Инкотермс и договор перевозки

Следует подчеркнуть, что Инкотермс обращаются к торговым терминам, используемым в договорах купли-продажи и не оперируют терминами - хотя бы и излагаемыми теми же словами, - используемыми в договорах перевозки, в частности, условий чартера. Условия чартера обычно уделяют больше внимания возмещению расходов по погрузке, выгрузке и времени, необходимому для этих операций (именуемые положения о демередже). Сторонам договора купли-продажи целесообразно выделить в нем соответствующие положения для возможно более ясного понимания, каким временем располагает продавец для погрузки товара на судно или иные подходящие средства, предоставляемые покупателем, а покупатель - временем, необходимым для получения товара от перевозчика в месте назначения, а также определить, до какого момента продавец несет риски и оплачивает расходы по осуществлению погрузочных операций согласно терминам группы "F" и разгрузочных операций согласно терминам группы "С".

Тот факт, что согласно заключаемому продавцом договору перевозки термин чартера "free out" означает освобождение перевозчика от выполнения разгрузочных операций не обязательно влечет за собой переход риска и оплаты стоимости таких операций на покупателя по договору купли-продажи, так как из . , что заключенный продавцом договор перевозки включает разгрузочные операции.

Требование "на борту" по условиям FОВ, СFR и СIF

Договор перевозки определяет обязанности грузоотправителя или лица, передающего товар, в отношении передачи товара перевозчику. Условия FОВ, СFR и СIF сохранили традиционную практику поставки товара на борт судна. Хотя обычно предусмотренный договором купли-продажи пункт поставки товара совпадает с местом передачи товара перевозчику, современные транспортные средства создают серьезную проблему "синхронизации" договоров перевозки и купли-продажи. В настоящее время товары обычно передаются продавцом перевозчику до принятия их на борт судна или даже до прибытия судна в порт. В таких случаях рекомендуется использовать термины группы "F" или "С" , не предусматривающие передачу товара на борт судна, в частности FСА, СРТ или СIР вместо FОВ, СFR и СIF.

Переход на товар соответствующих рисков и расходов

Риск гибели или повреждения товаров, также как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят с продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара. Хотя продавцу не предоставлено право допускать просрочку в переходе риска и оплате соответствующих расходов, все термины допускают переход риска и соответствующих расходов до осуществления поставки, если покупатель не принимает согласованной поставки или не представляет инструкции (в отношении срока поставки и.или места поставки), которые продавец может потребовать для выполнения своей обязанности по поставке товара. Для перехода риска и распределения расходов в первую очередь необходимо, чтобы товар был индивидуализирован и предназначен именно для данного покупателя, или, как указано в терминах, был отложен для него (предназначение). Это наиболее важно при поставке товара на условиях ЕХW, поскольку при поставке товара на всех иных условиях он обычно индивидуализируется и предназначается конкретному покупателю при подготовке его к погрузке и отправке (термины группы "F" и "С") или при поставке его в место назначения (термины группы "D"). В исключительных случаях, когда товар отгружается продавцом навалом без выделения для каждого покупателя соответствующих количеств, переход риска и соответствующих расходов осуществляется только после надлежащего выделения товара, как было отмечено выше (сравни также статью 69.3 Конвенции ООН 1980 г. О договорах международной купли-продажи).

Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положением Инкотермс 1990 г.

Заключение

В настоящее время определение таможенной стоимости товаров осуществляется на основе законодательства Таможенного союза, дополняемого национальным российским законодательством. Таможенная стоимость товаров представляет собой расчетную величину, используемую государством в качестве экономической основы при регулировании внешнеэкономической деятельности, т.е. таможенная стоимость является экономической категорией, функционально направленной на практическую реализацию законодательства Российской Федерации по таможенным вопросам. Принципы определения таможенной стоимости товаров наряду с установлением условий и порядка применения методов определения таможенной стоимости также имеют своей целью гарантию равного и справедливого подхода ко всем участникам внешнеэкономической деятельности при соблюдении и защите интересов, как государства, так и участников внешнеэкономической деятельности.

Грамотному определению таможенной стоимости помогают Инкотермс – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора междуна-родной купли-продажи, которые определены заранее в международно при-знанном документе. Эти условия регламентируют момент передачи права собственности на товар (и, соответственно, ответственность за испортившийся в пути товар, неправильное оформление документов на груз и т. д.). Последняя редакция документа получила название Инкотермс 2010.

Точное восприятие каждого термина, его влияния на контрактные, транспортные и страховые обязанности, то есть правильное использование новых Правил Международной торговой палаты «Инкотермс 2010», значительно упрощает процесс составления договора и позволяет избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации торговых терминов в различных странах.
Инкотермс определяет базовые условия поставок. В свою очередь, базисные условия поставки определяют порядок формирования цены товаров, являющейся основным компонентом таможенной стоимости.

В связи с этим ошибочным представляется выделение базисных условий поставки в качестве самостоятельного фактора, непосредственно влияющего на начисление таможенных платежей. Базисные условия поставок влияют на структуру затрат, включаемых в таможенную стоимость товара, совместно с применяемыми формами расчетов, указанных во внешнеторговом контракте, оказывают влияние на организацию учета расчетов с иностранными поставщиками. На основании указанных во внешнеторговом контракте базисных условий «Инкотермс 2010» рассчитывают контрактную (экспортную) цену товара, определяют обязанности продавца и покупателя по представлению и оплате коммерческих документов, распределяют между сторонами риск потери или повреждения товара, что, в свою очередь, способствует определению таможенными органами таможенной стоимости.

Литература

1. Инкотермс 2010.

2. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010).

3. Букина Н.В. Совершенствование международных правил: Incoterms 2010. // Международные банковские операции. 2011. №2.

4. Вилкова Н.Г. Комментарий МТП к Инкотермс 2000. Толкование и практическое применение (постатейный). – М., 2004.

5. Макарова Н. Новая редакция Инкотермс. // Международные банковские операции. 2010. №4.

6. Постникова Л.В. Документальное оформление экспортных операций: базисные условия поставки внешнеторгового договора. // Бухучет в сельском хозяйстве. 2011. №6.

7. Свинухов, В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2004.

8. Свинухов В.Г., Сенотрусова В.С. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного Союза. // Право и экономика. 2011. №2.

9. Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости. // Реформы им право. 2008. №4.

10. Фонотова О.В. Тенденции развития Инкотермс. // Международное публичное и частное право. 2005. №4.

Наши рекомендации