Дефицит бюджета. Консолидированный и чрезвычайный бюджет

ТЕМА 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие бюджета и его значение

Согласно Бюджетному кодексу РБ бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Бюджет можно рассматривать в 3 аспектах:

Как экономическая категория: бюджет – это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, необходимых государству и административно- территориальным единицам для выполнения своих задач и функций.

В материальном смысле – централизованный фонд денежных средств, формируемый на том или ином уровне для обеспечения задач Республики Беларусь и административно – территориальных единиц.

Как правовая категория – это финансовый план образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и административно – территориальных единиц, утвержденный соответствующим органом законодательной (представительной) власти, роспись доходов и расходов. В данном аспекте для бюджета характерны следующие признаки:

1. бюджет – это универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономики и социального развития.

2. бюджет – это координирующий финансовый план, то есть его показатели тесно взаимосвязаны с показателями других финансовых планов.

3. ежегодность бюджета (ст. 5 Бюджетного кодекса РБ финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года).

Значение:

1) бюджет – это финансовая или материальная база функционирования государства,

2) в бюджете концентрируется национальный доход, который направляется на потребности общества: экономику, социальную сферу, оборону, спорт,

3) бюджет – это проводник финансовой политики государства,

4) наличие бюджета дает возможность для маневрирования при распределении денежных средств на естественные потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны и ее отдельных регионов.

Дефицит бюджета. Консолидированный и чрезвычайный бюджет

Для нормального функционирования бюджета необходимо, чтобы он был сбалансированным, то есть его доходная часть должна быть равна расходной части. Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Превышение доходов бюджета над его расходами составляет профицит бюджета.

Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Предельный размер дефицита бюджета устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов.

Секвестр - это ежемесячное пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося бюджетного периода. Блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

Защищенные статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию. Ежегодно Законом о бюджете на текущий финансовый год определяются защищенные статьи для республиканского и местных бюджетов.

В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Наши рекомендации