А) для студентов очной формы обучения. Семинар 1,2. (Тема 1: Экономическая теория как наука)
Семинар 1,2. (Тема 1: Экономическая теория как наука)
Вопросы для обсуждения:
1. История становления современной экономической теории как науки.
2. Предмет экономической теории: эволюция взглядов. Современная трактовка предмета экономической теории.
3. Экономические отношения и экономические законы.
4. Методы исследования экономических явлений и процессов.
5. Экономическая теория и экономическая политика. Структура и основные особенности российской экономики
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ПК-6.
Семинар 3. (Тема 2: Общие закономерности экономического развития)*
Вопросы для обсуждения:
1. Общие проблемы экономического развития. Потребности и способы их удовлетворения.
2. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Понятие производства. Характеристика факторов производства.
3. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Понятие экономической эффективности.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
*Примечание: Занятие проводится в форме дискуссии - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-6.
Семинар 4. (Тема 3: Типы экономических систем)
Вопросы для обсуждения:
1. Традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная экономические системы: характеристика основных принципов функционирования.
2. Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Многообразие форм собственности в современной экономике.
3. Экономическая теория прав собственности.
4. Переходная экономика: причины существования и характерные черты.
5. Модели осуществления перехода к рыночной экономике: градуализм и «шоковая терапия». Экономические реформы в России на рубеже ХХ - ХХI веков.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-6, ПК-8.
Семинар 5. (Тема 4: Рыночная экономическая система) *
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность рынка. Условия становления и развития рыночного хозяйства.
2. Классификация рынков. Функции рынка. Рыночная инфраструктура.
3. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов в рыночной экономике.
4. Товар и деньги как основные категории рыночной экономики.
5. Модели современной рыночной экономики.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
*Примечание: Занятие проводится в форме метода кейс-стади- обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ПК-6.
Семинар 6. (Тема 5: Общие основы рыночного механизма)*
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие рыночного механизма и его элементы. Взаимосвязи между спросом, предложением и ценой. Закон спроса и закон предложения.
2. Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма.
3. Конъюнктура рынка. Условие рыночного равновесия.
4. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
5. Спрос и полезность. Теория потребительского поведения. Потребительский выбор.
6. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
7. Преимущества и ограниченность рынка.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-6.
Семинар 7. (Тема 6: Предпринимательство и его формы. Фирма в смешанной экономике)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность предпринимательства. Виды и формы предпринимательской деятельности.
2. Организационно-правовые формы предприятий.
3. Понятие издержек производства. Принцип альтернативных затрат. Виды издержек производства. Графики издержек.
4. Взаимосвязь объемов производства и издержек. Закон убывающей предельной производительности (доходности). Положительный и отрицательный эффект роста масштаба производства.
5. Результаты предпринимательской деятельности. Прибыль. Формы прибыли.
6. Подходы к максимизации прибыли.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-2, ПК-6, ПК-8