Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды и направления самостоятельной работы студентов:
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов по тексту;
- конспектирование текста;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации,
- выполнение курсовой работы.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа;
- составление различных таблиц.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщения, доклада;
- тестирование;
- составление опорного конспекта/таблицы/блок-схемы по теме.
4. Для формирования практических и профессиональных умений.
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение ситуационных и профессиональных задач;
- проведение исследования;
- статистическая обработка результатов исследований,
- построение графиков, диаграмм
- осуществление аналитического разбора ситуации по заранее определенной преподавателем теме.
Примерные темы подготовки докладов к практическим занятиям
второго модуля:
1. Направления и методы реализации структурной политики в российских условиях
2. Пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.
3. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в современную российскую экономику.
4. Современное состояние и тенденции в области доходов и занятости населения в РФ.
5. Проблема безработицы в российской экономике и пути е решения.
6. Проблемы государственного регулирования рынка труда.
Дискуссия
1. Пути и механизмы рационального и эффективного использования потенциала дальнейшего социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе.
2. Необходимость взвешенной аграрной политики государства в связи со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
3. Пути и механизмы технического перевооружения и модернизации реального сектора российской экономики в средне- и долгосрочной перспективах.
Ход выполнения: не требует специальной самостоятельной подготовки, осуществляется на базе остаточных знаний по курсам бакалавриата и лекционного материала.
Групповое обсуждение.
Тема: Стратегии и приоритеты социальной политики России на период до 2020 г. и в долгосрочной перспективе до 2030 г.
Ход выполнения: Самостоятельная работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками, подготовка сообщений и докладов. Результаты работы обсуждаются на практическом занятии.
Работа в группах
1. Основные направления совершенствования политики РФ в области доходов и заработной платы в средне- и долгосрочной перспективе.
2. Современное состояние и актуальные проблемы развития строительного комплекса России и задачи государства по его регулированию.
3. Пути и перспективы интеграции НИС России в глобальную инновационную систему.
Ход выполнения: работа осуществляется на базе лекционного материала, материала практических занятий и самостоятельной работы. Результатом работы в группах является составление аналитического заключения, содержащего аргументированные выводы и обоснованные рекомендации.
Задание к мозговому штурму
Выявление общенациональных (системных) и специфических проблем формирования производственного потенциала в Российской Федерации:
− исторические аспекты;
− отраслевые аспекты;
− перспективы решения выявленных проблем.
Case-study. Ситуационные задачи.
Динамика инвестиционных показателей является важнейшим макроэкономическим индикатором, который характеризует благополучие и потенциал развития страны. Однако после окончания доклада на тему «Содержание инвестиций и инвестиционной деятельности» один из слушателей согласился, что для экономики страны, находящийся в состоянии кризиса, инвестиции и возможность массового обновления производственных мощностей являются необходимыми условиями подъема и выхода из кризиса. Такое мнение многие поддержали, но один из присутствовавших, стоявший у выхода из зала, бросил мысль, что к России это пока не имеет отношения. А как вы считаете?
Круглый стол.
1. Перспективы усиления и укрепления экономических связей РФ со странами ближнего зарубежья.
2. Перспективы формирования единого экономического пространства ЕвАзЭС и проведения единой социально-экономической политики государствами-участниками.
Ход выполнения: круглый стол проводится с участием экспертов, на базе всего пройденного материалов процессе обсуждения вырабатываются рекомендации по решению обозначенных проблем.
Задание на деловую игру «правительственный час»
Цель игры - научиться решать проблему в рамках заданной компетенции, оценивать воздействие проблемных ситуаций в заданном профессиональном поле.
Макет игры: студенты создают несколько команд численностью 3-4 человека для решения национальных проблем в «министерских креслах»:
1. Рабочая группа при Министерстве экономического развития Российской Федерации;
2. Рабочая группа при Министерстве финансов Российской Федерации;
3. Рабочая группа при Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
4. Рабочая группа отраслевого министерства (выбор Министерства по усмотрению участников игры).
Каждая подгруппа выбирает себе проблемное поле в соответствии с функциональной позицией. Примерные темы: «Бюджетная политика РФ на период 2012-2020 гг.» (Министерство финансов РФ), «Инновационная политика российского экономического роста» (Министерство экономического развития), «Пенсионная система: источник будущего кризиса» (Министерство социального развития РФ), Налоги как инструмент ускоренного отраслевого развития (Блок отраслевых министерств).
Можно предложить студентам выбрать самостоятельные направления для обсуждения на Правительственном часе.