Необходимая реализация возможностей
Обеспечение макроэкономической конкурентоспособности является одной из главных целей развития всей хозяйственной системы страны. Россия имеет значительный потенциал обеспечения своей конкурентоспособности, однако она еще не включилась в мировую конкурентную гонку. Поэтому весьма актуальными являются разработка и начало реализации программы подъема уровня ее конкурентоспособности. Эта программа должна охватывать макро-, мезо- и микроуровень конкурентоспособности и дополнятся внешнеэкономической стратегией России.
Значительную роль в развитии внешней торговли конкурентоспособной продукцией может сыграть участие России в деятельности ВТО.
Как известно, главной целью ВТО являются либерализация торговли путем постепенного устранения дискриминации, снижения таможенных тарифов, отмены ряда нетарифных ограничений и проведения других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. В настоящее время в этой организации 90 стран-членов, которые должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования, а также 120 стран, входящих в нее на разных условиях.
Вступление России в ВТО могло бы способствовать улучшению ее положения на мировом рынке. Ведь в настоящее время по объему экспортируемой продукции она занимает лишь 20-е место в мире, к тому же направленность ее экспорта сырьевая.
И действительно, парадоксальный рост объемов экспортируемой из России продукции в условиях экономического кризиса объясняется тем, что большая ее часть – сырье: в 1995 г. нефти и газа в общей структуре экспорта — 40,2%, металлов, драгоценных камней и изделий из них — 29,8%, в то время как машин, оборудования и транспорта — всего 8,1%. Однако в 1996 г. прирост экспорта сырой нефти и природного газа замедлился соответственно на 2,7 и 2,2% при снижении стоимости импорта на 2,7%. Это, естественно, снижает надежнность прогнозов успешного развития внешней торговли и всей экономики России. В то же время это свидетельствует о недостаточном обосновании теоретических представлений о рынке и роли государства в условиях рыночной экономики.
Мировой опыт свидетельствует, что безоглядное использование рыночной версии капитализма XIX в. не всегда срабатывает в условиях национальных экономик целого ряда стран, особенно, слаборазвитых. Повышение конкурентоспособности в значительно большей мере проявляется при наличии крупных промышленных центров. Поэтому с учетом любых новых условий они должны быть основой индустриализации и экономической мощи страны.
И действительно, роль крупных корпораций особенно результативно проявляется при координации их деятельности с малыми и средними предприятиями на основе кооперационных связей. Наиболее убедительно это подтверждает опыт таких стран, как Япония и Германия. Например, германская модель государственного регулирования, высокая дееспособность которой была весьма убедительно подтверждена при реиндустриализации Восточной Германии, предусматривает за государством следующие функции:
обеспечение необходимой доли накопления;
формирование должной структуры производства и высокой эффективности нового промышленного капитала;
обеспечение новых рабочих мест новой по квалификации рабочей силой;
осуществление в технологически наиболее передовых промышленных комплексах полной модернизации (через каждые четыре—пять лет) производственного аппарата.
Решенные в 1996 г. в Германии проблемы организации труда, модернизации оборудования и технологий, номенклатуры производимой продукции, укомплектованности предприятий и организаций квалифицированной рабочей силой и создания сети обслуживания потребителей предопределили необходимость концентрации усилий на решении главной проблемы — обеспечение приоритета высшего уровня конкурентоспособности.
* * *
Из сказанного можно сделать вывод: являясь рычагом и средством конкуренции, конкурентоспособность — категория общественного развития, проявляемая в соперничестве объектов для достижения определенных целей. Что же касается конкурентоспособности промышленной продукции, то это — технико-экономическая категория, оцениваемая совокупностью технических и экономических показателей, факторов и условий.
К техническим показателям, факторам и условиям относится качество продукции, в том числе ее надежность, эргономичность, ремонтопригодность, экологичность, безопасность, а также дизайн и условия предпродажного и послепродажного обслуживания.
Экономическими показателями, факторами и условиями являются: рейтинг (престижность) продукции при внутренней и внешней конкуренции на основе добросовестной информации и рекламы, патентная чистота, спрос, издержки производства, рентабельность, цена, лизинг, эффективность использования основного капитала, условия платежей и поставок, эффективность инновационно-инвестиционных процессов, факторы выбора рынка и технологии маркетингового продвижения продукции на рынок, стоимость экспорта, уровень таможенных пошлин, прибыль и др.
Основными факторами обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции являются: кадры и их квалификация; качество труда, эффективное организационно-экономическое управление промышленностью, системы управления качеством инновационных процессов и изготовления продукции, совершенные технологии производства и оборудование, поддержание качества (ремонтные службы, сервис), технология сбора и обработки информации, стандартизация и сертификация продукции, ипотечное кредитование, инвестирование, использование информационно-маркетинговой системы прогнозирования конъюнктуры рынка, управление рисками, функционально-стоимостной анализ.