Номинальный и реальный валютный обменный курс

Состояние ба­ланса товаров и услуг зависит, в первую очередь, от реаль­ного валютного курса. Последний, в отличие от номиналь­ного (т.е. цены валюты одной страны, выраженной в де­нежных единицах другого государства), представляет со­бой относительную цену товаров, производимых в различ­ных странах. RE = HE * P / PF

где RE — реальный валютный курс; NE — номинальный валют­ный курс; Р — уровень цен в данной стране; РF — уровень цен в стране, по отношению к которой определяется валютный курс.

Если реальный валютный курс достаточно высок, это озна­чает что товары, произведенные в этой экономике, относитель­но дороги, а иностранные товары и услуги, соответственно, де­шевы. Поэтому, при прочих равных условиях, повышение ре­ального валютного курса ведет к превышению импорта над экс­портом, и наоборот.

58. Модель Манделла-Флеминга

Модель Манделла-Флеминга, или модель малой откры­той экономики (МОЭ), была разработана Р. Маделлом и Дж. Флемингом, представляет собой развитие модели IS – LM применительно к экономике, которая является достаточ­но «малой» для того, чтобы оказывать какое-либо сущест­венное влияние на мировой финансовый рынок (ставку процента), и «открытой» в том смысле, что капитал (в стра­ну или из страны) движется достаточно свободно (при­ближая внутреннюю ставку процента к мировой). Поэтому норма процента в такой экономике равна мировой.

Существенных отличий от модели IS – LM несколь­ко. Во-первых, ставка процента является неизменной и рав­на мировой (горизонтальная линия iw). Во-вторых, поло­жение линии IS зависит от уровня валютного курса (кото­рый в модели IS – LM как параметр не фигурирует в явном виде), т.к. внутренняя норма процента равна мировой. По­вышение (ревальвация) валютного курса (ВК) приводит к сдвигу линии IS влево (сокращается чистый экспорт), понижение (девальвация) — вправо. 60

60. Экономическая политика при плавающем и фиксированном валютном курсе.

Влияние денежно-кредитной политики на МОЭ с плаваю­щим валютным курсом заключается в следующем. Если цен­тральный банк увеличивает предложение денег (т.е. прово­дит мягкую денежно-кредитную политику).

Это приводит к снижению обменного курса (т.е. девальвации национальной валюты) и, соот­ветственно, увеличению чистого экспорта и уровня дохо­да. Следствием же ужесточения денежно-кредитной поли­тики является повышение валютного курса и сокращение чистого экспорта и уровня дохода. Таким образом, в усло­виях МОЭ при плавающем валютном курсе денежно-кре­дитная политика не приводит к изменению нормы про­цента (в отличие от закрытой экономики, которая описы­вается моделью 18—ЬМ), а влияет на обменный курс и, через него, на размер чистого экспорта и уровень дохода.Что касается денежно-кредитной политики, то она в условиях МОЭ с фиксированным обменным курсом стро­го говоря «невозможна», т.к. изменение денежного пред­ложения приводит к изменению ВК, т.е. требует проведе­ния либо девальвации, либо ревальвации. Но поскольку ВК по определению фиксирован, в случае незначитель­ных отклонений его рыночных котировок от официально­го уровня начнется либо «скупка» валютных резервов (ры­ночный курс отклоняется вверх от официального), что приведет к сокращению количества национальной валю­ты в обращении и увеличению ин-ной, либо сцена­рий будет обратным. В любом случае равновесие восстано­вится. 61

59. Макроэкономическая политика в открытой экономике.

Открытая экономика испытывает значительное влия­ние внешнего мира. Поэтому кроме «внутреннего равнове­сия» в открытой макроэкономической системе выделяется еще и внешнее, характеризующееся сбалансированным состоянием текущего и капитального счета платежного ба­ланса, равновесным значением валютного курса.

Эффективность денежно-кредитной и бюджетно-на­логовой политики в условиях открытой экономики суще­ственно зависит от режима валютного курса. В условиях плавающего валютного курса бюджетно-налоговая поли­гика оказывает влияние на уровень обменного курса на­циональной валюты, но не влияет на совокупный выпуск. Величина последнего может регулироваться путем прове­дения соответствующей денежно-кредитной политики. В ус­ловиях фиксированного валютного курса более эффектив­на бюджетно-налоговая политика, т.к. проведение дискре­ционной денежно-кредитной политики невозможно.

Макроэкономическое регулирование открытой эко­номики представляет собой особенно сложную задачу. С од­ной стороны, для достижения ее равновесия очень важно обеспечить стабильный валютный курс. Но чем более он стабилен, тем меньше возможностей для изменения де­нежно-кредитной политики (если курс фиксирован, то она, как мы говорили, попросту невозможна). Бюджетно-налоговая политика — более инерционный инструмент. 62

59. Макроэкономическая политика в открытой экономике.

Сле­довательно, в условиях малой открытой экономики, госу­дарству необходимо очень тщательно подходить к выбору валюты, к которой планируется «привязать» националь­ную денежную единицу, а также к выбору уровня фикса­ции валютного курса. 4. Экономика Республики Беларусь близка к «малой от­крытой экономике с фиксированным валютным курсом», т.к. приоритетной целью денежно-кредитной политики яв­ляется обеспечение стабильного и предсказуемого обмен­ного курса белорусского рубля. Однако она не полностью соответствует ей. Курс белорусского рубля не является же­стко фиксированным.

62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.

Опыт решения отдельных проблем в капиталистических странах, которые пришлось решать и в переходной (трансформаци­онной) экономике, а также опыт трансформации команд­ной экономики в Германии после Второй мировой войны и Китая в последней четверти XX в. Вместе с появлением проблем, которые пришлось ре­шать реформаторам, возникла и экономическая научная дисциплина — транзитология, изучающая закономерно­сти развития переходных экономик. Она анализирует и обобщает опыт проведения реформ в различных странах и выявляет общие закономерности, учет которых необходим для успешного реформирования. В теории и практике проведения рыночных реформ сло­жились две противоположных концепции. Одна из них на­зывается «градуализм» (от английского слова «gradual» — постепенный), а вторая — «шоковая терапия». Второй тер­мин используется для обозначения радикальных рыноч­ных реформ.63

62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.

Градуализм — это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что так можно избежать резкого сни­жения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачно­го примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.

Сторонники градуализма в китайском опыте постепен­ных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики:

1)может существовать система параллель­ных цен, а ценовая реформа может быть неполной и по­степенной;

2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производ­ства на госпредприятиях;

3) переход к рыночной эконо­мике может осуществляться без жесткой макроэкономи­ческой политики;

4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через посте­пенное увеличение зон свободной торговли);

5) важен по­рядок реформ.

«Шоковая терапия» — это концепция, в основе кото­рой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюд­жетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либераль­нои рыночной теории, основоположником которого яв­ляется Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, и его последователи. 64

62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.

Монетаристы исходят из того, что рынок является са­морегулирующейся системой, способной порождать ры­ночные институты без участия государства. С другой сто­роны, государство не есть некоторый абстрактный инсти­тут, оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и противодействуют сужению их функции в управлении экономикой.

Опыт стран с переходной экономикой подтверждает тезис монетаристов о том, что субъекты рыночного хо­зяйства создают необходимые для функционирования рын­ка правила и институты без вмешательства государства.

Но есть и негативные моменты в самоорганизации рыночного хозяйства, тем более в условиях смешанной экономики переходного периода. Во-первых, саморазвитие рынка на основе либерализации требует длительного времени. Во-вторых, саморазвитие может порождать антисоциальные институты, пагубные для развития экономики.

Обобщая опыт первых реформ можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального разви­тия встречаются с проблемой трансформационного спада. 65

62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.

Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в разви­тии координирующей способности рынка.

Во-вторых, командно-административная экономика — это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других то­варов.

В случае реа­лизации градуалистской концепции реформ, правитель­ство пытается решить финансовые проблемы за счет мяг­кой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. Это в конечном счете ведет к проеданию сбережений на­селения и понижению текущих доходов, проеданию оборотных фондов предприятий. Кроме того, происходит перенос решения текущих проблем на следующие поко­ления, поскольку из-за проедания амортизации накапли­вается износ основных фондов как в сфере производства, так и в социальной сфере. Продолжают функционировать предприятия с низкой эффективностью использования ресурсов, развивается скрытая безработица.

В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффектив­ного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней тор­говли. В результате радикальных реформ эффективность производства быстро повышается и перекрывает потери трансформационного спада. Появляются ресурсы для под­держания более высокого уровня социальной защиты на­селения. 66

63. Осн. направления рыночных преобразований

Либерализация экономики означает снятие разнообраз­ных административных ограничений на принятие реше­ний субъектами хозяйствования. Она предполагает либе­рализацию цен, внутренней и внешней торговли и дере­гулирование бизнеса, снятие ограничений на доходы и заработную плату, демонтаж институтов планово-распре­делительной системы. Главный элемент указанных процес­сов — либерализация цен. С него начинается запуск рыноч­ной экономики, потому что именно свободные цен опре­деляют поведение агентов рынка.

Либерализация создала условия для при­ватизации, поскольку она обеспечивала реальные права собственника по принятию экономических решений.

Приватизация собственности бюрократией и криминаль­ными структурами, начиная с государственных финансов, началась спонтанно вместе с распадом системы социализма. Поэтому одна из целей ускорения формальной приватиза­ции — стремление реформаторов остановить спонтанную при­ватизацию, которая была несправедливой и неэффективной. Приватизация — это фундаментальное изменение в отноше­ниях собственности, которое преследует прежде всего эко­номические цели: формирование основ рыночной экономи­ки в целом, перераспределение ресурсов от старых к новым видам деятельности, проведение реструктуризации предпри­ятий и повышение их эффективности. 67

63. Осн. направления рыночных преобразований

Основными ограничениями на скорость и методы при­ватизации стали политические факторы. Реформаторы стре­мились предотвратить чрезмерное вмешательство государ­ства в деятельность предприятий, что было одним из ос­нований развивающейся коррупции.

Малая приватизация прошла быстро почти во всех стра­нах. Основным способом малой приватизации стала про­дажа предприятий их работникам (инсайдерам) и только в Чехии большинство предприятий было продано на аук­ционах. Продажа инсайдерам, как показал опыт, осуще­ствлялась по ценам более низким, чем на аукционах.

Рассмотрим основные методы приватизации.

Первоначальное публичное предложение акций (ПППА) на биржах ~ это стандартный метод приватизации на биржах в странах Запада. Этот метод представляет наиболее от­крытую и транспарентную форму приватизации. Цена ком­пании определяется рынком, и государство в этом случае получает максимальный доход. Приватизация в этом слу­чае становится доступной инвесторам различных стран. ПППА требует значительных затрат времени и финансов. Кроме того, у основных претендентов на собственность не было стимулов содействовать проведению ПППА. Этот ме­тод лишь иногда применялся в Польше, Эстонии и Венгрии.

Прямая продажа или инвестиционные тендеры давали возможность аутсайдерам приобретать значительные объ­емы госсобственности. 68

63. Осн. направления рыночных преобразований

Для крупных предприятий, кото­рым требовался иностранный инвестор, это была единст­венная возможность выживания. Но эти методы привати­зации были нетранспарентны, множество условий требо­валось обсуждать с чиновниками. Заинтересованные ин­сайдеры не могли на равных участвовать в тендерах с ино­странными инвесторами из-за недостатка средств и ока­зывали сопротивление приходу внешних инвесторов (аут­сайдеров). Эксперты считают, что теоретически это был наихудший способ приватизации. Прямые продажи и тен­деры имели успех в Венгрии, Чехии и Эстонии, т.е. в стра­нах с наиболее сильной государственной властью.

Ваучерная приватизация. Ваучер — это сертификат, дающий каждому гражданину право на приобретение части государст­венной собственности. Они распределялись среди всего насе­ления. Сама приватизация проходила быстро и пользовалась общественной поддержкой. Но ваучерная приватизации при­водила к распылению собственности. Она стала важнейшей формой приватизации в Чехии, Литве, Латвии, Армении, в Казахстане, за ваучеры было куплено 20% акций в России. Инсайдерская приватизация, т.е. приватизация в пользу менеджеров или работников предприятий. В ряде стран претензии работников и менеджеров на собственность были так велики, что другая форма приватизации была невоз­можна. Это была наиболее легкая и быстрая форма прива­тизации, которая получила распространение в странах СНГ. 69

63. Осн. направления рыночных преобразований

В России Программа приватизации (1992) предусматрива­ла 3 модели приватизации. Наиболее популярной оказалась вторая модель, по которой до 51% голосующих акций, т.е. контрольный пакет, могли получить работники пред-ий. Половина акций могла быть оплачена ваучерами. 3/4 пре-ий были приватизированы по этой модели. Банкротство и ликвидация стали наиболее эффективны­ми формами перехода к рынку. Сама угроза банкротства сти­мулирует жесткие бюджетные ограничения, улучшает пла­тежную дисциплину лучшими формами, приводит к уволь­нению слабых менеджеров. Процедура банкротства позво­ляет избавиться от старых собственников не справивших­ся со своей задачей. Это эф-ый способ реструкту­ризации предприятий. По выражению Й. Шумпетера, бан­кротство — это «созидательное разрушение», оно передает ресурсы неэф-но ра-ботающего пред-ия тем предпринимателям, которые используют эти ресурсы с большей пользой для общ-ва. Нов. собственники по­лучают юридически чистую компанию, которая не имеет долгов, в т.ч. скрытых, не имеет доли гос-ва в своих активах. Наконец, банкротство открывает рынки, прежде захваченные дотационными пред-ми и улу­чает конкурентную среду.

63. Осн. направления рыночных преобразований

Процедуры банкротства, как и ликвидации без проце­дуры банкротства, получили распространение в странах ЦВЕ и Прибалтики. К примеру, в 10-миллионной Венг­рии, в 1992 г. было зарегистрировано 14060 банкротств. В России, после принятия нового закона о банкротстве, в 1999 г. было зарегистрировано 10000 банкротств, что сразу улучшило платежную дисциплину, и доля бартера в рас­четах сократилась с 54% в 1998 г. до 21% в 2000 г. 70

63. Осн. направления рыночных преобразований

С появлением на предприятии новых собственников и изменением правил игры в эконо­мическом пространстве у предприятий появляются новые пели деятельности и способы их достижения. Процесс их адаптации к изменившимся условиям принято называть реструктуризацией предприятий.

В новых условиях работы фирмы осуществляют, прежде всего, организационную перестройку, т.е. создают новые функциональные подразделения (например, в области фи­нансового менеджмента, маркетинга, управления челове­ческими ресурсами), осуществляют децентрализацию не­которых функций управления. Все больше функций по производству деталей и комплектующих, осуществлению конструкторских, ремонтных работ и др. выносится за пре­делы фирм (аутсосрсинг) и соответствующие подразделе­ния фирм ликвидируется.

На предприятиях производят разделение активов, т.е. выделение в самостоятельные юридические лица или пе­редача уже существующим организациям непрофильных подразделений.

Большинство предприятий вынуждены искать новых потребителей и изменять ассортимент вы­пускаемых товаров {реструктуризациярынков); высвобож­дать излишнюю рабочую силу и нанимать работников нуж­ной квалификации (реструктуризация рабочей силы); об­новлять оборудование (реструктуризация ресурсов), изме­нять методы управления (реструктуризация менеджмента) и т. д

Наши рекомендации