Особенности динамики и структуры современной международной торговли
Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует обмен услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25 % мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.
19. Особенности ценообразования в мировой торговле.
Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
На уровень мировых цен воздействуют:
1) валюта платежа;
2) условия расчета;
3) другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
Состояние спроса и предложения в мировой торговле относится к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены.
На цену предлагаемого товара влияют:
1) платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. наличие денег;
2) объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;
3) полезностьтовара и его потребительские свойства. Составляющими ценообразующих факторов предложения являются:
1) количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
2) издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
3) цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю.
Общепринятые условия поставки:
1) техническое обслуживание;
2) гарантийный ремонт;
3) другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации:
1) существуют понятия «цены продавца», т. е. предлагаемые продавцом (относительно более высокие), и «цены покупателя», принимаемые и уплачиваемые покупателем (относительно более низкие);
2) в зависимости от рыночной конъюнктуры «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель, ситуация в части цен возникает противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.
Развитие науки и технологии оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик товара, стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом так называемого полезного эффекта (возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара и его цена для потребителя снижаются.
Роль государства в международной торговле.
Таможенные тарифы.
Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии стоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.