Основной целью налоговой системы страны является реализация налогового потенциала при использовании законодательных возможностей для его развития.

Под налоговым потенциаломподразумевается максимально возможная сумма исчисленных в условиях действующего законодательства налогов на данной территории за определенный промежуток времени (то есть налоговый потенциал – потенциальная способность территории обеспечить максимальные налоговые доходы бюджета).

Термин «реализация налогового потенциала» означает привлеченную сумму налогов в бюджет на уровнем их исчисленных объемов.

В последнее время широкое распространение получило понятие «налоговое администрирование». Указанное понятие имеет двоякое понимание.

1. В широком смысле налоговое администрирование – система управления налоговым процессом в целом.

2. В узком (обычном) смысле – управление деятельностью налоговых органов по осуществлению налогового контроля и сбора налогов.

Недостатки налогового администрирования могут весьма болезненно сказаться на полном привлечении средств в бюджет, приводят к увеличению числа налоговых правонарушений, вносят дисбаланс в отношения регионов с федеральным центром и, как следствие, влекут социальную напряженность.

Успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, которые способствуют улучшению инвестиционного климата.

В современной трактовке подналоговым администрированиемпонимаетсяпроцесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми администрациями, обладающими властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов. Субъект налогового администрирования – налоговые администрации – в частности налоговые органы.

Налоговое производство – совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуждению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства. Субъектами налогового производства являются налоговые администрации и налогоплательщики.

Налоговые администрации – государственные налоговые и другие органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику, в частности экономическую, социальную, финансовую, и тесно с ней взаимодействующую налоговую политику.

Финансовая политика – совокупность методологических принципов, форм организации и методов использования финансов. Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политики.

Для современных условий развития рыночных отношений характерно усиление регулирующей роли государства в развитии экономики. Обеспечение развития экономики требует от государства использования всего арсенала имеющихся у него методов воздействия на нее. Социальный и научно-технический прогресс определяется при этом государственной финансовой политикой. Финансовая политика – совокупность методологических принципов, форм организации и методов использования финансов. Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политики.

Налоговая политикаможет быть представлена как:

- совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Составляющие налоговой политики:

- налоговая стратегия (разработка концепции и тенденции развития налоговой системы);

- налоговая тактика – достижение целей конкретного этапа развития экономики.

Обычно выделяют три типа налоговой политики государства.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государство рано или поздно попадает в ситуацию, когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Второй тип – политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России на современном этапе характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим, но в то же время просматривается тенденция перехода ко второму типу налоговой политики.

Цели налоговой политики могут быть сгруппированы следующим образом.

1. Экономические (повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций).

2. Фискальные (обеспечение потребности всех уровней власти в финансовых ресурсах).

3. Социальные (обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение дохода в интересах социальных групп, сглаживание неравенства).

4. Международные (выполнение международных финансовых обязательств, укрепление экономических связей с другими организациями).

Инструментами регулирования налоговой политики являются:

-налоговые ставки (дифференцированные для разных категорий);

- налоговые льготы;

- налоговые санкции;

- правила формирование налоговой базы.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику – экономическую, военную, социальную, международную и др.

Управление налогообложением осуществляется посредством использования налогового механизма, представляющего собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая арсенал различных настроечных инструментов: налоговых льгот, налоговых ставок, способов обложения и др.

Налогообложение – процесс установления, введения и изменения налогового законодательства, элементов налогов и сборов, участников налоговых отношений, налогового администрирования, а также взимания налогов и сборов в соответствии с выбранной налоговой политикой.

Налоговый механизм – система правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Практическая реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Субъекты налогового механизма – налоговые органы, налогоплательщики, а так же все стороны законодательно наделенные правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения. Элементы налогового механизма: планирование, регулирование, контроль.

Элементы налогового механизма: планирование, регулирование, контроль.

Наиболее важнымэлементом налогового механизма является налоговый контроль. Цель налогового контроля – обеспечить соблюдение правил бухучета, отчетности, законодательных основ налогообложения.

Объект контроля – финансово-хозяйственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов).

Принципы организации налогового контроля:

- нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;

- одно правонарушение – одно взыскание:

- поглощение взысканий, а не их сложение:

- ясность состава налогового правонарушения для всех сторон налоговых отношений;

- обоснованность налоговых санкций;

- действенность санкций.

Находясь в иерархическом подчинении экономической и финансовой политике, налоговая политика носит самостоятельный характер и тесно связана с направлениями стратегии социально-экономического развития страны. Главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Основополагающий принцип налоговой политики – принцип оптимального налогообложения, состоящий в установлении, на основе экономически обоснованных предложений, режима налогообложения, стимулирующего экономическую активность налогоплательщика при обеспечении необходимого – на уровне налогового потенциала объема налоговых поступлений в бюджет. Основное направление налоговой политики современного рыночного государства - формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Налоговый процесс – регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержанию объектов налогообложения; составу налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

Наши рекомендации