Цели макроэкономического регулирования

Комплекс мероприятий макроэкономического регулирова­ния, направленный на стабилизацию экономики, подразумева­ющую обеспечение полной занятости и реализацию потенци­ального выпуска продукции, представляет собой стабилизаци­онную политику государства.Рецептов государственного регу­лирующего вмешательства в экономику в условиях макроэко­номической нестабильности достаточно много. Вместе с тем об­щие принципы воздействия на экономическую активность мож­но свести к следующим положениям: в условиях спада необхо­димо осуществлять стимулирующую политику с целью преодоления факторов, которые привели к кризису, и обеспече­ния экономического роста; в условиях резкого подъема эконо­мической активности, опасного сильным «перегревом» эконо­мики, целесообразно сдерживать экономический рост, проводя соответствующую политику. Политика обоих видов предполагает применение мер а) административного порядка (прямые запреты на те или иные виды деятельности, лицензи­рование, квотирование), б) законодательного порядка (законы, указы, распоряжения, издаваемые и проводимые в жизнь раз­личными ветвями власти), в) экономического порядка (инстру­менты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики).

Основной цельюмакроэкономического регулирования яв­ляется обеспечение планомерного и наиболее динамичного раз­вития национальной экономики с наименьшей амплитудой ко­лебаний ВВП вокруг линии тренда и возможно большей ее кру­тизной по отношению к оси абсцисс (см. рис. 10.1).

Другими целями макроэкономического регулирования яв­ляются следующие:

• сдерживание инфляции (задача антиинфляционной поли­тики);

• сокращение безработицы и снижение ее отрицательных последствий (задача активной политики на рынке труда);

• достижение паритета платежного баланса страны (прини­мается система мер, направленных на стимулирование экспор­та и развитие импортозамещающих производств);

• преодоление дефектов рынка.

Негативным последствием монопольной власти может стать ограничение выпуска продукции, которое усиливается по мере того, как монополисты наращивают свои прибыли за счет повы­шения цен выше их конкурентного уровня. Чтобы справиться с ним, государство использует систему мер, определяемых анти-




356_________ Раздел III

монопольным законодательством. Однако если экономия от масштаба оправдывает существование естественных монопо­лий, государство, заинтересованное в оптимизации их деятель­ности, отвечающей удовлетворению общественных потребнос­тей, обычно использует экономическое регулирование или ин­ститут государственной собственности.

С целью сокращения прямых издержек или получения вы­годы для потребителей и бизнеса от какой-либо деятельности, участниками которой они не являются, осуществляется регули­рование внешних эффектов. Под ними мы подразумеваем поте­ри или выгоды какого-то домашнего хозяйства или фирмы от деятельности других домашних хозяйств или фирм, причем эти побочные эффекты не находят отражения в ценах продукции.

В данном контексте осуществляется регулирование, на­правленное на снижение отрицательных эффектов от загрязне­ния окружающей среды, истощения земельных ресурсов, все­возможных вредных для человека излучений и др. Примером позитивных результатов являются внешние эффекты от по­краски домов, уборки улиц и дворовых территорий и др. При этом государственное регуляционное вмешательство должно быть более масштабным и решительным тогда, когда множе­ство людей испытывает воздействие внешних эффектов.

В целях преодоления негативных последствий от получения потребителями неполной или недостоверной информации, не содержащей объективных сведений о рисках, связанных с по­треблением каких-либо продуктов, работой на конкретных ра­бочих местах, проживанием в той или иной местности, передви­жением на тех или иных видах транспорта по определенным до­рогам, государство вмешивается в деятельность рынка.

Чтобы обеспечить социальную стабильность в обществе, го­сударство регулирует социальную сферу посредством таких ры­чагов, как социальные трансферты, налоговые преференции, законодательное ограничение продолжительности рабочего дня, установление минимальной заработной платы, введение огра­ничений по использованию отдельных работников на опреде­ленных видах работ, прямой административный запрет на не­которые виды деятельности и др.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что и государствен­ное регулирование имеет свои дефекты, поэтому государство может вмешиваться в экономику с целью ее дерегулирования, которое во многом базируется на предположениях экономистов о том, что регулированию должны подвергаться в основном те отрасли, в которых конкуренция заведомо невозможна.

Основы теории макроэкономики_______________________ 357

В рамках реализации целей более высокого порядка могут решаться сопутствующие задачи макроэкономического регули­рования, которые в той или иной мере обеспечивают сбаланси­рованное и устойчивое развитие рынков факторов производства и потребительского рынка, сфер и отраслей национальной эко­номики, отдельных регионов.

Интегрированной целью макроэкономического регулирова­ния выступает достижение оптимальных условий человеческо­го развития. Степень ее достижения в значительной мере отра­жает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), по которому Республика Беларусь находится на 67-м месте в мире, что считается высоким показателем.

Макроэкономическое регулирование в любых его проявле­ниях подразумевает достижение макроэкономической стабиль­ности. В переходной экономике последняя составляет один из основных блоков системной трансформации, который тесней­шим образом связан с институциональными преобразованиями и микроэкономической либерализацией. Макростабилизационные достижения во многом зависят от методов регулирования изменений в отношениях собственности, регулирующей роли государства в экономике, обстоятельств становления и разви­тия института предпринимательства и других звеньев в блоке институциональных преобразований. Не менее существенны динамичность и сбалансированность регуляционных мер по ли­берализации рынков и внутренних цен, внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, процессов демонополиза­ции и банкротства, регистрации и закрытия фирм, отношения к малому и среднему предпринимательству в блоке микроэконо­мической либерализации. Однако институциональные и микро­экономические преобразования не могут обеспечить положи­тельную экономическую динамику вне структурной перестрой­ки экономики, которая необходима для. развития ее реального сектора, роста ВВП и занятости. Нужны также меры финансово­го оздоровления, способные минимизировать дефицит госбюд­жета и оптимизировать денежно-кредитную политику, которая направлена на сдерживание инфляционных процессов, реализу­ющихся в рамках блока макроэкономической стабилизации.

Особое значение приобретает регулирующая роль государ­ства в периоды экономической трансформации, когда необхо­димость макроэкономической стабилизации диктуется не толь­ко колебаниями делового цикла, но и необходимостью преодо­леть системный кризис. Макроэкономическая стабилизация может происходить по модели «шоковой терапии», в варианте резкого финансового оздоровления экономики монетарными

358_________ Раздел III

методами и по градуалистской модели, в варианте структур­но-производственной трансформации экономики, предполага­ющем синхронизацию процессов развития производственного потенциала и структурной перестройки экономики. Градуа­лизм, не отрицая возможностей инструментов финансовой ста­билизации, отдает предпочтение постепенности преобразова­ний, осуществляемых государством, их социальной адаптиро­ванности. В этих условиях целью макрорегулирования являет­ся достижение экономического роста на основе структурной пе­рестройки экономики, развития ее реального сектора, наращи­вания производственного потенциала, обеспечивающего повы­шение уровня и качества жизни населения.

На сегодняшний день для экономики Республики Беларусь более приемлема градуалистская модель преобразований в ва­рианте структурно-производственной стабилизации. Она уже используется в системе государственного управления и макро­регулирования страны. Белорусская модель базируется на сильной и эффективной власти, реализации производственных приоритетов, плюрализме форм собственности, который пред­полагает параллельное развитие частного и государственного секторов экономики, на поиске эффективного собственника и заинтересованного инвестора для осуществления приватиза­ции, развитии интеграционных процессов в рамках мировой глобализации, а также на сильной социальной политике госу­дарства, ставящей во главу угла человека, его развитие и совер­шенствование. Очевидно, что данная модель в той или иной ме­ре отражает спектр составляющих структурно-производствен­ного варианта макроэкономической стабилизации.

Структурно-производственный вариант макроэкономиче­ской стабилизации, ориентированный на экономический рост, наиболее эффективен, если осуществляется в рамках, сдержи­вающих финансовую разбалансировку, и при этом рост эконо­мики кореллируется с качеством. И напротив, увеличение ВВП страны на фоне затоваренных складов и массы нереализован­ной неконкурентоспособной продукции, при деградирующих основных фондах приведет не к макроэкономической стабили­зации, а к дестабилизации и глобальному кризису экономики.

Не существует универсальных рецептов и абсолютно иден­тичных целей макроэкономического регулирования. Однако основные закономерности протекания экономических циклов и формы проявления макроэкономической нестабильности до­статочно изучены, и это упрощает поиск форм, методов, ин­струментов и моделей макроэкономической стабилизации, отве­чающих особенностям конкретной страны.

Основы теории макроэкономики_______________________ 359

10.5. Проблемы макроэкономической

нестабильности и государственного регулирования

в Республике Беларусь

Траектория экономического развития Республики Беларусь с момента обретения ею независимости в 1991 г. и до сегодняш­него дня характеризуется чередованием нарастания кризисных явлений и постепенным выходом из кризиса. Так, в 1995 г. объем промышленного производства упал до 61 %, выпуск по­требительских товаров — до 60 и ВВП до 65 % по отношению к предкризисному 1990 г. Однако уже в 1996 г. наметилось неко­торое оживление, и рост объемов промышленного производства за год составил 3 %, а ВВП — 2,0 %. Во второй половине 1990-х гг. в нашей стране началось экономическое оживление, означавшее преодоление трансформационного спада, который был связан в первую очередь с крахом СССР и переходом к сис­теме социально-экономического развития, основанной на ры­ночных отношениях. Положительные сдвиги в экономике Беларуси происходили по мере того, как уходил в прошлое так называемый синдром «осколочной экономики», возникший после распада супердержавы. В республике была разработана и начала реализовываться перспективная модель социально ори­ентированной рыночной экономики, в контексте которой рабо­тает хозяйственная система смешанного типа, базирующаяся на совместном и совместимом функционировании и развитии различных форм собственности. Обвальной приватизации уда­лось избежать благодаря оптимизации контрольно-админист­ративных функций государства. Это позволило не только обес­печить положительную динамику ВВП и промышленного про­изводства, но и сохранить социальную стабильность, предот­вратить резкую дифференциацию населения по доходам.

Показательно, что уже в 1999 г. объем производства потре­бительских товаров был превышен на 6 % по сравнению с пред­кризисным 1990 г. В 2000 г. мы достигли уровня 1990 г. по объему промышленной продукции, а к 2003 г. уже превысили его на 19 %. В 2003 г. страна вышла на предкризисный уровень ВВП и даже превзошла его на 4 %. Снижение инфляционного напряжения характеризуется уменьшением индекса потреби­тельских цен за 10-летний период более чем на порядок — с 2096,5 % в 1993 г. до 125,4 % в 2003 г. Положительная дина­мика результативности функционирования экономики пред­определила рост доходов населения. Достаточно сказать, что индекс реальной начисленной заработной платы работающих

360_________ Раздел III

достиг в 2003 г. 137 % по отношению к базовому 1990 г., а ее аб­солютные значения приблизились к двухсотдолларовой отмет­ке в эквиваленте.

Все это означает, что экономика Республики Беларусь про­шла фазу оживления и в 2004 г. оказалась на начальном этапе фазы экономического подъема. В 2004 г. положительные тен­денции сохранились: ВВП вырос за год на 11,0 %, инфляция снизилась до 14,4 %, а официально зарегистрированный уро­вень безработицы среди экономически активного населения упал до 1,9 %.

Анализировать постперестроечный период развития бело­русской экономики, соизмеряя его только с закономерностями протекания экономического (делового) цикла, — значит ожи­дать в перспективе такого бурного экономического роста, кото­рый потребует сдерживающего вмешательства государства. Од­нако реальность такова, что страна преодолевает не столько экономический кризис в его классическом понимании, сколько трансформационный, системный кризис, связанный с перехо­дом от административно-командной экономики к социально ориентированной рыночной экономике. Глубина и острота мак­роэкономической нестабильности в этих условиях обусловлена системой не только чисто экономических факторов, но и демо­графических, политических, социологических, этических и да­же психологических. Поэтому необходимо учитывать, что по­ложительные сдвиги в экономике Беларуси произошли в значи­тельной мере за счет улучшения организации производства, усиления государственного макроэкономического регулирова­ния, всестороннего использования экстенсивных факторов эко­номического роста, во многом исчерпавших себя в современных условиях.

Социально-экономические процессы в стране на сегодняш­ний день характеризуются рядом явлений, которые могут нега­тивно повлиять на наметившийся экономический подъем.

Недостаточная конкурентоспособность продукции некото­рых предприятий стала причиной накопления на складах зна­чительных объемов товаров. Так, на 1 января 2005 г. запасы не­реализованной сверхнормативной продукции достигли 53,8 % среднемесячного объема производства. Необходимо учитывать, что конкурентоспособность многих видов продукции белорус­ских предприятий в большой мере обеспечивается за счет це­новых факторов, резервы дальнейшего наращивания которых на сегодняшний день практически исчерпаны по нескольким причинам. Во-первых, социальная ориентированность эконо-

Основы теории макроэкономики_______________________ 361

мики требует повышения заработной платы и поддержания низкого уровня безработицы. Во-вторых, мировые рынки на­строены на высокотехнологичную продукцию, конкурентоспо­собность которой все больше определяется неценовыми пара­метрами. В-третьих, спрос на белорусские товары на россий­ском рынке будет сужаться по мере стабилизации цен на нефть, а также развертывания в России собственных высокотехноло­гичных, импортозамещающих производств.

Из-за сложности сбыта продукции растет кредиторская за­долженность белорусских предприятий. Так, на начало 2005 г. просроченная кредиторская задолженность составляла 4,6 трлн руб. К тому же в республике довольно высокая по ми­ровым меркам энерго-, материало- и трудоемкость продукции. Все это, а также факторы организационно-экономического по­рядка обусловливают низкий уровень рентабельности реализо­ванной продукции, работ и услуг предприятий и организаций (в 2004 г. он составлял 13,4 %) и довольно значительную долю убыточных предприятий (в 2004 г. она равнялась 20,9 %). Такое экономическое положение затрудняет обеспечение над­лежащих условий для внутреннего инвестирования предприя­тий, ослабляет возможность наращивания совокупного спро­са — необходимой составляющей экономического подъема.

Особенно «узким местом» на сегодняшнем этапе экономи­ческого развития страны, отрицательно влияющим на макро­экономическую стабильность, является высокий уровень физи­ческого и морального износа активной части основных про­изводственных фондов. В некоторых отраслях промышленно­сти он достигал в 2004 г. 70—80 %. Хотя благодаря стабилиза­ционным процессам в экономике коэффициент их обновления и поднялся на сегодняшний день до 4 %, он все еще далек от по­казателя ежегодного обновления основных производственных фондов доперестроечных времен, составлявшего в белорусской промышленности 6—8 % . Значительный потенциал ускорения обновления основных фондов страны кроется в сокращении не­завершенного строительства. Достаточно сказать, что в 2003 г. балансовая стоимость объектов незавершенного строительства составляла 4 трлн 175 млрд руб., что почти равнялось годовой инвестиционной программе страны. Не используемые или ма­лоэффективно используемые фонды угнетают финансовое со­стояние предприятий, стимулируя рост цен на продукцию без улучшения ее технико-технологических характеристик.

Резервами макроэкономической стабилизации и наращива­ния экономического подъема в Республике Беларусь являются:

362_________ Раздел III

• дальнейшее ускорение развития частного сектора эконо­мики (уже в 2004 г. здесь работало 46,8 % занятого населения, но этого мало);

• усиление положительной динамики развития сферы услуг (ее продукция в 2004 г. составила 43,8 % в объеме ВВП);

• поддержание малого предпринимательства (в 2003 г. ма­лым бизнесом было занято лишь 12,1 % экономически актив­ного населения, производилось только 8,2 % продукции).

Необходимо также более решительное изменение техноло­гической структуры экономики Беларуси.

Одной из наиболее существенных проблем макроэкономи­ческой нестабильности в нашей стране является инфляция. Пе­реход к свободному ценообразованию, осуществляемый в про­цессе рыночных преобразований и имеющий целью ликвида­цию накопившихся в условиях административно-командной экономики диспропорций, на начальном этапе привел к резко­му скачку цен. В 1992 г. они выросли в 13,6 раза, в 1993 г. еще значительнее — в 21 раз, и такой темп роста практически со­хранился в 1994 г. (20,6 раза). Характерной особенностью яви­лось введение в мае 1992 г. наличного белорусского рубля, ко­торый имел хождение в качестве параллельного платежного средства наряду с денежной единицей распавшегося к тому времени Советского Союза. В мае 1994 г. белорусский рубль был объявлен единым законным платежным средством.

Либерализация цен в первой половине 1990-х гг. отбросила за черту бедности значительную часть населения Беларуси и ста­ла одним из основных факторов снижения объемов производства реального сектора экономики и потребления. Огромное влияние на удорожание белорусской промышленной и сельскохозяй­ственной продукции оказал отпуск цен на энергоносители в Российской Федерации. Потребовалась корректировка курса реформ в области ценового регулирования, и в результате ан­тикризисных мер рост цен на потребительские товары и услуги удалось снизить в 1995 г. до 3,4 раза.

Процессы макроэкономической стабилизации, начавшиеся в 1996 г. в реальном секторе экономики, отразились значитель­ным снижением темпов роста цен. Так, в 1996 г. уровень ин­фляции составлял уже только 39,3 %. Однако финансовый кри­зис, разразившийся в Российской Федерации в 1998 г., оказал негативное влияние и на инфляционные процессы в Республи­ке Беларусь. Потребительские цены за этот год выросли в 2,8 раза, а в 1999 г. — в 3,5 раза, даже превысив показатели 1995 г. Добиться их обуздания удалось лишь в 2000 г., но затем

Основы теории макроэкономики_______________________ 363

цены стали опускаться ежегодно и неуклонно. В 2004 г. инфля­ция в Республике Беларусь снизилась до 14,4 %.

Анализ инфляционных процессов в Беларуси в 1991—2004 гг. позволяет выделить пять этапов, различающихся природой и динамикой:

• 1991 г. — первое полугодие 1992 г.: скрытая инфляция спроса, существовавшая в административно-командной системе, переходит к ползучей, а от нее — к галопирующей инфляции;

• второе полугодие 1992—1994 г.: открытая инфляция спро­са со второго полугодия 1993 г. в значительной мере замещает­ся инфляцией предложения, включающей в себя «импортируе­мую» инфляцию; галопирующая инфляция сменяется гипер­инфляцией;

• 1995—1997 г.: одновременно развивается инфляция спро­са и предложения, имеются элементы скрытой инфляции, га­лопирующая инфляция в отдельные месяцы опускается до ползучей;

• 1998—2000 г.: сохраняется одновременное протекание инфляции спроса и предложения, особое влияние на рост ин­фляции предложения оказывает «импортируемая» инфляция, связанная с российским финансовым кризисом 1998 г., продол­жается сосуществование открытой и скрытой инфляции; по уровню инфляция повышается до галопирующей;

• 2001 —2004 г.: инфляция спроса сохраняется, однако пре­валирующей становится инфляция предложения, значитель­ную роль в сохранении которой играет «импортируемая» инфля­ция; наблюдается неуклонное снижение темпов галопирующей инфляции с видимыми перспективами перехода ее в ползучую.

В современных условиях в Беларуси безработица имеет свою специфику. Так, на фоне невысоких показателей официально зарегистрированной безработицы (1,9 % в декабре 2004 г.) наблюдается более высокий уровень реальной безработицы, достигающий, по данным выборочных обследований домашних хозяйств, 7,8 % . Ситуация связана прежде всего с действующей системой регистрации безработных, довольно низким уровнем пособия по безработице (средний размер пособия — 27,5 тыс. руб., или 21,4 % бюджета прожиточного минимума), ограничен­ными возможностями переподготовки и малой вероятностью последующего трудоустройства, предложением на рынке тру­да, как правило, низкооплачиваемых и неквалифицированных рабочих мест.

Распространенной практикой в современных условиях ста­ла вынужденная неполная занятость на производстве. Так,

364_________ Раздел III

в январе—сентябре 2004 г. в таком режиме трудились 208тыс. работников предприятий и организаций, или 5,8 % среднеспи­сочной численности работающих. В результате общие потери рабочего времени составили 2,7 млн чел.-дней, что равнозначно невыходу на работу 14 тыс. человек. Неэффективное использо­вание трудоустроенной рабочей силы снижает интенсивность и производительность труда, ведет к ухудшению ее качествен­ных характеристик, негативно отражается на доходах работни­ков и жизненном уровне их семей. Это становится все более су­щественным препятствием на пути устойчивого роста не только экономики, но и благосостояния населения, поскольку эффек­тивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ.

Ряд социальных и экономических проблем на рынке труда связан с существованием неформального сектора, пронизываю­щего фактически все отрасли экономики. Эта вынужденная фор­ма адаптации населения к изменению социально-экономической ситуации в период ее кризисного развития составила альтерна­тиву безработице, повысила мобильность работников, смягчила падение уровня жизни населения. Однако, облегчив последствия экономического кризиса в трудовой сфере, неформальный сек­тор породил ряд острых социальных проблем. Значительное ко­личество работников в нем заняты без подписания контрактов (в том числе трудовых договоров), не имеют гарантий по выпла­те заработной платы, лишены правовой и социальной защи­щенности, контроля за условиями труда. Работники нередко утрачивают квалификацию и профессиональные навыки.

Обострилась и проблема женской безработицы: среди безра­ботных, зарегистрированных государственной службой заня­тости в 2004 г.,их доля составляла 68 %; в числе высвобожден­ных с предприятий и организаций по сокращению штатов пре­обладают именно женщины — более 75 %. Хотя законодатель­ство и предусматривает защиту женщин от дискриминации при увольнении с работы, однако на практике пока отсутствует тож­дество между равными правами и равными возможностями.

В Беларуси сложилось тревожное положение в среде моло­дежи, доля молодежной безработицы в 2004 г.достигла 46 %. Проблемы трудоустройства молодежи, ее адаптации на рынке труда, защиты от дискриминации со стороны работодателей, низкие трудовые доходы, нерегулярная занятость особенно не­гативно отражаются на качестве трудового потенциала страны. Молодежь не готова к предстоящей трудовой деятельности, у нее не сформированы трудовые навыки и модели трудового

Основы теории макроэкономики_______________________ 365

поведения. Кроме того, незанятость молодежи, отсутствие по­зитивных поведенческих установок и твердых социально-нрав­ственных ориентиров оказывают негативное влияние на ее тру­довой менталитет, провоцируют в молодежной и подростковой среде асоциальное поведение, в том числе связанное с правона­рушениями.

Закрепление и развитие положительных тенденций в бело­русской экономике требует такой системы мер и мероприятий макроэкономического регулирования, которая обеспечила бы высокие темпы экономического роста при низком уровне ин­фляции и безработицы. В этом контексте был разработан про­ект Программы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на 2006—2010 гг. Планируется обеспечить темпы роста ВВП примерно на 140—150 % при снижении уровня ин­фляции до 3—5 % и поддержании безработицы на уровне не бо­лее 1,5—2 % экономически активного населения.

Реализация поставленных задач в первую очередь потребу­ет проведения стимулирующей политики в реальном секторе экономики, осуществления комплекса мер по снижению издер­жек производства и сдерживанию монополистического вздутия цен, а также проведения активной политики на рынке труда, которая позволила бы создать дополнительные рабочие места, перераспределить трудовые ресурсы в точки их наиболее эф­фективного использования, стимулировать качественное совер­шенствование совокупной рабочей силы страны.

Все это в конечном итоге должно способствовать удержанию белорусской экономики на фазе подъема, достижению ею такой интегрированной цели макроэкономического регулирования, как обеспечение всестороннего гармоничного развития личнос­ти на основе повышения уровня и качества жизни белорусского народа.

Основные выводы

1. Для развивающейся национальной экономики характер­но отклонение от равновесия, поэтому ее правомерно рассмат­ривать как образование, которое постоянно отклоняется не только от идеального, но и от равновесного состояния. К функ­циональным формам макроэкономической нестабильности от­носят циклические спады национального производства, безра­ботицу, инфляцию.

2. Присущая экономическому развитию цикличность про­является в периодически повторяющихся нарушениях равно-

366_________ Раздел III

весия национальной экономики, сопровождаемых сокращени­ем, а затем ростом объема производства и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия.

3. Нарушения равновесия происходят в ходе экономическо­го (делового) цикла, который складывается из регулярных ко­лебаний уровней производства, занятости и доходов. Он охва­тывает период времени между двумя одинаковыми состояния­ми экономической конъюнктуры или между двумя одинаковы­ми фазами экономического развития.

4. Несмотря на различия в продолжительности и интенсив­ности экономических циклов, все они включают четыре фазы: кризис (рецессия, спад, оживление), депрессию (стагнация), оживление (расширение), подъем (экспансия, бум). Иногда эко­номисты говорят о двухфазном развитии, имея в виду такие составляющие делового цикла, как подъем и депрессию, а спа­ды и оживления относят к переходным моментам.

5. Фазы экономического цикла выполняют ряд воспроиз­
водственных функций:

• фазе кризиса свойственно разрушение старых пропорций и создание условий для будущего расширения производства;

• фазе депрессии — приспособление к новым, вновь выстро­енным пропорциям;

• фазе оживления — расширение производства и достиже­ние докризисного уровня на основе новых пропорций в эконо­мике;

• фазе подъема — выход производства продукции за пре­делы платежеспособного спроса и усиление противоречий меха­низма воспроизводства, которые находят свое разрешение в сле­дующем экономическом цикле.

6. Теории, объясняющие природу экономической циклич­ности, как правило, подразделяют на «внешние» и «внутрен­ние». Если первые усматривают причину экономических коле­баний в действии внешних по отношению к хозяйственной сис­теме факторов, то вторые — в действии факторов, присущих са­мой экономической системе.

7. По причинам возникновения и продолжительности эко­номических циклов в экономической литературе их обычно подразделяют на три-четыре типа, хотя современной экономи­ческой науке известно более 1300 типов цикличности. Кратко­срочные циклы длятся 2—4 года, их природу связывают с коле­баниями мировых запасов золота и влиянием денежного обра­щения на состояние национального производства. Среднесроч­ные промышленные циклы составляют 7—12 лет, что обуслов-

Основы теории макроэкономики_______________________ 367

лено периодичностью инвестиционного процесса, функциони­рованием кредитной сферы. Строительные циклы продолжи­тельностью 16—25 лет связаны с периодичностью обновления основных фондов и жилья. Долгосрочные колебания, длящиеся 48—55 лет, иначе называют большими экономическими цикла­ми. Они мотивируются закономерностями накопления и обнов­ления научных знаний, революционными переворотами в нау­ке и технике.

8. Циклическое развитие экономики по-разному влияет на различные отрасли. От спада больше других страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования.

9. Во второй половине XX в. обнаружилась тенденция к от­носительному сокращению амплитуды циклических колеба­ний с одновременным ослаблением кризисных явлений и их не­которым учащением. Эта тенденция продолжает нарастать и в наши дни.

10. Рыночной экономике присуще такое отражающее мак­роэкономическую нестабильность социально-экономическое яв­ление, как безработица: определенная часть трудоспособного населения не находит себе применения на производстве по при­обретенной специальности и становится незанятой.

11. В соответствии с неоклассической теорией основной при­чиной безработицы является нежелание работников поступить­ся частью заработной платы, несогласие на ее снижение. В соот­ветствии с марксистской теорией к безработице ведут растущее накопление капитала и вытеснение живого труда машинным. Кейнсианская теория видит основную причину безработицы в неспособности рынка труда автоматически уравновешивать спрос и предложение. Сторонники технологической теории свя­зывают появление безработицы с научно-техническим прогрес­сом общества.

12. Различают безработицу следующих типов:

• фрикционную, которая отмечается поиском, ожиданием работы;

• структурную, возникающую в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупного пред­ложения и обусловленную соответствующими структурными преобразованиями в экономике;

• естественную — суммарно образованную фрикционной и структурной безработицей. Естественный уровень безработицы устанавливается при сбалансированном рынке рабочей силы, в развитых странах он составляет примерно 5—6 %.

368 Раздел III

В экономической литературе вместо термина «естествен­ный уровень безработицы» иногда используется аббревиатура NAIRU, которая расшифровывается как «не ускоряющий ин­фляцию уровень безработицы». Так подчеркивается наличие нижнего предела уровня безработицы, выход за который сопря­жен с инфляцией.

Для определения уровня естественной безработицы может использоваться средняя величина фактической безработицы за длительный период (примерно 40—50 лет), в течение которого сглаживается влияние циклических колебаний.

Естественный уровень безработицы неодинаков не только для различных стран, но и для разных временных периодов в одной стране. Наиболее существенными факторами, влияющи­ми на него, являются система страхования по безработице, ко­торая способствует увеличению времени поиска работы, и «жесткая» заработная плата, которая порождает так называе­мую «безработицу ожидания».

13. Когда наблюдается дефицит спроса, вызванный спадом
производства, в рамках экономического цикла появляется цик­
лическая безработица, которую можно охарактеризовать как
безработицу, вызываемую циклическими спадами производ­
ства, кризисами. Последнее связаны с колебаниями экономи­
ческой конъюнктуры.

Скрытая безработица представляет собой реально существу­ющую, но на поверхности незаметную и официально не регис­трируемую избыточность применяемого труда.

14. Безработица, особенно длительная, опасна деквалифи­
кацией, снижением уровня профессионализма у безработных,
что, соответственно, отрицательно влияет не только на размер
их зарплаты, когда они находят работу, но и на их привлека­
тельность на рынке труда. В результате по достижении опреде­
ленного уровня длительной безработицы возрастает вероят­
ность сохранения ее на этом уровне. Экономисты называют дан­
ное явление эффектом гистерезиса.

Экономические издержки безработицы связаны, прежде всего, с недобором ВВП вследствие ее роста. Согласно закону Оукена увеличение безработицы на 1 процентный пункт сверх естественного уровня влечет за собой снижение объема реально­го ВВП на 2—3 % (обычно берется средняя величина 2,5 %). Кроме этого серьезные социальные, нравственно-психологичес­кие и даже политические проблемы, зачастую не поддающиеся количественной оценке, связаны с безработицей.

15. Парадоксально, однако безработица несет в себе и неко­
торый положительный заряд: ее фрикционная форма способ-

Основы теории макроэкономики_______________________ 369

ствует перераспределению рабочей силы в места наиболее эф­фективного использования последней, а структурная безрабо­тица предполагает реализацию различных форм повышения квалификации, переподготовки кадров, которые положитель­но влияют на качественное совершенствование совокупной ра­бочей силы общества. Кроме того, наличие резервной армии труда оказывает стимулирующее воздействие на исполнение своих обязанностей занятыми на производстве. Вместе с тем все это справедливо лишь для невысокого уровня естественной без­работицы и для общества в целом. С точки зрения приоритета личности даже один вынужденно безработный — это потери в личностном развитии человека.

16. Характеристика степени макроэкономической неста­
бильности во многом связана с инфляцией, представляющей со­
бой колебания общего уровня цен в сторону их повышения.
Другими словами, это избыток денег в обращении, ведущий
к их обесценению и росту товарных цен.

Инфляция представляет не только и даже не столько чисто монетарный феномен, выражающийся в устойчивом и непре­рывном росте цен под давлением избытка денежной массы в об­ращении, сколько макроэкономический процесс, охватываю­щий всю экономику страны. Это социально-экономическое яв­ление, порожда

Наши рекомендации