами, так и собственными недостатками. И глубиной использования этих связей, по большому счёту, отличаются друг от друга различные политико-экономические формации.

Так, при социалистической организации товарно-рыночные связи были слабыми, а поэтому взаимодействие экономических структур осуществлялось преимущественно по административным каналам (см. рис. 3). В капиталистической экономике всё наоборот, активно работают товарно-рыночные связи, а административные ослаблены. Действительно, лежащая в её основе частная собственность на средства производства позволяет осуществлять самостоятельную хозяйственную политику вне зависимости от мнения администрации. В этой связи обе указанные формации являются асимметричными, их потенциальные возможности определяются лежащими в их основе административными и рыночными регуляторами. Поэтому ими определяются основные достоинства и недостатки данных экономических систем.

Действительно, при капитализме главным инструментом мотивации служит дефицит денег, эффективно работает разделение труда, конкуренция. При социализме – дефицит труда, процветают кооперация и сотрудничество. В первой превалируют личные права человека, приоритетны индивидуальные свойства предприятий, а во второй – его социальные права, общественные возможности организаций. При капитализме лучше обслуживается отдельный человек, предметы потребления являются более качественными, а при социализме – общество является главной доминантой экономики, а общественные институты – здравоохранение, наука, образование, оборона, культура и др. работают успешнее тех, которые производят ТНП. При капитализме ситуацией управляет владелец денег, а при социализме – труда.

В нынешней России и в других постсоветских странах не работают как следует ни административный, ни рыночный регуляторы. А поэтому они сформировали особый тип организации, собственную систему, получившую здесь наименование постколониальной. Она характеризуется отсутствием внятного порядка и в управлении, и в хозяйственных отношениях: всюду царят импровизации. Живёт по собственным правилам и законам, не соответствующим ни капиталистической, ни социалистической системам. А поэтому такие страны сконцентрировали в себя основные недостатки как рыночного, так и административного управления. Продуктивные возможности их крайне низки, но, как всякие системы, они не способны принципиально меняться. То есть нельзя полагать, что со временем такие страны сделаются более цивилизованными или благополучными. Точно так же, как не следует ожидать, будто по мере роста и развития котёнок превратится не в кота, а в льва.

Очевидно, что наиболее продуктивной является организация, в которой сильными являются как товарно-рыночные, так и административные регуляторы управления. Поэтому тенденция развития мировой экономики характеризуется тем, что в капиталистических странах укрепляется административное руководство, а в ещё сохранившихся социалистических странах – рыночные связи. Однако простым совмещением капиталистической и социалистической форм хозяйствования организовать взаимно дополняющее их сочетание невозможно: кентавры бывают только в легендах. Новая организация должна представлять собой самобытную систему, в которой кардинально поменяются оба вида связей. Администрация в ней будет надёжно управляться рынком, а рынок – администрацией.

Поэтому переход от существующих состояний экономики к гармоничному возможен только путём внедрения системообразующих мероприятий, способствующих гармонизации экономики и всех производственных отношений. К ним относятся оздоровление финансового обращения, изменение формы оплаты наёмного труда, переустройство общественного потребления(налоговой системы). Кроме того, потребуется внедрить вспомогательные мероприятия, включающие в себя регулирование рынкаи реорганизацию административного управления.

В основе предлагаемой денежной единицы лежит гипотеза о трудовом содержании стоимости. И данная позиция, реализованная во всевозможных организационных формах, делает структуры экономики значительно проще, продуктивнее и надёжнее. Она принципиально меняет характер всей финансовой ситуации. При ней деньги получают реальное обеспечение в виде общественного труда. Открывается возможность устанавливать количество денег, требуемых для обслуживания товарного рынка.

В результате ликвидируется инфляция, деньги превратятся в фиксированный инструмент продуктивных действий и контроля над всеми народно-хозяйственными процессами. Дефицит денег исчезнет, а поэтому они перестанут быть источником ростовщического дохода. Спрос на товары в целом будет соответствовать их предложению. И в процессе рыночной конкуренции определится истинная общественная значимость всяких форм труда, собственности, реальная эффективность организационных действий, технологий и производств. В конечном итоге, всё это обеспечит постоянство стоимостного содержания самой денежной единицы.

Но очевидно, что только деньгами всех проблем страны не разрешить. Слишком сложной является структура, называемая государством, чтобы всю её регулировку можно было осуществлять одним каким-либо фактором. В этой связи вторым по следованию, но не по значимости, является изменение производственных отношений, связывающих между собой работника и работодателя, сотрудников и товарищей по работе. В их основу заложен принцип партнёрства, при котором люди работают для достижения не только собственных целей, но и для удовлетворения потребностей других людей. При этом интересы личности, коллектива и общества не противодействуют, а сближаются, способствуя наилучшей координации действий каждого из них.

С другой стороны, характер расходования получаемого дохода не может быть произвольным. По способам удовлетворения все потребности целесообразно делить на индивидуальные, коллективные и общественные. При этом очевидно, что если каждую из потребностей удовлетворять одним и тем же способом, т.е. из общественных фондов, как предполагалось в коммунистическом обществе, или из личных доходов, к чему стремятся нынешние либералы, ничего хорошего из этого не получится. Очевидно, что здесь, как и во всяком сложном процессе, имеются оптимальные соотношения. Каждая из перечисленных выше потребностей принципиально отличается от остальных, а поэтому и удовлетворяться они должны по-разному.

Разумное управление рынком заключается, прежде всего, в умении устанавливать объективные цены, во внедрении логики в систему ценообразования. И об этом также пишется в настоящей работе. Однако одной из наиболее трудных проблем современного общества является реорганизация его административного управления. Она заключается в замене прямых выборов ответственных руководителей промежуточными, во внедрении обратной связи между руководством и исполнителями. В налаживании ответственности и контроля как сверху, так и снизу, в изменении способов финансирования административных структур. Только тогда деятельность администрации начнёт управляться рынком, а рынок сделается административно управляемым.

И, тем не менее, главными в различных политических формациях являются не внешние признаки, а потенциальныеих возможности. У капиталистической и социалистической экономик они примерно равны, что и давало им возможность столь долго конкурировать между собой. У постколониальной, т.е. существующей ныне во многих государствах мира, в том числе в современной России, эффективность примерно в 2 раза ниже. И преодолеть эту предопределённость данная система не способна. В самом деле, когда при её построении продуктивность экономики страны падала в разы, а затем начала выправляться на проценты, такие действия трудно считать прогрессивными. Вне всякого сомнения, государство реализованной реформой приведено к состоянию, заведомо менее продуктивному.

Очевидно, что самой производительной является гармоничная экономика, в которой надёжно работают и полностью скоординированы все связи. Её структуры изначально являются наиболее работоспособными, управляемыми и саморегулируемыми. Эффективность данной системы достигается не за счёт экстенсивных методов развития, эксплуатации других стран, безрассудного потребления мировых ресурсов, как живут ныне процветающие «цивилизованные» государства, а путём реализации интенсивных методов развития, повышения продуктивности, лучшего использования собственных человеческих, природных и иных ресурсов.

В заключение излагается конкретная программа построения Ладземли (ладной, благополучной территории, в качестве которой может выступать как любое государство в целом, так и отдельные его регионы и даже крупные производственные объединения). Она является достаточно простой, чтобы быть реальной. Для её внедрения не потребуются значительные финансовые вливания, переделы собственности или иные социальные катаклизмы. Тем не менее, от её реализации в выигрыше окажутся все. Нужны будут только желание, политическая воля и административные действия.

Санкт-Петербург,

2009 – 2011 гг.

Литература

[1] Чабанов В.Е. «Альтернативный путь реорганизации экономики», СПб, 1993 г. 92 с.;

[2] Чабанов В.Е. «Проблемы и пути реорганизации экономики России», СПб, изд. «Олбис», 1997, 242 с.;

[3] Чабанов В.Е. «Экономика XXI века или третий путь развития», СПб, изд. БХВ, 2007, 735 с.

[4] Чабанов В.Е. «Введение в фундаментальную экономику», СПб, изд. Политехнического университета, 2010, 296 с.

Наши рекомендации