Договор перевозки пассажира и багажа: понятие и особенности, элементы, исполнение, ответственность сторон. Договор транспортной экспедиции.

Понятие - по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

По правовой природе договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным, публичным.

Стороны. Пассажир – любое физическое лицо. Перевозчик – транспортная организация, относящаяся к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина.

Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Цена. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании утвержденных тарифов.

Заключение договора. Так как договор является публичным, его заключение для транспортной организации является обязательным с каждым обратившимся гражданином. Основные условия договора перевозки пассажиров для всех должны быть одинаковыми. По способу заключения договор является договором присоединения. Предложение транспортной организацией заключить договор носит характер публичной оферты, а со стороны пассажира, приобретающего билет, ее акцепт совершается в форме конклюдентных действий (оплата стоимости билета).

Пассажир, который приобрел билет, то есть заключил договор, имеет право в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора:

- провозить с собой бесплатно одного ребенка не старше 5 лет без занятия отдельного места;

- делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более, чем на 10 суток;

- продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования и др.

Пассажир в любое время по своему усмотрению вправе отказаться от договора перевозки пассажира, то есть в одностороннем порядке.

По КТМ: при морской перевозке, если пассажир отказался от перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо до отхода судна вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок), ему возвращается плата за проезд и за провоз багажа.

По УЖТ: если пассажир отказался от договора:

- не позднее, чем за 8 часов до отправления, то он получает обратно стоимость проезда: стоимость билета и стоимость плацкарты;

- менее чем за 8 , но не позднее, чем за 2 часа до отправления вправе получить стоимость билета и 50% плацкарты;

- менее чем за 2 часа выплачивается только стоимость билета.

Независимо от сроков возврата билета стоимость проезда возвращается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места, болезни пассажира.

Договор перевозки багажа

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Законодатель включает действия перевозчика по доставке и выдаче багажа в предмет договора перевозки пассажира, не формулируя отдельного договора перевозки багажа. Обязательства по доставке и выдаче багажа у перевозчика возникают лишь после приобретения билета пассажиром. Если пассажир имеет вещи, которые признаются ручной кладью, то его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке багажа не возникает.

Сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа.

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, сведения о которой вносятся в багажную квитанцию.

Срок доставки багажа определяется временем следования в пункт назначения. По УЖТ прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа. За хранение сверхустановленного срока взимается плата. Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком. В случае неприбытия багажа на станцию назначения в течение 10 суток, он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если багаж будет все же доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ране выплаченную сумму за его утрату.

От перевозки багажа следует отличать перевозку грузобагажа, а также грузов для личных (бытовых) нужд граждан. В качестве отправителя грузобагажа может выступать не только пассажир, но и любое лицо, отправляющее указанный грузобагаж или груз. Данный договор носит реальный характер. Его заключение удостоверяется грузобагажной квитанцией.

Исполнение договора:

Обязанности перевозчика:

1. Своевременно подать транспортное средство для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения. По КТМ перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место его посадки и (или) высадки, если это необходимо вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования и других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В подобных случаях перевозчик обязан доставить пассажира в пункт отправления за свой счет или возместить пассажиру реально понесенные расходы.

2. Предоставить пассажиру место, соответствующее приобретенному билету. По УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно билету, перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории без взимания дополнительной платы, либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного пассажиром билета, с возвратом разницы в стоимости. На морском транспорте пассажир может либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

3. Доставить пассажира и его багаж в пункт назначения.

4. Создать пассажиру комфортные и безопасные условия поездки. При этом уровень безопасности для всех пассажиров обеспечивается одинаково, а уровень комфортности – в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от пожеланий пассажира за отдельную плату.

5. Оказать пассажиру комплекс услуг, оплаченный при покупке билета, а также дополнительные услуги на платной основе.

Обязанности пассажира:

1.Уплатить перевозчику установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

2. Во время поездки вести себя надлежащим образом и соблюдать интересы других пассажиров. На ж/д транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если пассажир находится в состоянии опьянения и нарушает правила поезда и общественный порядок. При этом деньги за проезд на возвращаются.

Понятие - по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

По правовой природе договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным, публичным.

Стороны. Пассажир – любое физическое лицо. Перевозчик – транспортная организация, относящаяся к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина.

Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Цена. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании утвержденных тарифов.

Заключение договора. Так как договор является публичным, его заключение для транспортной организации является обязательным с каждым обратившимся гражданином. Основные условия договора перевозки пассажиров для всех должны быть одинаковыми. По способу заключения договор является договором присоединения. Предложение транспортной организацией заключить договор носит характер публичной оферты, а со стороны пассажира, приобретающего билет, ее акцепт совершается в форме конклюдентных действий (оплата стоимости билета).

Пассажир, который приобрел билет, то есть заключил договор, имеет право в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора:

- провозить с собой бесплатно одного ребенка не старше 5 лет без занятия отдельного места;

- делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более, чем на 10 суток;

- продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования и др.

Пассажир в любое время по своему усмотрению вправе отказаться от договора перевозки пассажира, то есть в одностороннем порядке.

По КТМ: при морской перевозке, если пассажир отказался от перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо до отхода судна вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок), ему возвращается плата за проезд и за провоз багажа.

По УЖТ: если пассажир отказался от договора:

- не позднее, чем за 8 часов до отправления, то он получает обратно стоимость проезда: стоимость билета и стоимость плацкарты;

- менее чем за 8 , но не позднее, чем за 2 часа до отправления вправе получить стоимость билета и 50% плацкарты;

- менее чем за 2 часа выплачивается только стоимость билета.

Независимо от сроков возврата билета стоимость проезда возвращается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места, болезни пассажира.

Договор перевозки багажа

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Законодатель включает действия перевозчика по доставке и выдаче багажа в предмет договора перевозки пассажира, не формулируя отдельного договора перевозки багажа. Обязательства по доставке и выдаче багажа у перевозчика возникают лишь после приобретения билета пассажиром. Если пассажир имеет вещи, которые признаются ручной кладью, то его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке багажа не возникает.

Сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа.

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, сведения о которой вносятся в багажную квитанцию.

Срок доставки багажа определяется временем следования в пункт назначения. По УЖТ прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа. За хранение сверхустановленного срока взимается плата. Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком. В случае неприбытия багажа на станцию назначения в течение 10 суток, он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если багаж будет все же доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ране выплаченную сумму за его утрату.

От перевозки багажа следует отличать перевозку грузобагажа, а также грузов для личных (бытовых) нужд граждан. В качестве отправителя грузобагажа может выступать не только пассажир, но и любое лицо, отправляющее указанный грузобагаж или груз. Данный договор носит реальный характер. Его заключение удостоверяется грузобагажной квитанцией.

Исполнение договора:

Обязанности перевозчика:

1. Своевременно подать транспортное средство для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения. По КТМ перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место его посадки и (или) высадки, если это необходимо вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования и других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В подобных случаях перевозчик обязан доставить пассажира в пункт отправления за свой счет или возместить пассажиру реально понесенные расходы.

2. Предоставить пассажиру место, соответствующее приобретенному билету. По УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно билету, перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории без взимания дополнительной платы, либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного пассажиром билета, с возвратом разницы в стоимости. На морском транспорте пассажир может либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

3. Доставить пассажира и его багаж в пункт назначения.

4. Создать пассажиру комфортные и безопасные условия поездки. При этом уровень безопасности для всех пассажиров обеспечивается одинаково, а уровень комфортности – в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от пожеланий пассажира за отдельную плату.

5. Оказать пассажиру комплекс услуг, оплаченный при покупке билета, а также дополнительные услуги на платной основе.

Обязанности пассажира:

1.Уплатить перевозчику установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

2. Во время поездки вести себя надлежащим образом и соблюдать интересы других пассажиров. На ж/д транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если пассажир находится в состоянии опьянения и нарушает правила поезда и общественный порядок. При этом деньги за проезд на возвращаются.

Наши рекомендации