Взаимная торговля услугами
Важной составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами.
Российский экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., развивался быстрее импорта, в том числе за счет заметного увеличения поступлений от предоставления транспортных и строительных услуг, услуг по статье «Поездки», тесно связанной с трудовой миграцией, а также различных профессиональных и технических услуг.
Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней торговли России услугами. К 2009 г. удельный вес Содружества в этой сфере (14 %) уменьшился более чем на 7 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. Основными причинами явились концентрация выездного туризма и внешнеторговых грузопотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и основным торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики.
Отраслевая структура российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг – «Транспорт» и «Поездки» (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких и интеллектуальных услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2008 г. и 669 млн. долл. в 2009 г.) по сравнению с общим объемом российского экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл. и 6,7 млрд. долл. соответственно). Сохраняется общая транспортная инфраструктура государств Содружества - транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. Страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.
Скромная доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10–11 %) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним, включая техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.
В структуре импорта услуг из СНГ в 2000-х гг. ощутимо выросла доля транспортных услуг, обеспечивавших растущие перевозки российских внешнеторговых грузов. Удельный вес наукоемких и интеллектуальных услуг в импорте выше, чем в экспорте, что связано с закупками Россией телекоммуникационных, а также инженерных и технических услуг. Все последние годы значительную часть импорта услуг из СНГ составляют расходы по статье «Государственные услуги» – около 9–10 % (10,5 % в 2009 г.). Суммарные платежи России в пользу СНГ по указанной статье в 2000–2009 гг. составили порядка 5 млрд. долл., в том числе накопленное отрицательное сальдо – более 4,6 млрд. долл. В данной статье учитываются расходы нашей страны на содержание Черноморского флота, военных баз, официальных представительств и организаций, аренду космического комплекса «Байконур» и др.4
Возможности роста доходов от продаж услуг в СНГ во многом связаны с более полным использованием экспортного потенциала отечественного транспортного комплекса на основе повышения доли участия российских транспортных компаний в перевозках отечественных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ России и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.
Усиление российского присутствия на рынке наукоемких и интеллектуальных услуг СНГ, возможно, прежде всего, за счет расширения технического содействия в сооружении и модернизации инфраструктурных и производственных объектов, развития научно-технического и производственно-технологического сотрудничества, которое бы привело к росту обмена результатами научных исследований и технологиями.
Трудовая миграция
Одним из важнейших связующих звеньев России с рядом государств СНГ, прежде всего Центральной Азии, являются крупные миграционные потоки, в которых заинтересованы не только страны-экспортеры рабочей силы, но и российская сторона.
Как сообщает замначальник Российской федеральной миграционной службы Екатерина Егорова за 8 месяцев 2011 года в Россию прибыло 9,8 млн. иностранных граждан. По ее словам, 50,34% из них прибыли по личным интересам, 14,47% - в поисках работы, 2,53 – по делам службы, 11,13 – туристы, 1 – для получения образования: «6,7 млн. из них были зарегистрированы. За нарушение миграционных норм на территории России 15653 иностранцев были депортированы. Самая большая проблема миграции связана с гражданами СНГ. Безвизовый режим между Россией и странами СНГ создает проблемы в области миграции. Сегодня по числу мигрантов в России первые места занимают граждане Украины и Казахстана».
Благодаря труду мигрантов в России создается 3-5% ВВП, тогда как, по данным статистического комитета СНГ, денежные переводы работающих за рубежом соотечественников достигают 50% ВВП Таджикистана, по 30% - Молдавии и Киргизии, около 10% - Армении.