Валютный (обменный) курс

Итак, на валютном рынке национальная валюта (например, американский доллар) обменивается на иностранные валюты (например, канадские доллары, французские франки, марки или фунты стерлингов). Цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве денежных единиц национальной валюты, называется «валютным» (или «обменным») курсом.

Когда цена единицы иностранной валюты в пересчете на отечественную валюту растет, — говорят об обесценении (удешевлении) отечественной валюты. И наоборот, если цена единицы иностранной валюты, выраженная в отечественной валюте, падает, говорят об удорожании отечественной валюты.

Чем же определяется уровень обменного курса и его динамика, т. е. изменения во времени?

В мировой практике валютный курс определяется на основе так называемого «паритета покупательной способности».Этот паритет есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Но речь идет не о каких-то конкретных отдельных товарах, ибо при таком изолированном сравнении отразить реальный курс не удастся.

Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании очень большого числа товаров и услуг, вхо-

15*

дящих в условную потребительскую корзину двух стран. Если скажем, в России такая корзина стоит 450 тыс. руб., а в США — 100 долл., то поделив 450 тыс. руб. на 100 долл., получим, что цена 1 долл. (т. е. его валютный обменный курс) равна 4500 руб. Теперь понятно, что если в России цены, предположим, вырастут в 3 раза, а в США останутся неизменными, то при прочих равных условиях обмена курс доллара к рублю утроится. Такой способ определения валютного курса лишь внешне кажется простым. На самом деле он дает все ту же приблизительную величину, своего рода общий ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием необозримого множества причин, далеко отклоняясь от паритета покупательной способности.

Но самая большая сложность заключается в том, что не существует единого способа определения состава потребительской корзины.В разных странах структура товаров и услуг, входящих в нее, весьма отличается, поэтому сравнивать «корзины» очень трудно. И тем не менее, хотя «корзиночный» способ определения валютного курса всех проблем не решает, но другого, более точного способа пока не существует. Установившийся валютный курс находится под пристальным вниманием Центрального и коммерческих банков, крупных предприятий, маклеров-посредников. Обмен информацией о динамике валютных курсов в наше время происходит почти непрерывно, благодаря сети спутниковой связи, покрывающей земной шар. Мониторы установлены во всех банках, участвующих в мировой торговле иностранной валютой.

Частные продавцы и покупатели валют, конечно, руководствуются соображениями собственной выгоды, стремясь купить иностранную валюту подешевле, а продать подороже. Но движение обменного курса имеет и важное макроэкономическое значение, и поэтому является объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. При этом государство рассматривает обеспечение стабильного валютного курса как задачу не менее важную, чем обеспечение стабильности количества денег или уровня цен в национальной экономике. Чем же вызвана необходимость государственного вмешательства в сферу валютных курсов?

Дело в том, что изменения уровня обменного курса по-разному воздействуют на разные секторы и отрасли

экономики.Важное значение они имеют прежде всего для тех предприятий, которые включены в систему экспортно-импортных операций, т. е. поставляют товары за рубеж или покупают товары за рубежом. Здесь действует непреложное правило: при падении курса национальной валюты по отношению к валютам других стран в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса выигрывают импортеры.

Это легко понять на условном примере. Предположим, некий товар импортируется в Россию по цене 10 долл. при валютном курсе в 2500 руб. за доллар. Однако, если курс упадет до 4000 руб. за доллар, то цена товара вырастет до 40000 руб. (вместо 25000 руб.). Это будет означать, что количество потребителей, в соответствии с законом спроса, уменьшится. Доходы импортеров снизятся, оборот их средств замедлится. Таким образом, падение курса отрицательно скажется на объеме, и структуре импорта, отчего пострадают не только предприниматели, но и рядовые потребители. Для экспортеров же ситуация будет обратной: при падении курса национальной валюты за то же количество иностранной валюты, вырученной за проданный иностранцам товар, они получат большее количество рублей (при переводе инвалюты в рубли).

Современные развитые страны, осуществляющие экспорт и импорт в широких масштабах, очень чувствительны даже к небольшим колебаниям валютного курса. Для автомобильной корпорации «Тойота», например, падение курса доллара всего на одну иену оборачивается потерей 6 млрд иен! А в целом, по подсчетам специалистов, при курсе 110 иен за доллар (в начале 1993 г. — 124 иены за доллар. — Авт.) убытки могут понести 70 % японских корпораций и фирм. Однако в ситуации с растущим курсом валюты проигрывают не все. Например, отрасли, работающие на импортном сырье, обнаружат, что их производственные затраты сократились, так как теперь за то же количество сырья нужно платить меньшие суммы в национальной валюте. Кроме того, значительно выигрывают потребители, ибо выбор импортных товаров станет больше, а цены ниже. Хорошо и то, что фирмы, поставленные в жесткие условия колебаниями курса валюты, будут вынуждены снижать затраты и перестраивать производство. Конечно, есть такие фирмы и страны, которые слабо связаны с мировым рынком, и на их

деятельность колебания валютного курса не оказывают практически никакого влияния.

Таким образом, при любых колебаниях валютного курса одни всегда будут в выигрыше, другие — в проигрыше. Отсюда следует, что производители крайне заинтересованы в стабильном и предсказуемом изменении валютного курса, которое может стать основой планирования их коммерческой деятельности. Поэтому контроль за изменениями курса и его регулирование — одна из важных целей экономической политики государства.

Наши рекомендации