Функции центральных банков
Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование функций центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.
Основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей. Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах.
Выполнение этих задач делает центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны.
В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства. В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает[5, c.141-142].
Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций.
Эмиссионная функция. Старейшая функция центрального банка - функция монопольной эмиссии банкнот. Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банкнот, т. е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Под эмиссией центрального банка понимается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты, как уже излагалось, составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Для выполнения эмиссионной функции в каждом центральном банке есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовую работу. В их ведении находится типография, печатающая банкноты.
Когда говорят об эмиссии, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств для увеличения совокупного денежного оборота. Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Как уже излагалось, коммерческие банки могут «создавать депозиты» и, следовательно, денежную массу в процессе депозитно-ссудной эмиссии. Но если коммерческие банки «создают деньги» для развития своих операций, то центральный банк делает это в целях либо регулирования ликвидности банковской системы, либо поддержания курса национальной валюты (путем покупки иностранной), либо для финансирования бюджетного дефицита (на основе кредитования правительства или покупки его долговых обязательств).
Банкноты центрального банка являются неограниченно законным платежным средством, и нет других структур, которые бы заменили его в этом качестве и выпускали банкноты как безусловное средство платежа и погашения любых долговых обязательств внутри страны. Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у последнего монеты по номиналу, а разница между номиналом и их себестоимостью идет в доход госбюджета.
Купленные центральным банком монеты идут в обращение вместе с банкнотами.
Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны. Только в Великобритании сделано исключение для Шотландии и Северной Ирландии. В Объединенном Королевстве крупнейшие коммерческие банки Шотландии и Северной Ирландии уполномочены осуществлять денежную эмиссию, но при этом выпускаемые ими банкноты должны на 100 % быть обеспечены депонированными в Банке Англии денежными средствами или его банкнотами.
Функция управления золотовалютными резервами. По традиции центральный банк является их хранителем в стране, выполняет функцию управления золотовалютными резервами. В период золотого стандарт а последняя была неразрывно связана с эмиссионной функцией центрального банка. Колебания золотых резервов зависели от состояния платежного баланса и непосредственно отражались на количестве денег, выпускаемых в обращение. После отмены золотого стандарт а связь золотовалютных резервов с эмиссией денег существенно уменьшилась. В настоящее время официальный золотой резерв служит в качестве резервного актива и гарантийно-страхового фонда в международных расчетах. Центральные банки сосредоточивают у себя большие запасы золота. В ряде стран ими распоряжается министерство финансов, при этом банк осуществляет технические операции с золотом. Кроме золота, в центральных банках сосредоточены и запасы валюты. Это могут быть доллары США, фунты стерлингов, японские йены, в последние годы - евро и др. Во многих европейских странах (Австрии, Великобритании, ФРГ и др.) центральный банк наделен монопольным правом управления валютными резервами для обеспечения стабильности национальной денежной единицы на международных рынках. Золотовалютные резервы используются для проведения международных расчетов, покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты и других целей.
Функция «банка банков». Центральный банк непосредственно не работает с юридическими и физическими лицами. Его клиенты - коммерческие банки. Являясь «банком банков», центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, служит расчетным центром банковской системы и предоставляет ей кредиты, в некоторых странах выступает органом банковского регулирования и надзора. Как расчетный центр банковской системы центральный банк выполняет функции регулирующего органа платежной системы страны, он координирует организацию расчетных систем. Во многих странах центральный банк и его территориальные подразделения выполняют функции национального клирингового центра, осуществляющего расчеты на национальном уровне и с зарубежными банками.
Использование центральными банками механизма межбанковских расчетов в немалой степени способствует самонастройке и саморегулированию, иными словами, автоматическому действию денежно-кредитных рычагов, влияющих на показатели деятельности коммерческих банков, а за счет этого и на состояние денежного оборота страны.
Предоставляя кредиты национальным банкам, центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Эту роль он может выполнять благодаря тому, что его эмиссионная деятельность, а также концентрация им резервов коммерческих банков, официальных золотовалютных резервов создает базу для расширения кредитных операций и повышения уровня ликвидности банков. Роль центральных банков как кредиторов последней инстанции особенно возрастает в периоды кризисов и кредитных затруднений.
Своевременное предоставление кредитов национальным коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств.
Центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками, чтобы поддержать надежность и стабильность банковской системы, защитить интересы вкладчиков и кредиторов. Характер осуществления центральным банком банковского надзора в разных странах имеет существенные особенности, но везде он играет важную роль в функционировании банковской системы страны. Надзорная функция в ряде стран осуществляется исключительно центральным банком (Италия, Россия, Австрия). В Германии, США, Франции, Швейцарии эту работу последний ведет совместно с казначейством, банковской комиссией и другими органами, которые в своей надзорной деятельности тесно взаимодействуют с центральными банками. Например, Немецкий федеральный банк способствует осуществлению банковского надзора с помощью специального федерального органа по контролю кредитной деятельности. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. В Австрии, Дании, Канаде, Норвегии контрольную функцию осуществляет не центральный банк, а другие органы[5, c.144].
Надзор центрального банка за коммерческими банками осуществляется путем выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и проведение отдельных видов операций (например валютных, с ценными бумагами и т. д.), а также проверки и анализа финансовой отчетности коммерческих банков, ревизии их деятельности, установления различных нормативов и контроля за их выполнением. Надзор чаще всего регламентируется специальными законодательными и нормативными актами.
Функция банкира правительства. Центральные банки тесно связаны с государством.
Центральный банк выступает как кассир правительства, его кредитор, финансовый консультант. Счета правительства и правительственных ведомств открыты в центральном банке. В некоторых странах последний ведет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, которые поступают от налогов, займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства или министерства финансов в центральном банке и с него правительство оплачивает все свои расходы.
Функция денежно-кредитного регулирования. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы.
Это воздействие может оказываться как административным путем, так и экономическими методами.
Административное воздействие осуществляется через установление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кредитования, «потолков» ставок процента и т. п., а также путем жесткого законодательного разделения функций между различными видами банков. Административные методы денежно-кредитного регулирования были характерны для периода свободной конкуренции и господства денежных систем, основанных на золотовалютных ресурсах. В этот период денежно-кредитное смыкалось с банковским регулированием, поскольку количественные ограничения служили одновременно и инструментом регулирования денежной массы и ставок процента, и методом снижения банковских рисков.
После всеобщих банковских реформ первой половины 1980-х гг. в большинстве развитых стран были отменены директивы центральных банков по установлению лимитов кредитования, предписания по расширению или ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям тех или иных отраслей, регламентации процентов по кредитам и депозитам.
Экономическими методами денежно-кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регулирование норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. В рамках денежно-кредитного регулирования центральный банк осуществляет государственную валютную политику. Он поддерживает режим обменного курса национальной валюты, регулирует его, проводит валютные интервенции.
Внешнеэкономическая функция. В процессе своей деятельности центральный банк проводит всю работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничает с центральными банками других стран, международными валютно-кредитными организациями, т. е. выполняет внешнеэкономическую функцию.
Все рассмотренные функции в той или иной степени осуществляют центральные банки каждой страны. По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности центрального банка. Так, с отменой размена кредитных денег на золото уменьшилось значение функции эмиссионной монополии, которая в эпоху золотого стандарт а играла ведущую роль в обеспечении стабильности денежного обращения. В настоящее время она все больше принимает характер технической функции - снабжение экономики наличными банкнотами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей ведет к снижению роли центрального банка как расчетного центра. Одновременно расширяется и усложняется функция банковского надзора, но при этом прослеживается тенденция передачи ее выполнения специальным надзорным органам. В настоящее время основной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.
Список литературы
1. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: Меркавание, 1994. - 270 с.
2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печнмкова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 622 с.
3. Долан Э. Дж., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М. - 2005.
4. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика 2003.
5. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2006.
6. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: АСА, 2006. - 752 с.